Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

Валерий Емельянов. Эмиль Факенгейм: "Что такое иудаизм" (cовременная интерпретация)./ Пер. с англ. изд-во "Даат/Знание" Москва-Иерусалим, 2002, 320 стр.


На обложке книги скончавшегося в 2005 году канадского реформистского раввина и широко известного в мире религиозного публициста Эмиля Факенгейма (Emil L. Fackenheim) заглавие "Что такое иудаизм" выделены крупным заметным шрифтом, а подзаголовок "современная интерпретация" написан шрифтом весьма бледным. И не различив подзаголовка, можно пройти мимо этой книги, полагая, что перед нами очередная начетническая книга толкований всех заповедей еврейской религии (а их в Танахе целых 613). Но непредубежденные читатели, кто, обратив внимание на подзаголовок, книгу в руки возьмет и даже прочитает, будет немало и приятно удивлен. Перед ним откроется не талмудический трактат, а живое эссе, написанное современным языком, и пытающееся осмыслить основные положения иудаизма сквозь призму событий нашего времени.

Э. Факенгейм указывает, что он начал писать эту книгу по двум причинам. Первая – потому что современная история отмечена двумя событиями крайне значительными: Холокост и создание Государства Израиль. Эти события, по мнению автора вновь, как никогда сплотили евреев в духовно-национальную общность, возродив у большинства из них в той или иной степени религиозное чувство. Эта возрожденная сплоченность стала второй причиной написания книги.

Для читательской аудитории "просто интересующейся" иудаизмом, наиболее интересной окажется первая глава: "Религиозное положение современного еврея", где дается, можно сказать, квинтэссенция иудаизма. Например в истории с рабби Акивой, (I –II вв.н.э), к которому пришел погонщик ослов и попросил научить его всей Торе сразу. На что реб Акива ответил, что даже Моисей не знал всей Торы сразу. Но, при этом он дал погонщику заповедь: "Не делай ближнему своему, чего не желаешь себе". Дальше, на страницах 18-19 можно познакомиться со всеми 13 пунктами иудейского credo.

Автор книги пытается дать свой ответ на извечный вопрос: кто такой еврей? Он жестко не придерживается традиционного понимания еврея, как рожденного матерью-еврейкой, либо принявшего иудаизм. Факенгейм подчеркивает, что такие события новой и новейшей еврейской истории как противостояние ассимиляции и Холокост имели одним из своих последствий углубление религиозной самоидентификации евреев, прежде всего на духовном уровне. В этом контексте очень понятен приводимый в книге мидраш (раввинская притча) об Аврааме, разбившем статуи языческих божков в лавке своего отца, Фарры (Тераха). Резюме этого мидраша очень красноречиво: еврей – это тот, кто разбивает идолов.

Также именно с точки зрения внутренней духовности и глубинного понимания автор книги рассматривает вопрос о заповедях – мицвот. В I-III веках нашей эры было признано, что число заповедей, содержащихся в Торе, 613. Из них 365 запрещающих и 245 предписывающих. Многие мудрецы утверждают, что в этих цифрах есть некое совпадение. Запрещающих заповедей столько же, сколько дней в году, а предписывающих столько же, сколько костей в скелете человеческого тела. Для еврейских (и не только) современных немудрецов очевидно, что исполнять все эти заповеди в современном жизненном контексте просто невозможно. В своей книге Эмиль Факенгейм отходит от традиционного буквалистского подхода к этой проблеме. Он указывает на то, что перевод слова "мицва" как заповедь, подлежащая исполнению, недостаточно отражает смысл этого понятия. Это еще имеет смысл и как своеобразное благословение, та цепочка, которая соединяет человека с Богом от начала до конца времен. И поэтому только религиозно осмысленное и прочувствованное (а не ритуально-насильственное) исполнение делают ее религиозно полноценной.

Особый интерес представляет формулирование отношения к Израилю и сионизму. Существует мнение (в том числе и в некоторых иудейских кругах), что полного тождества понятий "еврей", " иудей" и "сионист" не существует. А Государство Израиль в его нынешнем виде не может считаться подлинно еврейским государством, ибо таковое возможно только с приходом Машиаха, и не может быть плодом усилий пусть и интеллектуально очень продвинутых, но все же обычных людей.

В этой связи Эмиль Факенгейм в своей книге напоминает выражение из главной мистической книги иудаизма "Зогар" о том, что Бог, Тора и Израиль – суть одно. "Без Израиля, – пишет автор, – это был бы абстрактный монотеизм, а также некая Тора на небесах; но не было бы следов Бога или Торы на земле. А без Бога не было бы евреев вообще, или они были бы (как часто им хотелось быть) обычным народом среди других народов" (с. 43). Автор книги в данной триаде предлагает на первое место поставить именно Израиль, поскольку это понятие означает евреев как они есть, при том, что, безусловно, триада Бог-Тора-Израиль существует извечно. Но поскольку духовной сердцевиной иудаизма является понятие тшувы – возвращения человека ко Всевышнему, то за отправную точку может быть взято именно понятие Израиля.

В богослужебной практике общин современного иудаизма существует специальная молитва за святое Государство Израиль, причем имеется в виду именно то, которое реально существует сегодня. В книге подчеркивается, что важность и сакральное значение этого нынешнего "актуального" Израиля евреи с особой силой ощущают в наши дни, после вселенской трагедии "Шоа" – Холокоста. Ведь важно даже не государство как политическое образование, а та земля, Эрец Израиль, на котором оно находится, ибо в иудейской традиции "Эрец" имеет также смысл как "место приложения воли Бога". Именно поэтому, указывается в книге, в основе такого движения как сионизм, несмотря на различные в нем течения (в том числе и внешне нерелигиозные) изначально лежит религиозной импульс. Не случайно в свое время движение сионизма получило буквально второе дыхание, после того, как появилось международно принятое решение о том, что еврейское государственно-общинное образование, будет находиться на землях исторической Палестины, а не где либо еще.

"Наиболее глубоким и захватывающим введением в существо еврейской религии для читателя нашего времени" – назвала американская критика книгу Факенгейма, сравнивая автора с такими мыслителями как Сёрен Кьеркегор или Мартин Бубер. С этим можно согласиться.

Валерий Емельянов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования