Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
06-04-2007 14:47
 
Академик РАЕН ВАЛЕНТИН НИКИТИН: "В Святейшем Синоде Победоносцев видел начатки соборности"

"Портал-Credo. Ru": Вы занимались литературным наследием Константина Петровича Победоносцева, столетие кончины которого на днях отмечалось в России. Кем он был прежде всего - церковно-государственным деятелем, просветителем?

Валентин Никитин: Главная заслуга Победоносцева – развитие народного образования, прежде всего, церковно-приходских школ. Еще киевский князь Ярослав Мудрый предпринимал попытки распространения на Руси грамотности, основав в Новгороде Великом духовное училище. По инициативе Победоносцева эта задача, можно с уверенностью сказать, была решена, – спустя восемь столетий! Ведь, как это ни странно, начальных народных школ допетровская Русь почти не имела. Петр I в 1714 г. учредил для дворянских детей "цифирные школы", в которых обучали арифметике и грамоте. Екатерина I распространила это обучение и на детей из духовного сословия, но для крестьянских детей такие школы оставались практически недоступными. Почти заглохшее в царствование Павла I, дело народного образования оживилось при Александре I. Но лишь при царе Александре II Освободителе, великом реформаторе и преобразователе, была создана при церковных приходах широко разветвленная система народных школ. Именно благодаря заботам Победоносцева, школы эти стали пользоваться с 1884 г. особыми заботами правительства. Произошло это уже при Александре III, воспитателем которого был Победоносцев. В 1885 г. при Синоде, во главе которого на посту Обер-прокурора незыблемо стоял Константин Петрович, учредили особый совет для руководства церковно-приходскими школами. То была великая инициатива, способствовавшая решению вопроса о грамотности населения, только что освободившегося от крепостного права. Эту проблему решали потом и большевики, – "ударными темпами" в форс-мажорных условиях; а реформа Победоносцева носила органический характер. Очень важно, что вопрос о грамотности населения решался под эгидой Церкви, и крестьянин не чувствовал себя оторванным от родных корней. Эти школы, а их за короткое время было открыто около 50 тысяч, ощущали постоянную заботу со стороны Победоносцева, они имели соответствующие льготы. Следствием того, что школы прекратили впоследствии свое существование и коренное население России оказалось оторвано от Церкви, явилась духовная опустошенность нескольких "атеизированных" поколений…

Победоносцев ведь еще и сам был духовным писателем и издателем?

– Да, и при том выдающимся! Он стал автором учебника "Закон Божий", блистательно перевел Новый Завет и книгу "О подражании Христу" Фомы Кемпийского, издал книгу "Праздники Господни", знаменитый "Московский сборник", "Историю Православной Церкви до разделения Церквей", хотя по образованию был правоведом, а не богословом и не литератором. Блестящая образованность и широта взглядов стали причиной того, что именно Победоносцеву выпала честь быть учителем наследника престола - будущего царя Александра III. Цесаревича он сопровождал в знаменитом путешествии по России в 1863 г., а затем стал сенатором и академиком, почетным членом многих ученых обществ и почти всех российских университетов.

Однако реформа Победоносцева встретила сопротивление со стороны земства...

– ...да и со стороны социал-демократов тоже – словом со стороны всех тех, кому был не по душе лозунг "православие, самодержавие, народность", убежденным поборником которого и сохранившим ему верность до конца жизни, оставался Победоносцев.

Его прозвали "русским Торквемадой" и даже "Великим инквизитором" – вот они "совиные крыла", вспомните "Заседание Государственного Совета "Репина.

– Прозван он был теми, кто жаждал для России революционных потрясений, а не мирных реформ; потрясений, приведших к катаклизму в 1917 г.!. И "крыла" – не совиные (кстати, сова – символ мудрости), а чудовищных нетопырей, простерлись тогда над Россией – куда более страшные! А что касается "Великого инквизитора", то именно с автором "Легенды о Великом инквизиторе" (в "Братьях Карамазовых") Победоносцева связывали очень теплые, можно сказать дружеские взаимоотношения, и об этом писала Анна Григорьевна Достоевская, вдова великого писателя. Победоносцев и Достоевский часто доверительно и чрезвычайно интересно беседовали, они оказали взаимное влияние друг на друга. Именно обер-прокурор был автором передовиц в журнале Достоевского "Гражданин", которые подписывал как "ZZ", а также как "N-cкий". До нас дошли 15 писем Победоносцева к Достоевскому и множество его писем к вдове писателя. Константин Петрович трогательно заботился об осиротевших детях своего друга и помог их матери получить весьма приличную пенсию после смерти мужа. При содействии Победоносцева в России был открыт первый литературный музей – им стал музей Достоевского (отдельное помещение в здании Исторического музея в Москве). Так что от изображения на репинской картине Победоносцев реальный весьма далек. Конечно, взгляды Достоевского на христианство были гораздо более "объемными", и он, как принято говорить, был гораздо "более русским", чем Победоносцев. Кстати, именно последний ответил Достоевскому на слова "широк русский человек" - "я бы сузил". И в то же время в его личности удивительно органично сочетались черты славянофила и западника.

В чем?

– Он был против слепого подражания Западу, против реформ, которые осуществил граф Лорис-Меликов, считая, что России не нужен парламент, который называл "говорильней"...

Как и Столыпин...

– Да, в этом они совпадали. И, возможно, проживи Константин Петрович дольше – быть может и не увидела бы Россия тех потрясений, которые случились. Но история, как известно, не знает сослагательного наклонения.

Но как же при этом - занимать пост обер-прокурора Святейшего Синода – учреждения по существу западного типа?..

– Победоносцев видел в коллегиальном Синоде начатки соборности. И, между прочим, не разделял идеи о том, чтобы император Николай II стал Патриархом, как предложил сам Государь членам Синода, кажется, в 1906-ом году.

Увы, образ обер-прокурора был в советское время искажен до неузнаваемости! Он совсем не был таким жестоковыйным ретроградом, "мракобесом" и реакционером, каким его изображали ангажированные историки в угоду партийным вождям. Достаточно сказать, что сам Победоносцев разработал проект амнистии политическим эмигрантам и взывал к милосердию Александра III по отношению к изгнанникам. Победоносцев был убежден в необходимости добиться возвращения блудных, но раскаявшихся сыновей в Россию, чтобы они могли приносить несомненную пользу своему народу и своей стране.

Беседовал Алексей Феоктистов,
для "Портала–Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]