Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
18 декабря 2002, 12:14 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Рыцари Нескучного сада. Толкиенизм: новая религия или молодежное движение…


Об авторе: Петр Георгиевич Чистяков - аспирант Центра изучения религий РГГУ.

Недавно по всему миру прогремела экранизация "Властелина колец", знаменитой трилогии английского писателя Толкиена. Однако русским толкиенистам, собирающимся для своих радений неподалеку от Первой градской больницы в Нескучном саду, она активно не понравилась. Превращение любимых текстов в коммерчески успешный боевик они считают кощунственной профанацией.

Российские журналисты не раз пытались приоткрыть завесу Нескучного сада, но большинству толкиенизм до сих пор если и известен, то лишь понаслышке. В последнее время это движение все чаще привлекает к себе внимание исследователей. Социологи и психологи склонны видеть здесь скорее игру, но в высшей степени осмысленную, и пытаются определить это явление в категориях и терминах своих научных дисциплин.

Ныне очередь дошла и до религиоведов: они видят в толкиенизме элементы так называемой неорелигиозности и структурные предпосылки для возможного становления некоей квази-Церкви.

Первые читатели знаменитой трилогии появляются в России в самом начале 70-х. Среди них известный переводчик Наталья Леонидовна Трауберг, профессор Сергей Сергеевич Аверинцев и сыгравшие значительную роль в формировании сегодняшнего толкиенизма Владимир Сергеевич Муравьев и Андрей Андреевич Кистяковский, авторы наиболее распространенного в России перевода "Властелина колец". Тексты Джона Рональда Руэла Толкиена лежали для них в одной плоскости с другими литературными произведениями и были "рассказом о конкретной жизни в нечеловеческих условиях, когда трусоватые, достаточно слабые, достаточно смешные существа полагаются на волю Божию".

Современные толкиенисты, говоря о самоидентификации, прежде всего подчеркивают: "Толкиенизм бывает разный". И поэтому напряженные поиски ответа на вопрос, "кто же такой настоящий толкиенист", не прекращаются. Большинство толкиенистов считает, что постановка проблемы "толкиенизм и религия" вообще неправомерна. Однако сама их попытка категорически опровергнуть возникающие параллели уже говорит о многом и выглядит не чем иным, как защитной реакцией: "Смиренно хотелось бы просить не подводить под толкиенизм никакой религиозной базы. Потому, что сначала вы под нас базу подведете, а потом вместе с базой под статью… Докажут, что толкиенизм - религия, назовут нас сектой. Назовут и разгонят".

Надо заметить, что подобные опасения не лишены оснований. Так, на проходящей в интернете дискуссии толкиенистов недавно обвинили в распространении "антихристианской религии западного происхождения". В проекции на религиозную сферу подобные тенденции направлены против всего "нехристианского" (читай "неправославного"), в большей же степени против так называемых неорелигиозных движений (НРД), именуемых не иначе как "тоталитарные секты" и "деструктивные культы".

И действительно, толкиенизм, имеющий на первый взгляд много общего как с неоязычеством, так и с некоторыми направлениями протестантского толка, вполне может попасть в перечень подобных движений.

Особенности "толкиенистского" мировосприятия сегодня тщательно изучаются как самими представителями движения, так и "внешними" исследователями.

Первые склонны определять его в категориях мифологического сознания, находя в толкиенизме активизацию архаического мышления, дремлющего в сфере бессознательного. С этой позиции жизнь одновременно в двух мирах, реальном и фантастическом (который для представителей движения обладает большей степенью реальности), не является чем-то особенным и представляет собой классический случай возрождения мифологического мышления.

Вторые, представленные в основном специалистами по изучению религии, видят здесь модели восприятия, свойственные современным религиозным группам.

Наиболее прозрачной параллелью является отношение адептов к текстам Толкиена, столь близкое отношению верующих к своим сакральным текстам. Наряду с чисто филологическим подходом к изучению произведений английского писателя распространено и применение исторического метода изучения описанных Толкиеном событий. По мнению представителей движения, этот метод "позволяет проводить реконструкцию отдельных темных периодов истории Арды". Среди толкиенистов можно также наблюдать интерес к темам каноничности и достоверности текстов - проблеме, столь известной в контексте иудео-христианской традиции. Отношение к личности и трудам профессора типологически близко моделям существующих уже Церквей Рона Хаббарда (сайентология) и Эммануила Сведенборга (Новая Церковь).

Представляется любопытным и присутствующий в движении интерес к магическим практикам, таким, как биоэнергетика, ритуальная магия и спиритические практики. При этом толкиенисты, отвечая на вопрос о личной религиозности, чаще всего называют себя принадлежащими к православию, католицизму, протестантизму, реже язычеству.

Сегодня свойственное религиозному сознанию стремление к соединению с Абсолютом реализуется не только путем молитвенных и обрядовых практик "традиционных" религий, но и посредством искусства, культуры, компьютерных игр, даже наркотиков. На этом фоне использование толкиенистами оккультных психотехник и экстрасенсорики выглядит скорее возвращением к истокам, к ранним формам религиозности, нежели новаторством. Синкретизм же является одной из характерных черт современной религиозности и своего рода отражением невыработанности собственной религиозной доктрины. С другой стороны, эта несформированность догматических постулатов позволяет ассимилировать новые влияния и тенденции, предотвращая окаменелость и безжизненность внешнего благочестия.

В период становления религиозной общины ее деятельность определяется наличием "живого" религиозного опыта. Примером подобного "внедрения" божества в мир может служить его воплощение (это используется последователями Виссариона, Марии Деви Христос, Иоанна Чурикова) и мистическое общение с божеством или его посланниками. Экстатические состояния играют определенную роль и в толкиенизме, где визионерство, именуемое "глюколовством", - явление довольно распространенное.

Согласно мнению некоторых религиоведов, структурные предпосылки для возникновения толкиенистской Церкви уже существуют, хотя говорить об этом пока рано. Тем не менее проявления неорелигиозности можно наблюдать не только в уже существующих Церквах, но и в молодежных субкультурных движениях. Именно это и позволяет религиоведам развивать тему религии и толкиенизма, не придавая последнему статуса НРД, чего так боятся последователи Толкиена.

Петр Чистяков,

"НГ-РЕЛИГИИ", 18 декабря 2002 г.


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
18-12-2002 22:25  
РЕПОРТАЖ: Работа секций Всемирного русского собора
18-12-2002 21:53  
РЕПОРТАЖ: Муки, в которых рождалось "Соборное слово"
18-12-2002 21:02  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Безопасность замедленного действия
18-12-2002 20:39  
РЕПОРТАЖ: Всемирный русский собор обошелся в 970 тысяч рублей, в ОВЦС считают его вполне удачным и надеются на углубление сотрудничества с профсоюзами
18-12-2002 17:59  
Православный священник стал лауреатом премии Фонда Сороса "За подвижничество"
18-12-2002 17:53  
МОНИТОРИНГ СМИ: "Трижды плюем на Запад"
18-12-2002 17:45  
"Россия - избранная Богом страна" - считает полпред Президента в Центральном округе Георгий Полтавченко
18-12-2002 17:41  
В Екатеринбурге появился православный трамвай
18-12-2002 17:37  
В Курске обрушился православный храм. Но не тот...
18-12-2002 17:20  
Леонид Кучма встретился с католическими иерархами Украины
18-12-2002 17:07  
Эвенкийская окружная библиотека провела лекцию о вероисповеданиях эвенков
18-12-2002 17:03  
Палестинские и израильские лидеры должны либо договориться, либо уйти, считает католический Патриарх Иерусалимский
18-12-2002 16:55  
Представители РПЦ МП опровергли в СМИ слухи о возможной канонизации Распутина и Ивана Грозного
18-12-2002 16:28  
МЫСЛИ: Михаил Жеребятьев. ЗАКОН БОЖИЙ, ГОСПОДИН ЖУРДЕН, ПАТРИАРХАЛЬНАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ, ВОВОЧКА И МАРЬ-ИВАННА. Вольные размышления по поводу циркуляра министерства образования России о введении в школьную программу предмета "Основы православной культуры".
18-12-2002 16:10  
Власти Сиднея отклонили просьбу местных мусульман о строительстве мечети как "не соответствующей интересам большинства жителей"
18-12-2002 16:09  
МНЕНИЕ: «Несмотря на все происходящее, мое отношение к РПЦ не изменилось» - МИТРОПОЛИТ ТАДЕУШ КОНДРУСЕВИЧ, председатель Конференции католических епископов России
18-12-2002 15:59  
Продолжается строительство католического костела в Пскове
18-12-2002 15:48  
Киев: руководители научно-исследовательского института прочности металла превратили православный храм в химическую лабораторию
18-12-2002 15:37  
МОНИТОРИНГ СМИ: "Неудобные" святые. Ватикан собирается канонизировать мать Терезу
18-12-2002 15:14  
РЕПОРТАЖ: Мнение академика Львова получило у "русских соборян" полное одобрение, выход же на сцену экономиста Мау вызвал приступ антисемитских чувств
18-12-2002 14:59  
Первый православный храм открылся в городе заполярных атомщиков Полярные Зори
18-12-2002 14:48  
Пентагон разрабатывает план проведения секретной пропагандистской кампании с целью научить людей "умеренному исламу"
18-12-2002 14:37  
Воду, на которой стоит святыня сикхов, почистят американцы
18-12-2002 14:36  
Митрополит Кирилл принял председателя Организации культурных и исламских связей Ирана
18-12-2002 14:12  
При реставрации Свято-Серафимовского храма обнаружены остатки стен кельи преподобного Серафима Саровского
18-12-2002 13:59  
Умер старец архимандрит Ипполит, настоятель Рыльского Свято-Николаевского монастыря
18-12-2002 13:48  
МОНИТОРИНГ СМИ: Возрождение традиций. О том, как праздновать Рождество и Новый год, рассказывает митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий (Немцов)
18-12-2002 13:37  
Зажглись огни на главной "католической" елке в Ватикане
18-12-2002 13:28  
Шведская Национальная галерея выпускает каталог собрания русских и византийских икон ХIV-ХV вв.
18-12-2002 12:59  
МОНИТОРИНГ СМИ: Ватикан: "Превентивная война является несправедливой"
18-12-2002 12:48  
Скончался первый посол СССР в Ватикане Юрий Карлов
18-12-2002 12:37  
Госдума отклонила предложение об установлении памятника царю-мученику Николаю II и его семье на Лубянской площади в Москве
18-12-2002 12:25  
Франция: мусульманку уволили за ношение хиджаба
18-12-2002 11:59  
Делегация Совета мусульман Красноярского края посетила исправительную колонию
18-12-2002 11:48  
Киев: в любой момент могут обвалиться Зверинецкие пещеры Свято-Троицкого Ионинского монастыря
18-12-2002 11:47  
ДОКУМЕНТ: Проект доклада рабочей группы президиума Госсовета РФ "О совершенствовании деятельности... по противодействию проявлениям религиозного экстремизма в Российской Федерации" Полный текст
18-12-2002 11:37  
Мусульманские лидеры Гонконга выразили протест в связи с антитеррористическими учениями, во время которых воображаемые террористы были одеты в традиционные мусульманские одежды
18-12-2002 11:24  
Патриарх Алексий II после выписки из больницы не перестает думать об Украине
18-12-2002 11:10  
МОНИТОРИНГ СМИ: Между Вавилоном и Иерусалимом
18-12-2002 10:58  
Федор Конюхов хочет стать деревенским священником
18-12-2002 10:47  
Шведский религиозный праздник прошел в Нижнем Новгороде
18-12-2002 10:32  
Храму Св. Николая в Таллине исполняется 175 лет
18-12-2002 10:19  
РЕПОРТАЖ: Вечер памяти святого священномученика и исповедника протопопа Аввакума в Никольском старообрядческом храме на Тверской
18-12-2002 10:15  
В супермаркетах появятся "места для молитвы"
18-12-2002 10:00  
Всеобщий молебен о ниспослании дождя пройдет в Арабских Эмиратах


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования