Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

Борис Колымагин. И.В. Понкин. Светскость государства. – М.: Учебно-научный центр довузовского образования, 2004, 466 с., 400 экз.


Монография кандидата юридических наук, преподавателя Российской академии государственной службы Игоря Понкина посвящена вопросам правового содержания светскости государства. Это уже не первая работа автора (в прошлом году увидела свет книга "Правовые основы светскости государства и образования"), в которой подробно рассматривается принцип светскости государства. В своем исследовании автор активно использует опыт стран Европейского Союза и приводит обширный юридический материал. В частности, публикует перевод итогового доклада учрежденной президентом Франции Жаком Шираком Комиссии Бернара Стази, дает уникальные документы о Французском мусульманском совете и т.п.

Что говорить, светскость – далеко не такая простая и однозначная категория, как может показаться на первый взгляд, и здесь есть о чем говорить. Тем более, что советские стандарты продолжают давить на общественное сознание, и нередко под светскостью понимают атеизм, завернутый в упаковку политкорректности. Это видно, в частности, по тому сопротивлению, которое встретила идея введения курса "Основы православной культуры" в школе. Вроде бы ясно, что если наш народ не будет "помнить своего родства", своей истории, своей культуры – а без православия это невозможно – то у него не будет завтрашнего дня.

Однако разговоры о том, что введение такого предмета в основную школьную сетку нарушит принцип светскости, продолжаются. И автор со всей страстностью и темпераментом пытается положить им конец, старается донести до читателя мысль, что культурологический по своей сути курс служит общему благу. При этом он резко полемизирует с заместителем председателя Комиссии по вопросам религиозных объединений А.Е. Себенцовым, который полагает, что светскость образования означает "исключительную прерогативу государства в организации государственной и муниципальной системы образования". Приведя ряд статей Закона РФ "Об образовании", Понкин показывает некорректность такого рода высказываний и настаивает на общественном характере управления образованием.

Все бы хорошо, если бы автор почетче прописал всю эту ситуацию, которая порой производит впечатление двойной игры. К сожалению, многие церковные деятели склонны под курсом "Основы православной культуры" понимать "Закон Божий", и проталкивают его в школьную общеобразовательную сетку всеми правдами и неправдами. Нужно ли это Церкви? Нужно ли это обществу? И как оградить последнее от интриг клерикалов? Это вопросы, на которые нужны ответы, в частности правовые.

Отстаивая интересы Церкви, Понкин порой путает ее голос с голосом церковной бюрократии, с интересами Московской патриархии, которые нередко кардинально расходятся с чаяниями церковного народа.

Кстати, о самом церковном народе. В своем исследовании автор постоянно приводит цифру: 80 % российского населения – православные верующие. Откуда? Воля ваша, Игорь Владиславович, 2-3 % – больше никак. Ну, хорошо – 4 %. И это вершина! А остальные – яко дым. Достаточно небольшой антиправославной кампании – и идентичность забудут, и под нужные знамена встанут. В век манипуляции сознанием это делается быстро, и никакие остатки ритуала тут не помогут.

Это, к слову сказать, прекрасно учитывают авторы проекта "Русский ислам", разбору которого Понкин посвятил одну из подглавок. Проект этот, достаточно зловещий по описанию автора, так толком и не оказался в поле общественного сознания. Поэтому и мы, не имея достаточно материала, обойдем его стороной.

Всего же в книге восемь глав: 1) "Принцип светскости государства"; 2) "Производные светскости государства"; 3) "Российская Федерация как светское государство"; 4) "Франция как светское государство"; 5) "Единое представительство мусульман в отношениях со светским государством (на примере Франции); 6) "Ношение знаков религиозной принадлежности в публичных учреждениях светского государства"; 7) "Современное понимание светскости государства"; 8) "Светскость и секулярные религии".

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о полиграфии. Книга Игоря Понкина позволяет говорить о начале нового самиздата. Мелкий набор, некачественная бумага, плохое оформление, мизерный тираж – словом, все говорит об отсутствии государственной поддержки государственно-мыслящему человеку. И это тоже некий знак нашего времени.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования