Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
16-01-2009 19:46
 
Как нас делают "автокефалистами". Поймут ли украинские автокефалисты, что сейчас для окончательного успеха автокефального дела нужен как раз не украинский, а "кремлевский" Патриарх в Москве?

Чем бы ни завершился предвыборный процесс в РПЦ МП, уже точно ясно одно – эта кампания войдет в историю как исключительно яркий и масштабный бенефис диакона Андрея Кураева. Шокирующие публику все новые и новые разоблачительные опусы, превращающие РПЦ МП в какой-то сплошной частокол криминала, вылетают из-под пера диакона-писателя словно горячие пирожки. Слишком уж нарочито, независимо от ее содержания, выглядит такая необычайная, неправдоподобная активность по неугомонной агитации за всем известного кандидата. Но попытаемся все-таки поверить, что она - всего лишь веление сердца. Что называется, "накипело". Именно так объясняет свои действия сам "герой дня".

Однако налицо уж слишком явная тенденциозность – все "вольные мысли" Андрея Кураева ложатся во вполне определенное русло. Как ни поверни, а все выходит, что нужен нам в Патриархах митрополит Кирилл (Гундяев), и только митрополит Кирилл.

Диакон Кураев, конечно, велик и в гневе своем, и в черном пиаре. Но как-то само собой возникает подозрение: а столь уж спонтанны и самодеятельны продвигаемые нашим миссионером постулаты, и не являются ли они неким идеологическим фундаментом все того же претендента на патриарший престол? Если это хотя бы в какой-то мере так, то можно уже сейчас обнаружить зерна будущей политики возможного Патриарха, если, конечно, им будет митрополит Кирилл.

Из того, что написал и сказал на эту тему Андрей Кураев, а в особенности из его последнего опуса "Патриарху надлежит быть... молитвенником?" мы уже поняли, что нам нужен не столько молитвенник или даже совсем не молитвенник, но ловкий менеджер, биржевой игрок, политик и администратор. В общем-то, все банально – РПЦ МП нуждается в Патриархе "внешних сношений", а потому им, естественно, должен стать глава ведомства, специализирующегося на этих самых "сношениях".

Это главная идея, но у нее есть нюансы. В частности, просматриваются перспективы решения некоторых наболевших вопросов церковной жизни. В данном случае имеются в виду перспективы автокефалии украинской, а заодно, быть может, и белорусской.

Уж, кажется, кто-кто, а диакон "всея Руси" показал себя самоотверженным борцом против автокефалии, организовывая и возглавляя в запале этой борьбы крестовые рок-походы по городам и весям Украины. Но мало ли что... Раньше он и почившего Патриарха вроде бы безоговорочно почитал, а вот ведь обнаружилось вдруг, что РПЦ МП после него в таком состоянии, что только антикризисного менеджера вызывай. Да и, оказывается, какую-то там порочную бюрократическую практику ушедший Патриарх завел... Так что уже давно пора не удивляться головокружительным вывертам нашего главного диакона. Давайте лучше вчитаемся в такие слова из упомянутой выше статьи Андрея Кураева: "Так в чем же долг именно патриарха? Это должен быть, прежде всего, политик и администратор. Он – тот, кому Церковь поручила представлять ее в диалоге со светской властью. Он – епископ столичного города. И только в этом его отличие от других епископов. Ему легче выходить на высшие государственные власти для отстаивания общецерковных интересов и для помощи региональным епископам в решении их локальных проблем. <…> Никакого особого таинства патриаршества нет. Обычный епископ в не совсем обычном городе – в столице. Что, от Москвы до Неба ближе, чем от Владивостока? Нет, конечно. Но от кабинета московского епископа ближе до кабинета всероссийского царя или президента. И вот в силу этой близости вся Церковь, все другие епископы обращаются к своему столичному коллеге с тем, чтобы он не "вымолил" их, а помог отстоять интересы Церкви (в том числе провинциальных епархий) в коридорах дворцовой власти".

Пусть так – Патриарх нужен именно как приближенный к царскому престолу ходатай, но почему именно к российскому престолу? Создается ощущение, что Кураев как-то "забыл" о том, что территория Московской патриархии простирается, по крайней мере, на три сравнительно независимых государства, где ведущей конфессией является православие. Надо сказать, что такая "забывчивость" все более и более проявляется в словах и действиях ведущих иерархов РПЦ МП, а особенно митрополита Кирилла. Теперь в словах Кураева мы слышим обоснование этой идеологии, в центре которой курс на сближение и "взаимопонимание" с государством, и далеко не только лишь в отстаивании церковных интересов. Перспективы такого сугубого сотрудничества, за которое ратует и митрополит Кирилл, и диакон Кураев, реальны только в том случае, если церковную и светскую власти будет спаивать однозначно общий интерес. Или, иначе говоря, когда Русская Православная Церковь Московского патриархата, балансирующая на трех стульях, не усядется твердо и однозначно на одном комфортном кресле – станет не столько русской, сколько сугубо российской Церковью, клерикальной структурой при государстве Российская Федерация.

В каком-то смысле это органичный процесс. Потребность в автокефалии всегда и возникала для того, чтобы Церковь была своей для государства. Вот такая автокефалия нужна сейчас РПЦ МП. По крайней мере, в видах кирилловской партии.

Похоже, что РПЦ МП, рожденная в СССР, имеет все шансы разделить судьбу последнего. Ведь "могильщиком" Советского Союза оказались вовсе не "младшие братья", а Российская Федерация, сама метрополия и ядро советской империи. Просто новой России понадобилась своя власть и свой президент. Другие государства бывшего СССР получили свою независимость уже как следствие независимости России, как подарок судьбы, не всегда даже особенно чаемый. Если Украина все же хоть как-то выказывала стремление к независимости, то в Беларуси далеко не все оказались готовы принять такой подарок. Но пришлось.

Точно по такому же плану могут развиваться события и в церковной политике. Сейчас российской части РПЦ МП, ранее безусловно стоявшей на страже "единства русской Церкви", неожиданно для нее самой может понадобиться своя собственная автокефалия, а потом уже, как следствие, решится сам собой и вопрос единства Украинской Церкви.Автокефалия будет в буквальном смысле "дарована", как это и требуется по канонам. Разумеется, свалится такой подарок и на Белорусскую Церковь, хочет она того или нет.

Попутно хочется заметить, что такие перспективы весьма выгодны и в чисто тактическом плане – они увеличивают шансы митрополита Кирилла в будущих выборах на Соборе, где около трети делегатов будут из Украины, и настроены они пока голосовать за своего предстоятеля митрополита Владимира. Но среди них, как известно, немало явных и тайных сторонников автокефалии. Поймут ли они, что им сейчас для успеха своего дела нужен как раз не украинский, а кремлевский Патриарх в Москве? Такой, как митрополит Кирилл. Вместе со своим верным оруженосцем Андреем Кураевым.

Людмила Суходольская,
для "Портала-Credo.Ru
"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]