Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
05-09-2003 17:21
 
Директор по репертуарному планированию линии «Другое кино» ВАДИМ АГАПОВ: «Если Закон Божий будет навязываться школой, мы опять войдем в то, что имели»

Портал-Credo.Ru: Как Вы относитесь к появлению православных священников в качестве фоновых персонажей, избавленных от присущих живым людям страстей и соблазнов, воровства и лицемерия, в школе и на экране кино?

Вадим Агапов: Тут надо несколько развести понятия - что происходит в школе, если там начинаются уроки Закона Божьего и так далее, и что происходит в кино, как люди начинают отображать отцов Церкви на экране. Это несколько разные вещи, хотя вроде бы тенденция одна и та же. Насчет преподавания религии в школе у меня большие сомнения. По одной простой причине - отношение к Богу и к религии это очень интимный вопрос. Если вводить такие уроки в школе, то с первого же класса нужно преподавать основы секса и порнографии - это вопрос того же самого уровня. Это настолько интимная сфера, что вряд ли стоит ее затрагивать в школе.

Тем более, когда личность только формируется на глазах у других детей, с которыми неизвестно, какие отношения, – вот у этого мальчика или у этой девочки. И вот так выворачивать наизнанку самое сокровенное вряд ли стоит. К тому же изначально загружать их догматами, которые если и придут, то должны прийти иным путем. К религии, к вере и послушанию, если и можно приходить, так минуя фазу отрицания и бунтарства. Многие рок-н-ролльные наши деятели – тот же Гребенщиков – пришли к какому-то виду веры и религии, но именно после того, как они отрицали все это. В школе ведь им ничего не навязывали.

Если это будет навязываться школой, я думаю, мы опять войдем в то, что уже имели, - был ведь такой пройденный этап, - постепенное сращение государства и Церкви. Рано или поздно чиновники для того, чтобы быть принятыми на работу, должны будут приносить справку о том, что они исповедовались батюшке, что все грехи отпущены. К чему это приведет в конечном итоге, мы знаем. Может быть, у нас появится на этой почве новый Толстой, но, я думаю, таких жертв это все-таки не стоит.

Портал-Credo.ru: Почему, на Ваш взгляд, в такой ситуации наиболее громкие протесты вызывают у нас в стране – и не только у нас, например, в Индии - европейские фильмы, а не американские? Почему "Общественный комитет по защите нравственности" стал обличать именно на французский балет "Благовещение"?

Вадим Агапов: Одна из версий, а я могу выдвигать здесь только версии, такова: в свое время, когда первая волна гласности схлынула, тоже ведь задумывались над тем, что делала наша цензура и как она реагировала. И ведь оказалось, если присмотреться, что наша цензура никогда не была тупой. Она очень остро чувствовала, что надо запрещать и чего запрещать не надо. Люди сидели действительно очень толковые.

Я думаю, что-то подобное происходит и сейчас. Когда мы видим того же Мэрилина Мэнсона, который может вытворять на сцене все, что угодно, когда Мадонна мастурбирует распятием на сцене, это шоу-бизнес, и люди, которые выстраивают как-то свою политику, позиционируют каким-то образом свой имидж в прессе, понимают, что нападать на это бесполезно, потому что это толпа поклонников и к тому же несозревших, очень большая, массивная толпа, с которой не нужно ссориться, их, наоборот, нужно к себе притягивать. И все это имеет характер игры, потому что в Америке кино – это в первую очередь бизнес, люди на этом зарабатывают деньги. Когда мы говорим о Европе, то вопрос встает острее, потому в Европе кино более авторское, больше акцент на искусство, на то, чтобы затронуть какие-то струны в душе или в умах людей. При меньшей, возможно, зрелищности, при меньшей показной скандальности, оно может нести гораздо более серьезный заряд сомнения в окружающем мире. И люди это чувствуют. Едва ли стоит говорить, что кругом мракобесы, те, кто запрещает, это люди толковые, разбирающиеся, они понимают, что в этом кино кроется опасности гораздо больше.

По-моему, Бодрияр в свое время сказал, что если прислушаться, то окажется, что Папа Римский произносит более скандальные вещи, чем Мадонна. Мадонну запрещают, Папу Римского никто не запрещает. Может быть, потому что Папа Римский не шумит, и не скандалит. Американская пресса ориентирована на внешний раздражитель, наша, как, может быть, более близкая к Европе, улавливает второй слой и понимает, что есть вещи поопаснее. Мэрилина Мэнсона можно не принимать всерьез, человек просто кривляется – и Бог с ним, а вот такие люди, как Годар – это серьезнее. К тому же, это удар не по такой широкой массе, с которой не нужно ссориться, - с массой глупо ссориться, ее надо как-то использовать, - это удар по людям, которые не так многочисленны, которых переманивать на свою сторону почти бесполезно, ведь если у них есть какие-то отношения к Богу, то настолько специфические, что требуют дополнительной, очень серьезной, глубокой проработки. С ними можно ссориться – они и так где-то там, в оппозиции, они все равно "не с нами". Насчет "Последнего искушения Христа", кстати, тоже странный случай. Да, фильм европейский, хотя и снят в Америке. Он считается американским, но Мартин Скорсезе генетически итальянец, а фильм снят по роману греческого автора. И сначала скандал наделал именно роман, потом уже фильм. И скандал, если не ошибаюсь, развернулся как раз в Италии, инвективы шли из Рима.

К тому же надо иметь в виду, что Америка на поверхностном уровне близка нам, потому что это такая пуританская страна, которая держится за протестантские [нормы], в каком-то смысле близкие к социалистическому "кодексу чести", социалистической этике. Если не затрагивать глубинных традиций, Советский Союз, вернее то, что осталось от Советского Союза, и Америка на этом уровне имеют определенное взаимопонимание. Если начинать копать глубже Европу, то тут начинается высветление тех слоев, что были у нас раньше, и могут быть упомянуты расколы, которые идут от Бог знает каких времен. Это может пугать людей, которые серьезно беспокоятся о судьбах церкви. Они должны помнить историю и держать в голове, чем это чревато, и к чему это может привести.

"Антихрист Суперзвезда" [первый концептуальный альбом Мэрилина Мэнсона, записанный в 1996 году] продавался на всех лотках и продается до сих пор, МTV крутит ролики и клипы с Мэнсоном, и ни у кого со стороны официальной церкви никаких претензий это не вызывало. А художники, у которых работ пятьсот, не больше, вызывают такую гневную отповедь, скандалы, и прочее. Это же смешно.

Беседовал Валерий Никольский, "Портал-Credo.Ru"

Полная версия интервью Вадима Агапова будет размещена на нашем Портале в ближайшие дни...


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]