Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Иером. Нектарий (Яшунский). "Краткая история священной борьбы старостильников Греции". ПРЕДИСЛОВИЕ


ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемая ныне вниманию российского читателя работа является сокращением более капитального, еще не законченного исследования (изложение событий в нем доведено нами в настоящее время до 50-х годов). Появление же данной брошюры вызвано церковными нуждами переживаемого момента. Последний Архиерейский Собор РПЦЗ (в ноябре 2000 года) установил тождество ее веры с верой экумениста Павла, патриарха Сербского, и определил курс на сближение с МП. После этого многие чада РПЦЗ, придя к окончательному убеждению в отпадении ее от Православия и не находя в России других истинно-православных юрисдикций, обращаются к нам за сведениями, исходя прежде всего не из чисто исторического интереса, а из насущной для них потребности церковного само­определения. Нашей целью было дать им и прочим интересующимся по возможности целостную и вместе четкую и доступную картину, почему мы и позволяем себе довольно схематическое изображение предмета (обусловленное также и объемом брошюры), намеренно опуская ряд подробностей.

Подробности эти в основном касаются подоплеки случавшихся и случающихся разделений среди старостильников, но нам кажется, что строить на их истолковании свою церковную позицию (как это зачастую делается в юрисдикционных полемиках) – принципиально неверно, ибо, во-первых, такое истолкование обычно бывает односторонним, тогда как, по меткому замечанию епископа Макария Петрского, разделения (если, конечно, они случаются не на чисто вероисповедной почве) происходят обыкновенно "по вине обеих сторон, и самооправдание каждой из них – глубокая и опасная прелесть", и, во-вторых, потому что это уводит в сторону от главного, на что следует прежде всего обращать внимание, – от чистоты вероисповедания, единственной чистоты, которую нужно тщательно испытывать по слову апостола (2 Кор.13:5). Поиск же канонически безупречной юрисдикции не приведет к положительным результатам, ибо таковой вовсе не может быть в антиканонические периоды церковной истории. Антиканоническими мы называем периоды борьбы истинной Церкви против господствующей ереси, каковых было много и в прошлом, и каковые всегда сопровождались нарушениями внешнего канонического строя в области административного единства и среди самих православных.

Здесь следует вспомнить о том, что каноны вырабатывались на Соборах по завершении догматических споров и восстановлении мира в Церкви, и определяли строй ее дальнейшей жизни в состоянии этого мира с учетом недостатков предшествовавшего тому периода (разумеется, здесь речь не идет о канонах, относящихся к личной нравственной жизни, а также связанных непосредственно с догматами или же с сохранением апостольского преемства). Кроме того, каноны составлялись с учетом существования Церкви в Православной Империи, служившей гарантом внешнего единства Церкви, в которой Император, по слову св.Константина Великого, нес служение "епископа внешних дел". Во времена же церковных смут бывало по-иному. Как пишет св.Фотий Константинопольский, живший даже и в Православной Империи, и после победы над иконоборчеством, но когда еще не преодолены были все последствия предшествовавшей смутной эпохи: "… и иных множайших низложенных за проступки Святейшим Игнатием, мы принимали; а нами низложенных иже во Святых Игнатий принимал".[1] Поелику же оба ни в чем не погрешали касательно веры, то не только не вменяются им Церковью и историей такого рода канонические нарушения, но и почитаются оба они во святых.

И мы призываем читателя смотреть не на канонические споры греческих юрисдикций между собою, но на содержимое ими вероучение, за чистоту коего, как мы увидим далее, велась и ведется (с неодинаковым, к сожалению, успехом) Священная Борьба старостильников. С этой целью в конце нашего труда мы помещаем три Экклезиологических Приложения, из которых два представляют собой вероопределительные документы нашего Священного Синода, а третье является нашим анализом экклезиологической полемики между митрополитом Хризостомом Флоринским и епископом Матфеем Вресфенским.

Впрочем, в вышеупомянутом готовящемся нами более обширном труде (если только ему суждено будет увидеть свет) мы обещаем дать по возможности подробное описание опускаемых здесь деталей, как представляющих несомненный интерес, если не для широких кругов читателей, то для специально занимающихся изучением церковной истории XX века.

Мы также позволяем себе во многом следовать предшествовавшим нам иностранным исследователям, освещавшим данный вопрос в своих трудах, по которым мы приводим ряд документов, недоступных нам в настоящее время в оригинале (поиск каковых требует многого времени и тормозит наше исследование), полагая, что это простительно в популярной брошюре. Это прежде всего анонимные американские авторы книги "The Struggle Against Ecumenism" (Boston MA, 1997), В.Мосс, автор английской книги "The Orthodox Church at the Crossroad" (неопубликованная рукопись)[2], иеромонах Акакий, автор "Кратак преглед историjу Цркве ИПХ Грчке" (Нови Сад, 1999), и епископы "Синода Противостоящих" Хризостом, Авксентий и Амвросий, авторы "The Old Calendar Orthodox Church of Greece" (Etna, CA, 1994).

Мы предлагаем всем тем, кто пожелает узнать более о Церкви Истинно-Православных Христиан или же получить иную помощь в разрешении своих церковных проблем, обращаться в наше Санкт-Петербургское Религиозное Общество Истинно-Православных Христиан (состоящее под омофором митрополита Фтиотидского и Фавмакского Каллиника, председателя Синода Церкви ИПХ Греции), воспользовавшись адресом электронной почты – [email protected] .

И если пример борьбы, ведомой нашими братьями против главной ереси нашего времени,борьбы, которая в России только начинается, ибо предшествующая борьба истинно-православных христиан России была, в основном, против попрания правды Божией и закона церковного – против сергианства, поможет хоть немногим, возненавидевшим, по слову царя-пророка, церковь лукавнующих, придти в истинное единство Кафолической Церкви, которую, по словам преп.Максима Исповедника, "Бог всяческих нарече быти правым и спасительным исповеданием веры в Него", – мы будем считать свою задачу выполненной.

Неделя Крестопоклонная 2001 г.


[1]Цит. по Φωνή εξ Αγίου Όρους, Αγ. Όρον, 1996, стр.38.

[2] Мы приводим цитаты по сделанному нами переводу этой книги, которая во время написания настоящей работы еще не была издана.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования