Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
20-03-2014 13:41
 
Президент Гильдии экспертов по религии и праву РОМАН ЛУНКИН: «Протестантский пастор во главе украинского государства – уникальный факт на постсоветском пространстве»

"Портал-Credo.Ru": В Украине сложилась довольно нетипичная ситуация для всего постсоветского пространства, когда и.о. президента — протестантский пастор. Как Вы думаете, это обстоятельство как-то сказывается на деятельности Александра Турчинова в качестве политика?

Роман Лункин: То, что протестантский пастор стал одним из руководителей государства — исполняющим обязанности президента, — это, безусловно, уникальный и беспрецедентный факт на постсоветском пространстве. И, действительно, одни его одобряют, другие резко враждебно относятся к тому, что Турчинов стал главой государства.

С одной стороны, есть критики в протестантской среде, которые говорят, что быть пастором и политиком одновременно довольно сложно, а на деле получается, что практически невозможно совмещать эти сферы. С другой стороны, баптистское происхождение и евангельское настоящее Турчинова активно используется сейчас в кампании против всего революционного временного правительства — "правительства камикадзе" в Киеве. Среди тех грехов, которые российские СМИ находят у руководства нынешней Украины, упоминается и протестантское вероисповедание Турчинова – дескать, "вот, смотрите, у них там все как-то с изъяном, и этот тоже — он сектант".

- Удивительно, что баптистское происхождение Турчинова российская пропаганда долго не замечала, а в последнее время стала педалировать этот вопрос.

- В рамках той пропагандистской кампании, которая проводится по отношению к Украине, религиозная принадлежность Турчинова и вообще религиозная составляющая все-таки меркнет перед "нацистским мировоззрением" и "фашистской идеологией" некоторых членов правительства, о которых постоянно говорят российские СМИ. Поэтому в данном случае "сектантство" — это вообще мелочь. Но даже эта мелочь не так давно всплыла, и о ней стали говорить.

С другой стороны, я думаю, что этот религиозный фактор долго не всплывал именно потому, что и представители российской власти, и эксперты понимают, что игра с религиозным фактором в Украине довольно опасна. Это такая конфликтогенная сфера, которая может привести к еще большим размежеванием, конфликтам внутри самой Украины. И это, может быть, мало бы беспокоило и нашу прессу, и наших политиков, но межрелигиозный фактор и разжигание межрелигиозной розни, использование религиозной принадлежности политиков может затронуть Россию, то есть отношения Московского патриархата и разных украинских православных юрисдикций, в том числе и УПЦ МП, потому что если постоянно говорить о том, что те "поддерживают", а эти "не поддерживают", то можно еще больше расширить размежевание между Москвой и Киевом, в том числе и в церковной сфере, и способствовать еще большему отдалению УПЦ МП. Украина и так отдалилась и уходит на Запад, а если педалировать религиозную тематику, то тут еще и православие может размежеваться, чего не хотелось бы Москве. Именно с этим связана осторожная позиция Патриарха Кирилла в этом вопросе.

И еще один аспект, который связан с протестантизмом. Все-таки Турчинов не на пустом месте стал и.о. президента. Украина и в советское время, начиная с 20-х годов XX века, когда протестантизм так бурно развился и утвердился, всегда была местом массового развития евангельских движений — баптистов, евангельских христиан, пятидесятников, адвентистов и так далее. И протестантизм, в отличие от православных и греко-католиков, которые примерно локализованы по Востоку – Западу, распределен по всей территории Украины.

- Правда ли, что протестанты в Украине больше поддерживают прозападный курс, чем православные?

- Безусловно, считается, что протестанты поддерживают украинскую самостийность и Оранжевую революцию. Но все гораздо сложнее. Если в 2005 году многие протестантские церкви действительно, сломя голову, бросились поддерживать Тимошенко и Оранжевую революцию на баррикадах Майдана, то сейчас все-таки церкви, хотя и поддерживают новое временно правительство "камикадзе" и в целом тот патриотический подъем, который был на Майдане, но выступают более осторожно.

В конце прошлого года — в начале этого удалось достичь почти немыслимого ранее и невозможного: основные протестантские Церкви и православные разных юрисдикций стали выступать совместно и совместно заявлять свою позицию под предводительством митрополита Антония, управляющего делами УПЦ МП, который подписывал от имени Всеукраинского совета Церквей воззвания и заявления о примирении и об определенных требованиях верующих к новому временному правительству.

То есть если в 2005 году Церкви разделились по разным политическим лагерям, то сейчас — это вселяет, по крайней мере, в религиозной сфере большую надежду — они выступают с единой патриотической позицией - довольно корректной, но при этом однозначно признающей новую киевскую власть.

- Что касается "фашисткой составляющей" новой власти, то, насколько я знаю, протестантизм всегда дистанцировался от нацистских движений. Каким образом Турчинов находит общий язык с такими силами?

- Эта националистическая составляющая довольно сильна в украинской политике и от нее никуда не уйти. По-моему, частью Церквей, и протестантских в том числе, движет наличие некоторой революционной необходимости, революционные обстоятельства. И, я думаю, что Турчинов попал в такие вот революционные обстоятельства, которые заставляют его ради Майдана, ради строительства национального государства терпеть вокруг себя, в том числе, и людей, у которых не фашистские, но достаточно радикальные, националистические взгляды. Вопрос о фашизме — это скорее пропагандистский, агитационный вопрос, потому что людей, которые сейчас выступают с радикальными лозунгами о строительстве украинского государства, сложно назвать по идеологии именно фашистами.

За "фашизм" критиковать можно вообще все Церкви и руководство всех Церквей, которые встречались и с Турчиновым, и с Яценюком, то есть фактически поддержали новую власть. При этом совершенно очевидно, что это не значит, что Украинский совет Церквей поддерживает фашистов, "отъявленных националистов" или "солидаризируется с Ярошем". И ясно, что Церкви настроены на защиту и строительство не националистического, а именно национального украинского государства.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-Credo.Ru"

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]