Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
09 апреля 2008, 16:36 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Гламур на посту. На возникшую в России "индустрию поста" работают театры и рестораны, туристические компании и кутюрье


Соблюдать пост нынче, конечно, не последний писк моды. Великий пост уже много лет назад закрепился в личных календарях звезд политики и культуры. Его соблюдение - теперь вопрос престижа, принадлежности к определенному социальному слою и политическому классу. Статистические замеры показывают: постится либо элита, либо совсем "рядовые верующие". Огромная масса "посередине" - духовно провисает...

Современная российская "индустрия поста" - много ли в ней осталось от евангельского идеала и от аскетического подвига святых?

"Постимся постом приятным…"

Это цитата песнопения из главной богослужебной книги Великого поста – Постной Триоди. Слово "приятный" в церковнословянском имеет иное значение, нежели в современном русском. Подразумевается, что пост должен быть принят Богом, стать "приятным" Им. Но в реальном церковном обиходе эта фраза употребляется со слегка ироничным оттенком - во время постных застолий или на особых культурных мероприятиях, формально не нарушающих ограничений поста. В современной России, где официальное православие стало престижной государственной религией, развивается феномен "гламурного" поста. Оказывается, поститься можно "элитарно", "красиво", "утонченно" и "на широкую руку". Привычные атрибуты элитарности и гламура становятся весьма утонченными и пикантными, когда на них ставится штамп "дозволено канонами".

Раз уж мы заговорили об "утонченности", начнем наш обзор великопостного сезона 2008 не с еды и одежды, а с культурной программы. Вот свежий пример постной светской тусовки: презентация в книжном магазине "Москва" первого тома "семикнижия" писателя и телеведущего Юрия Вяземского "Сладкие весенние бакураты. Великий понедельник". Аккуратный томик с подзаголовком "Роман-искушение" выпустило издательство "Риппол классик", которое начинает большой проект. "Семикнижием" его окрестили потому, что каждая книжка проекта будет посвящена одному дню Страстной седмицы. После Великих Пятницы и Субботы все закончится "Великой Неделей", то есть Пасхой. Несмотря на словечко "искушение", сюжет первой книги вполне благочестив - римляне, фарисеи и апостолы сошлись в Иерусалиме на философский спор за четыре дня до распятия Христа…

Пост и лицедейство оказались вполне совместимы, благодаря тому, что московские театры не забыли о своих зрителях, желающих и духовную невинность соблюсти, и удовольствие от сценического действа получить. Среди театров светских выделяется "верный принципам" МХАТ имени Горького. Он предлагает постящимся спектакль "Монах и бесенок", "основанный на пронзительных страницах романа Достоевского "Братья Карамазовы". Действо разворачивается прямо в кельи старца Зосимы, которого считают прототипом преподобного Амвросия Оптинского. А в очередную годовщину сожжения протопопа Аввакума Татьяна Доронина представит одноименную драму "о бесконечном несогласии между людьми и человека с самим собой как роковую данность". "Профильный" театр "Глас", называющий себя духовным и остающийся единственным в Москве профессиональным православным театром, естественно, активно отмечает Великий пост. В его репертуаре "Духовные очи" (по мотивам Нилуса и Шмелева, с анафематствованием атеистов) и "У Бога всего много" (нечто катехизическо-развлекательное для детей).

Владимир Спиваков выразит свое уважение Великому посту "Всенощной" Рахманинова, которую под его руководством споет хор Академии хорового искусства, а в Московской консерватории прозвучат "Песнопения и молитвы" Свиридова в совместном исполнении хоров Третьяковской галереи и Сретенского монастыря на Лубянке. Для постящихся "попроще" кошерные (да простят нас братья-иудеи!) концерты организуют епархиальные управления РПЦ МП. Вот что сообщает пресс-служба одного из них: "Екатеринбургская епархия объявляет о проведении Великопостного концерта с участием хоровых коллективов и вокальных ансамблей воскресных школ уральских приходов". "Таким образом представители духовенства решили поддержать постящуюся паству", - комментирует "Агентство политической информации".

Пожалуй, это тоже можно отнести к культуре: в огромном выставочном зале "Старый город" в Ярославле проходит Всероссийский фестиваль постной кухни. С презентациями, мастер-классами и концертами. Представлена масса известных брендов, расширяющих свой постный ассортимент и совершенствующих технологии, так что многие блюда, особенно из сои, уже невозможно отличить на вкус от скоромных. Как на любом приличном фестивале, в Ярославле работает авторитетное жюри во главе с местным архиепископом Кириллом (Наконечным) и сотрудниками областной администрации (уж они-то знают толк в посте!). Дипломы будут вручаться по номинациям: "Сохранение национальных традиций"; "Умелые руки"; "Творчество и фантазия"; "Высокие вкусовые качества"; "Щедрость и любовь"; "Возрождение старинных рецептов". Эх, сколько ж бедному владыке-председателю придется перепробовать разносолов да котлет из соевого мяса... Нечто подобное предстоит в апреле и москвичам: ВВЦ проводит выставку-ярмарку "Постимся вместе". Посетителей туда заманивают бесплатными мастер-классами и показом фильмов-лауреатов кинофестиваля "Встреча".

Пост не по карману

А теперь – к более брутальному. К тому, с чем ассоциируется пост у большинства простых людей, что в нем одновременно привлекает и отталкивает. То есть – к еде. Множество социологических исследований, проводившихся на постсоветском пространстве, показывает: у абсолютного большинства "православных по рождению" пост не вызывает иных ассоциаций, кроме гастрономических. Спорить с большинством мы в данном случае не будем. Посмотрим, как осваивает этот "тренд" целая отрасль экономики, которую условно назовем "индустрией поста".

Главная рекламная фишка этой индустрии – появляющиеся в начале поста во всех СМИ сообщения о постных меню в кремлевских столовых, в ресторанах, поездах и самолетах. Затем непременно следуют интервью с постящимися звездами, а также многочисленные советы специалистов – врачей и психологов – о том, как правильно поститься. Их поддерживают интервьюируемые по соседству "служители культа". Некоторые служители, правда, оговариваются, что "пост – не диета", но потом обязательно соглашаются, что помимо пользы духовной, пост приносит немалую пользу для тела – очищает от "шлаков". Это слово – "шлак" - ключевое в продвижении постной продукции. Россияне, не очень комфортно чувствующие себя в стрессовой среде мегаполисов, именно в гнусных "шлаках", накапливающихся в организме, видят причину всех своих бед. А очиститься от "шлаков" можно лишь через пост, убедительно сообщает производитель соевого майонеза.

Иркутский религиовед Дмитрий Таевский обращает внимание, что в последние годы "пропаганда поста развернута священнослужителями в аспекте великой пользы для организма. Теория "шлаков" и очищения от них с христианским постом изначально не была связана никак. Эту теорию изобрели западные маркетологи, одновременно с гербалайфом и технологиями многоуровневого маркетинга".

К услугам "очищающихся" – изысканнейшие постные меню лучших московских ресторанов. В основе их рекламной кампании лежит, в общем-то, нехитрый тезис: "Великий Пост, - утверждает авторитетный ресторанный сайт, - это хорошее время, чтобы заново открыть знакомые блюда и оценить изобретательность мастеров-кулинаров. А мы можем уверенно сказать: постные кушанья порой во сто раз вкуснее обычных!" Православный публицист, дочь известного московского священника Мария Свешникова добавляет: "Кажется, что Великий пост, его расписание и устав, гораздо лучше знают рекламодатели, рестораторы и продавцы, чем многие православные. Впрочем, все вместе, они представляют прилично отлаженный механизм: пока вторые – то есть постящиеся – ищут лазейки, дабы облегчить испытание плоти, первые радостно подсовывают всевозможные пути увиливания".

Вот примеры постных изысков, предлагаемых московскими ресторанами: жаренные на гриле баклажаны с хумусом и маслом из виноградных косточек; салат "Золотая игла" из ростков сои, золотых грибов и зеленого лука, заправленный кунжутным маслом и огуречным кисло-острым соусом; жаренные вешенки и шитаке с бамбуком, сельдереем и чесноком; бефстроганов из соевого мяса; ризотто с черным трюфелем; фетуччини с овощами и трюфельным маслом и тому подобное, до бесконечности. Средняя стоимость – от 500 до 1000 рублей. "Небеременные, неновообращенные, немладенцы и небольные с удовольствием ходят по ресторанам, - констатирует один из сайтов Московского патриархата, - часами готовят самые что ни на есть постные блюда. Или становятся вегетарианцами".

Кстати, последним обстоятельством пользуются некоторые общественные организации. Московский Центр защиты прав животных "Вита" в начале нынешнего поста распространил листовку, в которой утверждается, что настало "самое удачное время для тех, кто планирует перейти на вегетарианское питание… Мы надеемся, что результатом этого поста станет пополнение рядов многотысячной армии вегетарианцев".

В православной среде сложился и особый великопостный "дресс-код", законодателем которого выступил клир. Дело в том, что, по традиции, в будние дни поста принято служить в черных облачениях, а в субботние и воскресные – в фиолетовых. Соответственно этому, миряне стараются надевать в будние дни черные или серые пиджаки (юбки, платки), а в выходные – немного раскрашивать эту монотонность какой-нибудь цветной деталью (самый модный цвет, естественно, фиолетовый). Набирает обороты в великопостный период паломнический туризм – в идеале паломники стремятся провести неделю ("поговеть") в каком-нибудь знаменитом монастыре, либо объехать сразу несколько обителей, но – самое главное – побывать на Святой Земле, где проповедовал, был распят и воскрес Христос.

Ясно, что соблюдать пост в наши дни не только по церковному уставу, но еще и "красиво" – развлечение не для бедных. Отчасти этот вывод подтверждает социология. По данным РОМИР, хотя общее число постящихся в среднем по России растет (на 1 % за 2-3 года), в некоторых социальных группах (молодежь, рабочие, крестьяне) оно снижается. Как уточняет центр Юрия Левады, в соответствии с церковными канонами постится лишь 2 % россиян (правда, РПЦ МП эту цифру оспаривает, как оспаривала она и рекордно низкую "явку" молящихся в храмы на минувшее Рождество). Немного иная картина наблюдается в "более религиозной" Украине, где постится (правда, не в полном соответствии с канонами) около 30 % населения. В значительной мере эта цифра складывается за счет западных областей, где проживают греко-католики.

Если постящаяся элита получает все необходимые для организма вещества и микроэлементы, то постный рацион бедных, за счет высоких весенних цен на овощи и фрукты, крайне скуден. Это, в основном, картошка, каши и макароны. Официальные российские власти, в лице министерства здравоохранения и главного санитарного врача Онищенко, нехотя соглашаются с пользой поста, хотя делают массу оговорок. Например, Онищенко категорически не рекомендует поститься детям и подросткам, а взрослым советует усиленно принимать витамины.

***

Современная культура Великого поста очевидно следует принципу "Солидный Господь для солидных господ". Почти вся индустрия поста рассчитана на обеспеченных постящихся, к числу которых принадлежат не только политики, звезды эстрады и топ-менеджеры, но и многие священнослужители, чья профессия также стала "престижной". Великий пост превратился в дополнительный индикатор патриотизма и верноподданничества - ведь известно, что постятся сами Соправители РФ. Как заметил один религиовед, "в условиях слияния власти и Церкви наиболее естественным состоянием будет формальное пребывание в лоне РПЦ МП (как некогда было пребывание в комсомоле), а соблюдение поста - также формальное - свидетельством причастности к общей корпорации".

Но это вовсе не значит, что автор призывает "тех, кто за свободу", но при этом верит во Христа, "в знак протеста" не соблюдать пост. Просто пост должен быть другим. Для христианской совести неприемлем пост демонстративный, официозный, гламурный. Такой пост прямо обличал Христос, указывая на фарисеев, которые на время поста облачаются в темные одежды и придают лицам скорбные выражения. И если знаками официозного поста становятся дорогой черный костюм, изысканное фетуччини с овощами и комфортабельная поездка в Святую Землю, то значит, что именно от всего этого и стоит воздерживаться.

Александр Солдатов

Полная версия статьи, опубликованной в журнале "ОГОНЕК" за 7-13 апреля 2008 г.

Фото АЛЕКСЕЯ ФИЛИППОВА, ИТАР-ТАСС


    В сюжете:

12 апреля 2017, 08:18  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Проповедь на литургическом языке: притчи на горе Елеонской. Слово на Великий Вторник (29.03/11.04.2017)
11 апреля 2017, 11:29  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Пришествие Сына Человеческого «яко молния»: в истории и в душе. Слово на Великий Понедельник (28.03/10.04.2017)
10 апреля 2017, 23:06  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Собеседования на «Собеседования» Иоанна Кассиана. Собеседование 23 (18/31.03.2017): Рабство греху как жизнь под оккупацией
10 апреля 2017, 16:14  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Где Иерусалим у нас внутри? Слово в Неделю Ваий (27.03/09.04.2017)
09 апреля 2017, 16:36  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Пост — это праздник, и праздник — это пост. Слово на Благовещение Пресвятыя Богородицы, в пяток Цветной недели (25.03/07.04.2017)
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
09-04-2008 19:30  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: "Неправильные" буддисты и автобусное оцепление "Украины". Генеральная линия Кремля на сближение с коммунистическим Китаем оборачивается нелепым унижением российских буддистов, поддерживающих Далай-ламу
09-04-2008 19:27  
АРХИВ: Воззвание постоянного члена Священного Синода УПЦ МП митрополита Одесского и Измаильского Агафангела в поддержку Коммунистической партии Украины (2002 г.)
09-04-2008 19:08  
УКРАЇНСЬКА ВЕРСІЯ: ЧИ МОЖЕ ВЛАДИКА ПАВЛО СТАТИ КОМУНІСТОМ? Експертний коментар з приводу появи архиєпископа Павла (Лебідя) у списках КПУ
09-04-2008 18:45  
МОНИТОРИНГ СМИ: "Что нельзя побороть, то нужно возглавить". Еще три месяца тому назад Патриарх Алексий II не считал 1020-летие Крещения Руси важным событием
09-04-2008 18:30  
Одним из лидеров списка Компартии Украины на выборах в Киевраду стал наместник Киево-Печерской лавры УПЦ МП архиепископ Павел
09-04-2008 18:19  
Призыв на военную службу 108 священников сравним с гонениями на Церковь, считает протоиерей Димитрий Смирнов
09-04-2008 18:00  
МЫСЛИ: Михаил Жеребятьев. С ДУМОЙ О "ДНК". Некоторые выводы о вкладе конференции религиоведов в РГГУ в разработку стратегии образования
09-04-2008 17:47  
МОНИТОРИНГ СМИ: Протоиерей Всеволод Чаплин: "Я чисел не боюсь. Ни 40, ни 13, ни даже 666"
09-04-2008 17:32  
Часовня XVIII в. продана в Австрии на интернет-аукционе e-bay за 1010 евро
09-04-2008 17:15  
В Англиканской Церкви Уэльса решено не рукополагать женщин в епископы
09-04-2008 16:55  
Отпевание протопресвитера Виталия Борового состоялось в Богоявленском Елоховском соборе в Москве
09-04-2008 16:22  
Медицинский кабинет открылся в Ростове-на-Дону при одном из приходов РПЦ МП
09-04-2008 16:00  
Папа Бенедикт XVI не пожелал услышать на своем дне рождения пение Анны Нетребко
09-04-2008 15:48  
ИНТЕРВЬЮ: Управляющий делами РОСХВЕ КОНСТАНТИН БЕНДАС "В российском обществе еще не было прецедента, когда само общественное мнение добилось бы запрета чего-либо оскорбительного на телевидении. Мы хотим, чтобы такой прецедент появился"
09-04-2008 15:33  
МОНИТОРИНГ СМИ: Есть такая профессия – полковой батюшка. В Свято-Даниловом монастыре обсуждаются проблемы сотрудничества армии и Церкви в ХХI веке
09-04-2008 15:15  
В Московском патриархате скептически относятся к идее кастрации педофилов
09-04-2008 14:55  
Патриарху УПЦ КП Филарету (Денисенко) доверяют около трети украинцев
09-04-2008 14:36  
Родственники 15 мусульман, получивших в Казахстане большие сроки за "терроризм", считают, что власти пытаются дискредитировать ислам и мусульман
09-04-2008 14:18  
МОНИТОРИНГ СМИ: "Владыка Лавр был для нас отцом". Архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион - о расколах последних лет
09-04-2008 14:00  
Пензенские психиатры не уверены в адекватности затворника Недогона, рассказавшего о двух умерших в пещере затворницах
09-04-2008 13:47  
Патриарх Алексий II подтвердил, что РПЦ МП не требует от государства реституции церковного имущества
09-04-2008 13:32  
Известный ресторатор и клипмейкер Степан Михалков обвенчается на Красную Горку
09-04-2008 13:15  
МОНИТОРИНГ СМИ: Синьзнян и Тибет. Что стоит за дестабилизацией в Китае?
09-04-2008 12:55  
Королева Иордании инициировала в Интернете кампанию в защиту ислама
09-04-2008 12:36  
БИБЛИОТЕКА: Архиепископ Ермоген (Голубев). Автобиография. Из письма владыке Иоанну (Лавриненко). [документы]
09-04-2008 12:18  
75-летний мусульманин из Хасавюрта безвозмездно, ради Аллаха, отремонтировал около 20 км сельских дорог
09-04-2008 12:00  
МОНИТОРИНГ СМИ: Когда не своя рука – владыка… Чем поразило священника Глеба Якунина очередное выступление в СМИ писателя Александра Солженицына
09-04-2008 11:47  
Cкончался руководитель православного духовного движения "беседников" протоиерей Павел Алексахин
09-04-2008 11:32  
Лидер пензенских затворников Петр Кузнецов пришел в сознание
09-04-2008 11:15  
Модернизированные туалеты с телевизорами появились в знаменитом китайском монастыре Шаолинь
09-04-2008 10:55  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика игумена Григория): Начало нашего спасения. Слово на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (25.03/7.04.2008)
09-04-2008 10:36  
МОНИТОРИНГ СМИ: Тибет ждет тяжелое воспитание. Компартия Китая командирует в Лхасу отряды политруков
09-04-2008 10:18  
Грузия: тяжело раненный священник простил и благословил бандитов
09-04-2008 10:00  
По некоторым сведениям, власти скрывали смерть двух затворниц в пещере в Пензенской области


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования