Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
07-06-2006 20:35
 
Генеральный секретарь Организации Исламская Конференция ЭКМЕЛЕДДИН ИХСАНОГЛУ: "Перед исламским миром стоит две задачи – религиозная умеренность и модернизация"

"Портал-Credo.Ru": Ваше превосходительство, Вы, наверное, не можете не иметь суждения по вопросу о том, нуждается ли ислам как религиозная система в наше время в радикальных реформах и нуждается ли в таких реформах ОИК как мировая политическая система?

Экмелитдин Ихсаноглу: Прежде всего, хотелось бы поблагодарить Вас именно за этот вопрос, поскольку он дает возможность высказаться по едва ли не самой главной для меня проблеме. Ислам сегодня стакивается со множеством вызовов – как изнутри, так и из внешнего для него мира. Эти вызовы можно условно сформировать в две категории – необходимость умеренности и модернизации. Об этой необходимости говорит сейчас весь исламский мир.

Первая касается модернизации. За последние два столетия исламский мир значительно в технологическом смысле отстал от стран, которые можно обозначить как индустриальный треугольник, включающий США, Европу (с Россией) и Японию. Все остальные страны, которые не затронул технический прогресс, оказались в стороне и от общественной и политической модернизации. Большое количество стран за это время было изрядно измотано внутренней и внешней борьбой и сейчас они серьезно отстают от мирового мэйнстрима.

Оказавшись за пределами технического прогресса, они отстали также политически, идеологически и религиозно. Политические системы большинства мусульманских стран не отвечают современным стандартам. В них не только нет разделения властей, но нет также и нормального распределения национальных богатств в обществе, нет нормального открытого общественного мнения. Это, в конечном итоге, приводит и к общему интеллектуальному отставанию.

И здесь мы можем перейти ко второй проблемной категории – необходимости умеренности в исламе. Радикальные движения в странах, о которых мы сейчас говорим, появились именно в результате неспособности их систем к модернизации собственного аппарата. Во второй половине прошлого столетия для радикальных движений было множество популярных идеологий: марксизм, коммунизм, маоизм. Тогда мы не слышали об исламе как идеологической основе радикальных движений. Ныне, поскольку те идеологии безвозвратно ушли в прошлое и уже не имеют той популярности, мы сталкиваемся с тем, что единственной такой идеологией становится исламская. Причем, эта идеология не имеет корней ни в религиозной, ни в культурной среде ислама.. Все нынешние радикальные исламские движения возникли как результат социально-экономического неустройства мусульманского мира, но так же свою роль сыграло и иностранные вторжения, двойные стандарты, с которыми сталкивается исламский мир. Все это создает базу для радикализма. Молодые люди жаждут выразить все то, что у них внутри кипит, они хотят участвовать в политической жизни, но им этого не дозволяют в рамках существующих политических систем. И они уходят в подполье, в экстремистские движения. Но при этом они хотят как-то оправдать свои поступки и единственный способ, которым можно это сделать – повесить на экстремизм исламский ярлык.

Нам нужно проводить и большую религиозно-просветительскую работу, ибо здесь есть много, что сказать. Ислам – единственная религия, сохранившая на протяжении четырнадцати веков своего существования изначальные принципы, то с чего она начинала. Каждый мусульманин верит в то, что слово Корана – это слово самого Господа. Он знает, что в Коране с того момента, как он был записан, не изменилось ни одного слова. Кроме того, в исламе присутствует богатая литературная и культурная традиции. И, зная ее, можно сделать вывод, что ничто не может оправдать того, что происходит сегодня. Даже во время войны настоящий мусульманин не может убить женщину, ребенка, и даже вырвать с корнем дерево. Конечно, мусульманин должен сражаться, но даже на войне, как и во всей жизни, существует определенная этика и правила. То, что часто творится сегодня, не имеет никакого отношения к исламу.

Что касается реформ в ОИК, я смогу сказать, что реформы идут, причем довольно радикальные. Сейчас идет такая работа в рамках Хартии ОИК, ее программы, устава. Мы начали делать эту работу полтора года назад, и она будет продолжаться и впредь.

Беседовал Валерий Емельянов,
для "Портала–Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]