Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
17-11-2004 19:15
 
Руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира МАКСИМ ШЕВЧЕНКО: "Конфессиональная журналистика – это журналистика, которая действует с точки зрения одной истины"

Портал–Credo.Ru: Возможно ли само понятие "конфессиональная журналистика"?

Максим Шевченко: Конечно, возможно, потому что конфессиональная журналистика – это журналистика, которая отстаивает интересы конфессии, как некоей публичной корпорации, обладающей своими целями, задачами, идеологией, семантикой, семиотикой. Журналистика, которая полагает, что цели и задачи, святыни и сакральные аспекты, связанные с жизнью и деятельности конфессии, к которой принадлежит журналист, значимы, и их надо защищать и продвигать и является конфессиональной журналистикой. В принципе, конфессиональная журналистика – это журналистика, которая действует с точки зрения одной истины. И эта истина выражена в вероучении той конфессии, к которой эта журналистика себя причисляет.

Какое влияние конфессиональная принадлежность журналиста оказывает на его профессиональную деятельность? Мешает она ему или помогает?

– Журналистика это технология обработки информации, продумывание, выстраивание пространств ее смыслов и содержания, донесения ее качественным образом до потребителя – будь то газета, телевидение, радиопрограмма. Принципы журналистики одинаковы. Журналистика – это, прежде всего, ремесло. Если журналист владеет технологией – он качественно подготовленный ремесленник.

Когда же мы говорим о конфессиональности – мы говорим об идеологическом наполнении. Мы же допускаем, что журналист может быть, скажем, "левым". Вот Ленин был великолепный социал-демократический, большевистский журналист. Троцкий был великолепный журналист, или, скажем, Рудольф Гесс был национал-социалистический журналист. Есть журналисты либеральные – допустим радикальный либерал-сионист Леонид Радзиховский. Вполне может быть журналист, который исповедует православные, исламские или протестантские взгляды, который руководствуется ими в своей жизни как фундаментальной основой собственного мировоззрения.

Если возможна журналистика политическая, а она, как показала практика и история журналистики, возможна, то точно также возможна журналистика конфессиональная. Насколько это мешает ремеслу? Смотря что иметь в виду под журналистикой – некую либерально-абстрактную журналистику, которая как бы анализирует все независимо, раскладывает любую ситуацию на аполитичные составляющие, препарирует ситуацию? Но ни один журналист – самый холодный, самый абстрактный не сумеет дистанцироваться от собственной личности. В ином случае это перестает быть журналистикой и превращается в аналитическую записку. А аналитическая записка не публикуема в газете или СМИ. Она плохо читаема.

Читателю, слушателю или зрителю интересно сопереживание, соучастие. Круг читателей аналитических записок гораздо уже, чем круг читателей статей или интервью, или круг зрителей или слушателей теле- или радиопередач. Мне кажется, что тут все зависит от порядочности журналиста. Есть принципы, универсальные для всех типов журналистики: не надо клеветать, лгать, передергивать факты. В остальном, ты можешь доказывать свою позицию, отстаивать ее, быть православным или мусульманином. Ты имеешь право полагать, что коммунизм является политической истиной, выраженной этой идеологией. Я лично не вижу в этом никакого противоречия.

– Каково будущее конфессиональной журналистики?

– Важно, чтобы это не превращалось в театральное действо, потому что в журналистике есть некие пространства, которые я бы разделял. Конфессиональность, также как партийность, есть способ внутренней ангажированности человека, его политической или идеологической позиции. А есть система СМИ. Это немного разные вещи. СМИ и журналистка не во всем совпадают. Например, есть плавание вообще, и есть необходимость плыть в какое-то определенное место. Любое конфессиональное СМИ редко бывает независимым, как, например "Радонеж", которое не выражает интересов какого-то определенного органа, или "Портал-Credo.Ru" – это религиозно-аналитическая журналистика.

Надо рассматривать независимые СМИ и СМИ, которые зависят от той или иной конфессиональной организации. Любая корпоративная газета или иное СМИ напрямую выражает интересы корпораций, которые финансирую данное СМИ. Всегда буду корпоративные издания, которые будут возникать и существовать по мере развития той или иной корпорации. Вряд ли религиозные организации в ближайшее время прекратят свое существование. Профессиональны СМИ, находящиеся в структуре религиозных организаций, епархий, например, духовных управлений – им развиваться-то некуда. Они не обсуждают проблемы свободно, а являются, по сути дела, органами пропаганды и выражают интересы той или иной организации. Они являются, по сути, стенгазетами, которые не развиваются, а выражают мнение руководства и поддерживают в народе уверенность в правильно выбранном курсе основной идеологической линии.

Если говорить о независимых СМИ, то их надо разделить. Есть политические СМИ, как, например "Радонеж" или "Черная сотня" - ультраправославные газеты, или в разных конфессиях есть независимые газеты, стихийно организованные группами верующих или бизнесменами, которые считают себя верующими. Им надо совершенствовать свое профессиональное мастерство в журналистике и уходить от пропаганды, потому что они ошибочно присутствуют на поле корпоративных СМИ. И вместо того, чтобы стать независимыми СМИ, они постоянно претендуют на то, чтобы стать корпоративными, официозными СМИ. Они не используют потенциальный ресурс, который в них заложен.

Если же взять такие аналитические структуры, как, например, Credo.Ru - Ваш Портал, или "Благовест" – это совершенно иной тип журналистики. Я бы не назвал их конфессиональной журналистикой. Для меня это светская журналистика. Вот "НГ-религии", которую я в свое время создал. Это светская журналистика, которая анализирует религиозное пространство.

Почему они светские? Потому что в их деятельности, несмотря на то, что среди журналистов, выступающих там, есть православные, протестанты, мусульмане, иудаисты – самые разны люди, они руководствуются не своими идеологическими взглядами, а неким структурным анализом. Они рассматривают пространства, субъектов пространства, их интересы. Они стараются руководствоваться универсальной аналитической логикой, не вкладывая в это идеологическое содержание. Это совершено иной тип журналистики. Я не могу сказать, что "Портал–Credo.Ru", НГ-религии, "Благовест" – это конфессиональная журналистика. Это неконфессиональные аналитические СМИ о религиозно-политической жизни.

Беседовал Владимир Ойвин,
для Портал–Credo.Ru


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]