Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
ПортретАрхив публикаций ]
Распечатать

ФИЛАРЕТ (Вахро-меев), митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси, постоянный член Священного Синода РПЦ МП, председатель Синодальной Богословской комиссии


Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси, постоянный член Священного Синода РПЦ МП, священноархимандрит Свято-Успенской Жировицской обители Филарет (Кирилл Варфоломеевич Вахромеев) родился 21 марта 1935 г. в Москве. Кирилл был вторым ребенком в семье.

Вахромеевы (до революции – Вахрамеевы) – старинный купеческий род Ярославля: прадед митрополита (Иван Александрович) основал в 1909 г. городскую биржу (первым председателем которой стал его родственник Николай Николаевич Вахрамеев), а дед митрополита (Александр Иванович) был городским головой. К 300-летию Дома Романовых в 1913 г. Высочайшим повелением было даровано дворянство множеству русских фамилий, имевших заслуги перед Россией. В число счастливчиков попали и купцы Вахромеевы, которые вскоре после этого перебрались в Москву. Чтобы восстановить "связь времен", в начале 1999 г. митрополит Филарет подал документы на вступление в белорусское отделение Российского дворянского собрания.

Отец митрополита - Варфоломей Александрович (1904-1984) – преподаватель Гнесинского музыкального училища при Московской консерватории, автор учебника "Элементарная теория музыки", давал множество частных уроков. В числе его учеников было немало детей из семей советской номенклатуры. Некоторые ученики отца водили знакомство и с юным Кириллом. Среди них был, в частности, будущий телеведущий Владимир Молчанов. За несколько месяцев до смерти - к своему 80-летию и за составление Учебника церковного пения для Духовных школ - Варфоломей Александрович был награжден орденом св. равноап. кн. Владимира II степени.

Мать Александра Феодоровна Вахромеева (1903-1981) и старшая сестра Ольга Варфоломеевна Вахромеева (1925-1997) - также педагоги московских музыкальных школ.

В 1943 г. будущий митрополит пошел в школу. "Мама подвела меня к известному в Москве духовному отцу Александру, - вспоминает сам иерарх, - и сказала: "Батюшка, благословите на учение в первый класс". И, естественно, надела мне крестик, который я никогда не снимаю. У меня был товарищ — Алексей Ушаков, который тоже носил крестик, у него глубоко религиозной была семья, его дед старостой был церковным. Мы сидели за одной партой десять лет".

В 1953 г. будущий митрополит окончил среднюю школу, параллельно закончил хоровое отделение детской музыкальной школы, директором которой был его отец. "Заканчивая 10-й класс в далеком 1953 году, заболел желтухой. Наступили экзамены, а я лежу. На педсовете школы N 557 г. Москвы обсуждался мой вопрос. Так как я имел приличные успехи, решили походатайствовать перед гороно о выдаче мне аттестата зрелости без экзаменов. Собирался в институт иностранных языков, даже прошел там собеседование, но для поступления обязательно надо было быть комсомольцем, а я им не был. Пионером был, а комсомольцем нет. В дальнейший процесс вклинилась моя крестная мать. Твой институт иностранных языков не состоялся, сказала она, вот тебе Псалтирь и Молитвослов, готовься поступать в Духовную семинарию. На Успение Божией Матери я подал туда документы. Таким образом началась моя семинарская жизнь. Конечно, наша семья была религиозной, православной. Жили мы в Москве, на Ордынке...", – вспоминает митрополит Филарет.

В 1953-57 гг. учился в Московской духовной семинарии. Поступление в неё для москвичей было затруднительным: КГБ и Совет по делам религий препятствовали попаданию в духовную школу представителей столичной интеллигенции, и вопрос был улажен лишь благодаря личному ходатайству Патриарха. Семинария представляла собой жалкое зрелище. Она занимала один корпус – царские чертоги Троице-Сергиевой Лавры, а в соседних зданиях размещался педагогический институт и жилой сектор города Загорска. Одна из выпускниц пединститута хорошо помнит обаятельного и задумчивого семинариста Кирилла Вахромеева, ведь партактив института поручил ей, как и ряду её наиболее успевающих однокурсниц, вести идейную борьбу с семинаристами: "Идейных доводов нам всегда не хватало, и мы старались пускать в ход излюбленные женские приёмы. Администрация пединститута санкционировала нам в спортивных трусах и майках устраивать занятия физкультурой прямо перед окнами общежития семинаристов...".

Уроженцев Москвы среди епископата РПЦ МП крайне мало, а среди постоянных членов Священного Синода Филарет – единственный москвич. Не меньшей редкостью была и принадлежность к "благородному сословию". Представителем "дворян в чёрном" в послереволюционное время был Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский, +1970). Именно он приблизил к себе юношу Кирилла Вахромеева, выполнявшего с 1954 г. обязанности патриаршего иподиакона, и обеспечил ему беспрепятственное движение по первым ступеням церковной иерархической лестницы.

В 1957-61 гг. будущий митрополит учился в Московской духовной академии (МДА). 3 апреля 1959 г., по благословению Патриарха Алексия I, наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Пимен (Хмелевский, скончался в сане архиепископа Саратовского) совершил над послушником Кириллом монашеский постриг с наречением ему имени в честь святого праведного Филарета Милостивого. Св. Филарет Милостивый как небесный покровитель известного богослова и проповедника XIX века митрополита Филарета (Дроздова) был особо почитаем Патриархом Алексием I, который устроил в его честь домовую церковь в своей резиденции в Троице-Сергиевой Лавре.

26 апреля 1959 г., в Вербное Воскресение, Патриарх Алексий I за Божественной литургией в Богоявленском Патриаршем соборе в Москве рукоположил монаха Филарета во иеродиакона, после чего о. Филарет начал служить в храмах Троице-Сергиевой Лавры.

Весной 1961 года иеродиакон Филарет окончил полный курс Московской Духовной академии со степенью кандидата богословия за кандидатскую диссертацию "Пастырское душепопечительство Филарета, митрополита Московского, по его письмам". Личность Филарета Московского глубоко почиталась Алексием I, который был инициатором проведения в Московских Духовных школах Филаретовских вечеров. О. Филарет был оставлен при МДА профессорским стипендиатом, читал лекции по истории и разбору западных исповеданий на III курсе МДА. С ноября 1961 г. преподавал гомилетику и Священное Писание Нового Завета. 14 декабря 1961 года за Божественной литургией в освященной в честь святого праведного Филарета Милостивого Крестовой церкви в Патриарших покоях Троице-Сергиевой Лавры Алексий I рукоположил иеродиакона Филарета в иеромонаха. В сентябре 1962 г. он назначен старшим помощником инспектора МДА, с июня 1963 г. – инспектором Московской духовной академии и семинарии (МДАиС). О. Филарет был тогда одним из самых молодых педагогов.

В сентябре 1963 г., с открытием аспирантуры при МДА, Алексий I назначил о. Филарета ее заведующим. 4 августа 1963 года в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры, по благословению Патриарха, епископ Волоколамский Питирим (Нечаев) возвел иеромонаха Филарета в сан игумена с возложением палицы и креста с украшениями. 8 октября 1963 г. Алексий I возвел игумена Филарета в сан архимандрита.

5 мая 1961 г. Священный Синод утвердил список членов делегации РПЦ МП на Всемирный общехристианский конгресс в защиту мира. В молодежную группу делегации (5 человек) входили иеродиакон Филарет и иеромонах Ювеналий (Поярков, ныне митрополит Московский и Коломенский). С 1961 г. о. Филарет активно участвовал в экуменической деятельности, принимал участие в I, II и V Всехристианских мирных конгрессах в Праге и III Всеправославном Совещании на острове Родос в Греции, состоял секретарем Синодальной Комиссии по христианскому единству, решением Синода включался в состав Межправославной богословской комиссии по диалогу со Старокатолической Церковью. С августа 1965 г. представлял МП в Межправославной богословской комиссии по диалогу со Старокатолической Церковью.

8 октября 1965 г. на заседании Священного Синода, по рапорту митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима (Ротова, +1978) о необходимости викарного епископа с предложением кандидатуры Филарета, архимандрит определен быть епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии. 23 октября 1965 г. в храме Ленинградской духовной академии чин наречения архимандрита Филарета во епископа Тихвинского совершили митрополит Никодим, архиепископ Пермский и Соликамский Леонид (позднее митрополит Рижский и Латвийский), архиепископ Херсонский и Одесский Сергий (позднее митрополит Одесский), архиепископ Минский и Белорусский Антоний (позднее митрополит Ленинградский), епископ Кировский и Слободской Иоанн, епископ Вологодский и Великоустюжский Мелхиседек (ныне архиепископ Брянский и Севский). 24 октября 1965 г. в Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась епископская хиротония отца Филарета.

14 мая 1966 г. Алексий I назначил епископа Филарета ректором МДАиС. Ректор московских духовных школ получает традиционный титул епископа Дмитровского, викария Московской епархии. 29 мая преподаватели МДАиС во главе с инспектором архимандритом Симоном (ныне митрополит Рязанский) собрались в академическом храме, чтобы приветствовать нового ректора: еще со времен инспекторства он был знаком почти со всеми. Епископ Филарет с первого дня своего ректорства начал читать лекции в Академии по курсу Нового Завета. Академия и Лавра были фасадом советского православия, и Загорск посещали одна за другой государственные и церковные иностранные делегации различного уровня. Филарет также неоднократно совершал заграничные поездки в качестве члена делегаций от РПЦ МП. С марта 1969 г. Филарет становится членом Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений, затем ее секретарем. Приём и идейная опека иностранцев были важнейшей его задачей. Наплыв иностранцев помог руководству Московской патриархии добиться от властей передачи оставшихся в ведении пединститута и жилого сектора корпусов Лавры под нужды семинарии. Немалая заслуга в этом принадлежала и Филарету, бывшему одновременно с ректорством с 28 ноября 1968 г. по 19 октября 1971 г. вторым заместителем председателя ОВЦС (назначен по рапорту председателя ОВЦС митрополита Никодима).

В 1971 г. – член Комиссии по подготовке и проведению Поместного Собора РПЦ МП, затем – член Поместного Собора (проходившего в Троице-Сергиевой Лавре с 30 мая по 2 июня 1971 г.). В дни подготовки и проведения Собора на Филарета были временно возложены и обязанности наместника Троице-Сергиевой Лавры.

С 6 сентября 1971 г. по 25 августа 1972 г. указом Патриарха Пимена (Извекова, + 1990) Филарету поручено временное управление Калининской епархией. 9 сентября 1971 г. возведен Пименом в сан архиепископа.

18 апреля 1973 г. Патриарх Пимен и Священный Синод назначили Филарета на кафедру архиепископа Берлинского и Среднеевропейского, Патриаршего экзарха Средней Европы. Для работы за границей отбирались не только хорошо зарекомендовавшие себя во всех отношениях архиереи, но и интеллектуально развитые люди, способные достойно представлять Русскую Церковь и Советский Союз на международной арене. Решением ученых советов 1973 г. архиепископ Филарет стал почетным членом Ленинградской духовной академии, а 7 мая 1974 г. – почетным членом Московской духовной академии. 15 апреля 1975 г. Пимен возвел Филарета в сан митрополита.

10 октября 1978 г. Патриарх Пимен и Священный Синод назначили Филарета митрополитом Минским и Белорусским, а 12 октября определили ему быть еще и Патриаршим экзархом Западной Европы. В советской Белоруссии митрополит Филарет выстроил невиданную по тому времени резиденцию с комплексом епархиального управления. Это строительство стало не только новым словом в церковной архитектуре (здание выполнено в помпезном стиле эпохи развитого социализма и напоминает обком партии), но и мощным импульсом, повышающим статус белорусского митрополита. Вся история РПЦ МП в СССР не знала ничего подобного ни до, ни после.

С 16 ноября 1979 г. – временно управляющий Корсунской епархией (в связи с переходом Петра, епископа Корсунского, в юрисдикцию автокефальной Православной Церкви в Америке).

С 14 апреля 1981 г. – председатель ОВЦС и постоянный член Священного Синода. Сам Филарет в качестве наиболее значительной вехи этого периода расценивает свои труды по организации, по инициативе Патриарха Пимена, в Москве в мае 1982 г. Всемирной конференции "Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы": председателем Международного подготовительного комитета, а затем и председателем Всемирной конференции был избран Филарет. Но в памяти современников гораздо больший след оставили его усилия по развитию экуменических контактов и братских связей с Союзом Евангелических Церквей Германии, Католической, Англиканской Церквами, а также активное участие РПЦ МП в деятельности Всемирного совета церквей. Следует заметить, что ОВЦС в то время полностью контролировал политику РПЦ МП и без санкции Отдела не принималось ни одно решение на общецерковном уровне. В последние годы жизни Патриарха Пимена, когда тот был уже не в состоянии выполнять свои обязанности, митрополит Филарет являлся самым влиятельным человеком в РПЦ МП, определявшим церковную политику в отношениях с советским государством и за его пределами.

19 декабря 1983 г. в Комитете защиты мира (ныне Международная ассоциация мира и согласия) на встрече представителей Церквей и религиозных объединений в интересах содействия более эффективным связям между сторонниками мира была создана общественная Комиссия по связям с религиозными кругами, выступающими за мир, во главе с Филаретом.

В качестве председателя ОВЦС митрополит Филарет в 1981-1988 гг. был заместителем председателя Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси, заместителем председателя комиссии Патриарха Пимена, руководителем рабочей группы по участию в праздновании юбилея других Церквей и по общественным проблемам. 1000-летний юбилей Русской Церкви стал переломной датой в отношениях Церкви и советского государства. Одновременно с подготовкой к празднествам осуществлялась реконструкция нового братского корпуса Данилова монастыря, в котором с 1988 г. размещается ОВЦС.

28 марта 1984 г. митрополит Филарет по собственному прошению освобожден от должности экзарха МП в Западной Европе, на это место по предложению самого митрополита Филарета назначен архиепископ Владимир (Сабодан, ныне митрополит Киевский и всея Украины).

Митрополит активно участвовал в миротворческой деятельности. Был вице-президентом Общества "СССР-Греция" и членом правления Общества "СССР-Кипр". 5 июня 1985 г. избран (вместе с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием) в состав Советского Комитета за европейскую безопасность и сотрудничество. По данным газеты "Иностранец", в 1989 г. в качестве главы ОВЦС Филарет был активным участником экуменической конференции, проведенной на деньги Церкви объединения Муна.

По ходатайству Филарета в 1984 г. постановлено праздновать Собор белорусских святых в третье воскресенье после Пятидесятницы, а церковь в построенном в 1985 г. здании епархиального управления освящена в честь Всех белорусских святых.

С 26 июня 1985 г. по 12 мая 1987 г. – временно управляющий патриаршими приходами в Финляндии. По определению Архиерейского Собора 1989 г. образован Белорусский экзархат РПЦ МП, и 16 октября 1989 г. митрополит Минский и Гродненский Филарет назначен Патриаршим экзархом всея Беларуси. В связи с расширением деятельности Белорусского экзархата митрополит Филарет подал прошение об освобождении его от должности председателя ОВЦС МП, которое и было удовлетворено 13 ноября 1989 г. с оставлением Филарета постоянным членом Священного Синода.

В 1988 г. на учредительной конференции Ассоциации творческой интеллигенции "Мир культуры" избран ее вице-президентом.

15 декабря 1988 г. вошел в избирательную комиссию по выборам народных депутатов СССР от движения за мир, объединенного Советским комитетом защиты мира и Ассоциацией содействия ООН в СССР. 29 декабря 1989 г. получил согласие Священного Синода на выдвижение кандидатом в депутаты ВС БССР (его семинарский однокурсник священник Глеб Якунин одновременно стал депутатом Верховного Совета РСФСР без санкции священноначалия). 17 марта 1990 г. избран народным депутатом республики Беларусь, которым оставался до окончания срока депутатских полномочий в 1995 г. С января по декабрь 1991 г. – народный депутат СССР. По данным газеты "Версия" (N 40, 17-23.10.2000), в 1991 г. Филарет помог избираться в Минский горсовет Виктору Чикину – тогда секретарю парткома Минского часового завода, а ныне лидеру компартии и председателю Белорусской гостелерадиокомпании: митрополит первым пришёл на избирательный участок, демонстративно вычеркнул фамилию кандидата Народного фронта (главного конкурента Чикина), перекрестил бюллетень и опустил его в урну, после этого набожные старушки целый день стояли у избирательных участков, сообщая избирателям, что Филарет благословил Чикина на депутатство. С назначением Чикина на пост руководителя БГТРК первым поздравил именно митрополит Филарет.

9 мая 1990 г. вошел в состав Синодальной Библейской комиссии. 16 июля 1990 г. назначен председателем Комиссии Священного Синода по содействию усилиям в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

С 18 февраля 1992 г. имеет титул "Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси, Свято-Успенской Жировицкой обители священноархимандрит".

1 октября 1993 г. в Минске открыт богословский (теологический) факультет Европейского гуманитарного университета, деканом которого назначен митрополит Филарет. Количество студентов богословского факультета постоянно растет: если к началу 1997 г. на факультете учился 51 человек, то в 2000 г. – уже 80, а в 2003 г. – 99 студентов.

28 декабря 1993 г. назначен председателем Синодальной Богословской комиссии. При участии института философии РАН, Богословская комиссия провела две международные конференции.

В 1993-1994 гг. – председатель Комиссии по христологическому диалогу с дохалкидонскими Церквами.

12 декабря 1995 г. учрежден Белорусский республиканский христианский образовательный фонд им. свв. Мефодия и Кирилла, президентом которого стал митрополит Филарет.

С 28 декабря 1996 г. по 17 июля 1997 г. – временно управляющий Полоцкой и Глубокской епархией. С 28 февраля по 4 июля 2002 г. – временно управляющий Могилевской епархией.

С сентября 1996 г. по 2000 г. в "Советской России" и в выходившем с июля 1997 г. приложении к ней "Русь православная" (позже ставшей самостоятельной газетой), редактируемом бывшим пресс-секретарем покойного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) Константином Душеновым, выходит более 50 публикаций, содержащих резкую критику "экуменического" ("либерального", "никодимовского") крыла МП, к которому причисляли митрополитов Филарета, Кирилла (Гундяева), Ювеналия (Пояркова), Владимира (Котлярова) и новосибирского епископа Сергия (Соколова). Филарета обвиняли в том, что он "проталкивает унию с еретиками-монофизитами" (СР, 20.03.1997), что в "официальном документе Богословской комиссии, подписанном митрополитом Филаретом (Вахромеевым), черным по белому значится, будто католицизм столь же спасителен, как и Православие", а сам Филарет является сторонником унии с католицизмом (СР, 16.09.1998), "На Архиерейском Соборе 1997 г. доклад руководителя синодальной Богословской комиссии митрополита Филарета (Вахромеева) звучал как неприкрытая апология экуменизма" и он засекретил все документы, касающиеся отношений с монофизитами и возможной унии с ними (РП, 15.07.1997), "новоявленные "православные объединители", подобные митрополиту Кириллу и митрополиту Филарету, готовы отречься от церковных канонов и св. отцов VI Вселенского Собора, анафематствовавшего монофизитов" (РП, 15.08.1997), "Филарет заявил на Архиерейском соборе 1997 г., что "католики отпали от общения с Православной Церковью, но не были осуждены соборно как еретики" (РП, 15.10.1997).

Апофеозом антиэкуменнической кампании "Руси Православной" стала публикация в № 1 за 1999 г. (15.01.99) статьи Душенова "Два лица митрополита Филарета", в которой сказано, что "подобно легендарному Янусу", Филарет имеет два лица: "Одно лицо - светлый лик "патриотически настроенного" иерарха, мудрого ревнителя славянского братства и любвеобильного блюстителя церковного единства - он стремится постоянно демонстрировать в средствах массовой информации. Другое лицо - личину откровенного обновленца-никодимовца - тщательно скрывает от православной общественности". В этой же статье Филарет был обвинен в том, что "в самый разгар раскольничьих действий Румынского Патриархата в Молдавии он помещает в официальном органе Белорусского экзархата бюллетене "Орта-пресс" (№ 6,1998), интервью с румынским "митрополитом Молдавии" Даниилом, который как раз и есть один из главных вдохновителей раскола".

30 апреля 1997 г. на богослужении в Свято-Духовом кафедральном соборе в присутствии президента Александра Лукашенко, главы администрации президента Михаила Мясниковича, секретаря Совбеза Виктора Шеймана, главы верхней палаты парламента Павла Шипука Филарет заявил о безусловной поддержке идеи объединения двух славянских народов от лица Православной Церкви.

12 августа 1997 г. в части 3310 внутренних войск Филарет совершил в присутствии командующего внутренними войсками Юрия Сивакова обряд освящения первого в Беларуси полкового храма святого великомученика Иоанна Воина. 24 апреля 1999 г. Филарет провел богослужение по случаю открытия этого храма с участием Сивакова (уже министра внутренних дел).

19 апреля 1998 г. во время пасхального богослужения Филарет передал Александру Лукашенко пасхальное приветствие от Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а также благодарность за помощь Новоиерусалимскому монастырю.

В первой половине августа 1998 г. на факультете исправительно-трудовых учреждений Академии МВД Белоруссии состоялся семинар-учеба тюремных священников Белорусского экзархата, организованный Минским епархиальным управлением совместно с комитетом по исполнению наказаний МВД Беларуси при участии Международного тюремного сообщества. Филарет говорил о важности того служения, которое несут в тюрьмах православные священники, облегчая людям их участь благовестием о Христе.

В конце октября 1998 г. Белорусская Православная Церковь МП отметила 33-летие посвящения во епископы и 20-летие архипастырского служения Филарета в Белоруссии; в Минском епархиальном управлении митрополит принял поздравления от Александра Лукашенко. На церемонии присутствовали премьер-министр Сергей Линг, председатели двух палат Национального собрания Павел Шипук и Анатолий Малофеев.

В январе 1999 г. в Белоруссию по приглашению Филарета прибыла делегация Католической Церкви Германии, которую принял не только митрополит, но и президент.

29 июня 1999 г. Александр Лукашенко принял Филарета, обсудив с ним вопросы подготовки к празднованию 2000-летия христианства.

В начале сентября 1999 г. "белорусская оппозиция" организовала на имя митрополита письмо 8 сотрудников могилевского стройтреста № 12, в котором они просили "канонизировать" президента Александра Лукашенко, так как "в Белоруссии, если верить выступлениям президента, остался только один безгрешный и достойный человек - это гражданин Лукашенко… Просим также, чтобы по окончании жизненного пути раба Божьего Александра мощи его были похоронены на границе России и Белоруссии с установлением чугунного православного креста в том месте, где Черномырдин и Лукашенко убирали пограничный столб".

В начале января 2000 г. Филарет сопровождал Александра Лукашенко во время его визита в Израиль и Палестину.

20 марта 2000 г. распоряжением президента республики Беларусь N 90рп решено "за большой вклад в духовное возрождение, укрепление дружбы между народами и в связи с 65-летием со дня рождения объявить Благодарность Президента Республики Беларусь Митрополиту Минскому и Слуцкому, Патриаршему Экзарху всея Беларуси Филарету (Вахромееву Кириллу Варфоломеевичу)" – в день рождения Филарета это распоряжение опубликовали большинство белорусских СМИ.

29 сентября 2000 г. Филарет выступил на Съезде Советов депутатов Беларуси в Минске, заявив, что "помимо повышения материального благополучия, первостепенной задачей должна быть и охрана духовно-нравственного здоровья народа".

В ноябре 2000 г. митрополит нанес визит в Польшу по приглашению главы Польской Православной Автокефальной Церкви митрополита Саввы, встретившись также с президентом Польши Александром Квасьневским.

В середине февраля 2001 г. митрополит отправил письмо "Его Превосходительству, Президенту Республики Беларусь" Александру Лукашенко, в котором отметил, что "некоторые не хотят иметь паспорта с личным номером по религиозным мотивам, поскольку код этого номера, как утверждают некоторые, содержит в себе упоминаемое в Библии число антихриста - "666"... Другие граждане воспринимают как оскорбление личного достоинства узаконение наряду с именем человека бездушного номера, к тому же пожизненного, личного… Мы просим Вас, уважаемый Александр Григорьевич, предусмотреть возможность получения паспорта без личного номера, отменив обязательность его присвоения". Александр Лукашенко внял просьбе митрополита и снял ограничения по сроку действия паспорта старого образца.

19-20 февраля 2001 г. прошел VIII пленум Синодальной богословской комиссии под председательством Филарета: в первый день принято решение об отношении к введению идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), а во второй – об учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова.

19 июня 2001 г. указом Филарета настоятель Свято-Георгиевской церкви села Заболотье Смолевичского благочиния священник Леонид Пляц и настоятель Минского Свято-Троицкого прихода священник Владимир Коновальчик "запрещены в священнослужении вплоть до принесения раскаяния за раскольнические действия и антицерковную деятельность, направленную на соблазн паствы". В своем обращении к пастве Пляц и Коновальчик назвали МП "безблагодатным еретическим сообществом", иерархов – "отступниками-архиереями", "за спиной народа Божия подписаны на уровне делегаций два еретических документа: в Шамбези в 1990 году с монофизитами и в Баламанде в 1993 году с католиками, набирает силу обновленчество, массовое отступление иерархов в последние времена", предложив сформировать "Истинно-Православную Церковь Московского Патриархата".

20 сентября 2001 г. митрополит Филарет участвовал в инаугурации президента Белоруссии: приветствуя Александра Лукашенко по поводу избрания на второй президентский срок, митрополит Филарет процитировал Священное Писание, в котором сказано, что "в руке Господа власть над Землей, и человека потребного Он вовремя воздвигнет на ней".

17 октября 2001 г. по приглашению Болгарской Православной Церкви прибыл в Софию для участия 19 октября в торжествах по случаю 1125-летия со дня рождения и 1055-летия со времени кончины святого Иоанна Рыльского, небесного покровителя болгарского народа.

2 ноября 2001 г. на заседании советов (Научно-редакционного, Наблюдательного и Попечительского) по изданию "Православной Энциклопедии" включен в состав Наблюдательного совета.

В сентябре 2002 г. призвал Совет республики Белоруссии (верхняя палата парламента) поддержать принятие нового закона "О свободе вероисповеданий и религиозных организациях", в котором признавалась "определяющая роль православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа". 2 октября 46 сенаторов проголосовали "за", и 2 – "против".

В конце 2002 г. состоялся официальный визит в США для установления контактов с научно-богословскими центрами.

7 января 2003 г. президент Республики Беларусь Александр Лукашенко принял участие в Рождественском богослужении в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, патриарший экзарх всея Беларуси поблагодарил Александра Лукашенко за то, что он продолжает традицию и приходит в главные праздники православного мира в храм, как в свою семью. Глава Белорусской Православной Церкви передал президенту от Патриарха Московского и всея Руси Алексия подарок - икону с изображением Рождества Христова. Александр Лукашенко также вручил Патриаршему экзарху всея Беларуси рождественский подарок.

18 февраля 2003 г. Филарет и глава Госкомитет пограничных войск Белоруссии Александр Павловский подписали соглашение о сотрудничестве Церкви и пограничников, предусматривающее участие военнослужащих в строительстве храмов.

25 марта 2003 г. Филарет направил письмо чрезвычайному и полномочному послу Ирака в Белоруссии Салману Зейдану, выразив соболезнования иракскому народу в связи с началом боевых действий против суверенного государства: "Последствия первых дней военной операции стран антииракской коалиции подтвердили очевидность того, что эта беззаконная акция наносит тяжкий ущерб мирным жителям страны и не может быть оправдана никакими доводами политиков… Молитва Церкви о ниспослании мира на землю библейской истории не ослабевает, ибо выражает желания и надежды огромного числа верующих на всей Земле", – говорится в письме.

Митрополит Филарет имеет следующие награды:

Церковные – орден св. кн. Владимира II степени (11 апреля 1969 г. вручил Патриарх Алексий I) и I степени (18 июня 1971 г. наградил митрополит Пимен), право ношения 2-й панагии (1977), орден прп. Сергия Радонежского I степени (наградил Патриарх Пимен в 1982 г.) и II степени, именная панагия (1988), две именные панагии и крест (1989), ордена и медали многих поместных ПЦ;

Светские – орден Дружбы Народов, орден Ленина, почетный знак СФМ (1982), Почетная грамота СКЗМ, Почетная медаль Советского Комитета солидарности со странами Азии и Африки, Почетная грамота Президиума ВС РСФСР (1988, к 1000-летию Крещения Руси); ежегодная премия общества Лаке им. Б. Пясецкого (Польша);

Иностранные – почетный (honoris causa) доктор богословия: Прешовского православного богословского факультета (ЧССР, 16 марта 1982 г.), Государственного университет имени Мартина Лютера в городе Халле-Виттенберг (ГДР, 15 ноября 1983 г.), Словацкого евангелического богословского факультета г. Братиславы (ЧССР, 17 июня 1985 г.), Богословского факультета имени Яна Амоса Коменского в Праге (25 ноября 1986 г.), Белорусского государственного университета, Гродненского медицинского университета.

О знании иностранных языков митрополит говорит так: "Знаю я всего лишь великий могучий русский язык. Также немножко немецкий, потому что пять лет проработал в Германии".

По данным экспертных опросов Службы "Vox Populi" и ООО "Скарына", митрополит Филарет занимал в 1998-2000 гг. в рейтинге 50 ведущих политиков Белоруссии места от 10 до 35 (римско-католический митрополит Минско-Могилевский Казимир Свентэк всегда занимал позицию на 10-20 мест ниже Филарета, иногда вообще выпадая из списка 50).

Белорусское государственное телевидение предоставляет митрополиту бесплатное время для выступлений перед всеми важными православными праздниками: Рождеством, Крещением, Сретением, Благовещением, Входом Господним в Иерусалим, Пасхой, началом Рождественского и Великого постов.

Михаил Тульский, Алексей Рукавишников, "Портал-Credo.Ru"



Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования