Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Писательница А. НУНЕ: «Вера предполагает непрерывное наращивание скорости»


Портал-Credo.Ru: Вы редко бываете в России, мы решили воспользоваться Вашей нынешней поездкой, чтобы взять у Вас интервью.

А. Нуне: В последнее время я зачастила. Раньше я приезжала раз в полтора года на неделю, теперь это уже третья поездка за год, и каждая длилась по три недели.

-- Это вызвано какими-то особыми причинами?

-- Да, я подумываю о том, чтобы вернуться жить в Россию.

-- У вас сложилась профессиональная жизнь в Германии, Вы, кажется, работаете там по специальности, не жалко все это бросать?

-- Да, вначале там было трудно, ведь я туда поехала не в качестве эмигрантки, а "задержалась" после стипендии. Этой категории населения очень трудно получить разрешение на работу. Поэтому поначалу я зарабатывала на жизнь с помощью всяких одноразовых проектов, связанных с организацией литературных мероприятий, но последние пять лет занималась журналистикой и работала психологом в разных клиниках и учреждениях. Мой диплом там признали практически сразу. Но сейчас все это превращается в рутину, а в России возникла идея одного проекта, очень меня заинтересовавшего, надеюсь, что удастся его реализовать. И потом в России – основной мой читатель, ведь пишу я по-русски.

-- К вопросу о читателях: ваша первая книга "После запятой" была сразу замечена критикой, отзывы были от самых восторженных до едких, но равнодушных не было. И читатель принял книгу хорошо, несмотря на ее большой объем и, скажем так, отсутствие легкости при чтении – книгу можно назвать экзистенциальным романом. Наряду со множеством философских вопросов, в Вашей книге основным сюжетом проходит проблема "жизни после смерти". Насколько эта книга – религиозная?

-- Книгу нельзя назвать религиозной. Моей основной задачей было показать весь срез общественных представлений, верований и суеверий, бытовавших среди россиян и эмигрантов из России в конце 90-х. В основном, конечно, среди интеллигенции и богемы. И заодно сообщить интеллигенции и богеме о том, что "есть такая проблема", поскольку интеллигенцию в то время занимали совсем другие вопросы.

-- На своем творческом вечере в Петербурге Вы сказали, что следующий Ваш роман будет о клириках. Чем вызван подобный интерес? И как Вы думаете, найдет ли эта тема отклик у читателя?

-- Тема эта очень редко поднималась в литературе. Приходит на ум только "Имя Розы" Умберто Эко, в российской литературе в последнее время появились еще три романа на эту тему, все три написаны женщинами. Но они, скорее, бытописательские. Но самое главное, "образ нового человека", как писали в эпоху соцреализма, но понятый в свете христианства, которое и задало этот образ, в литературе еще не рассматривался. Этот образ мы можем встретить в житиях и в разных святоотеческих учениях, которые не доходят до массового читателя. Но перед литературой стоит и другая задача – показать психологически, изнутри, как складывается из ветхого человека (описание которого и было до сих пор уделом литераторов) новый человек, как происходит перерождение, шаг за шагом. Этого до сих пор еще не делалось, насколько я знаю. Все эти сверхчеловеки Ницше и герои Достоевского и отдаленно не напоминают образы, данные нам в житиях святых, но это и не удивительно, поскольку поиски там ведутся вне религиозного, христианского контекста. И не удивительно, что предыдущие романы на эту тему оказались бытописательскими – мы в массе своей, в силу исторических причин, были оторваны от клерикальной среды, и погружение в нее готовит для многих сюрпризы – там много очень карикатурных персонажей и отношений, отсутствующих в светской среде, и описание их не может не увлечь писателя. Я тоже не собираюсь обойти их молчанием, но центральной задачей вижу все же описание становления. Я отдаю себе отчет в трудности этой задачи, но тем не менее, буду стремиться ее осуществить. По крайней мере, никакая другая тема мне не кажется сейчас более захватывающей и важной, чем эта.

-- Вы верите в Бога?

-- Да.

-- Легко ли жить верующему человеку в Германии?

-- Смотря что понимать под "верующим человеком". Германия на поверхности традиционно религиозна. Всенародно отмечаются Рождество с Пасхой, эти дни признаны праздничными на государственном уровне. В массовом порядке народ на эти праздники посещает храмы, некоторые ходят в кирху даже в другие дни, в официальных документах заявляют себя верующими (есть такая графа) и отчисляют налоги в пользу своей кирхи. Но не более того. Все очень благопристойно. Рождественский гусь в яблоках – это святое, как, впрочем, и любая традиция, например, обмен открытками в день св. Валентина. Всему отводится свое время, праздник – в праздник, в остальное же время – работа, зарабатывание денег, думы о налогах, страховках и парковке.

Но, как сказал один человек, "некоторые вещи в религии – это как специальное приспособление для автолюбителей, которые едут со скоростью 150 км/ч, совершенно не нужные большинству, которое привыкло ездить только в городе со скоростью 60 км/ч".

-- Что это за вещи, которые похожи на спецприспособления для автомобиля?

Безукоснительное следование библейским заветам и наставлениям святых. Без всяких оговорок "вообще-то я знаю, что так нельзя, но если очень хочется. то – можно; я сейчас согрешу, а потом покаюсь; что я – самый умный? и т.д." Т.е. верующему не пристало прибедняться на манер "где уж нам уж выйти замуж", и вера вообще предполагает последовательное и непрерывное наращивание скорости. Серьезное отношение, попросту выражаясь. Иначе это – игра в веру.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования