Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
22 мая 2012, 16:26 Распечатать

ИНТЕРВЬЮ: Директор Института национальной стратегии, политолог СТАНИСЛАВ БЕЛКОВСКИЙ о том, что делать пиарщикам Кирилла, о силе молитвы, своем христианском пути и прозрачности Евангелия. Часть третья, заключительная


Начало здесь и здесь

Портал-Credo.Ru: Как по-Вашему, Патриарх Кирилл действует так, как он действует последнее время, в силу своей неадекватности и потери ощущения реальности или из какого-то расчета?

Станислав Белковский: Да, мне кажется, он неадекватен. Та никодимианская среда, в которой он сформировался, приучила его к тому, что, грубо говоря, условием существования Русской Православной Церкви в атеистическом социуме является хитрое подмигивание. Я сам с этим не сталкивался, но когда один мой друг пришел к Кириллу на прием, еще когда он был главой Отдела внешних церковных связей, Кирилл снял рясу и остался в джинсах. Наверное, он считал, что тем самым он вызывает доверие. А на самом деле мой друг обалдел.

Точно так же, когда я познакомился с отцом Всеволодом Чаплиным, мы встречались в некоем кафе, и отец Чаплин, издалека увидев меня, начал снимать рясу и засовывать ее в портфель. То есть он искренне убежден, что я такой же циник, как он, и, конечно, у меня вызовет большую симпатию, что этот человек не строит из себя верующего, а снимает рясу по ходу дела. И когда он подошел к столику, он сказал: "Ну, наконец-то я пообщаюсь с умным человеком, а не с этими дурацкими попами!" Я был в полном шоке от этого высказывания, но, видимо, в его понимании так и надо было делать.

Священноначалие находится в этом состоянии полного неадеквата. Оно разрушает ядро Церкви.

- Когда Вы сделали свой религиозный выбор?

- Я крестился 20 лет назад, я ничего не знал про христианство, я был юноша. Причина, по которой я, будучи этническим евреем, крестился в православие, была сформулирована моей тогдашней наставницей – художницей Катей Московской: "Где родился, там и пригодился".

- Соответственно, в Калмыкии у Вас бы появился шанс облечься в оранжевые одежды?

- Если бы я был калмыком, то да. Но если бы я был русским в Калмыкии, то, скорее всего, стал бы православным.

- То есть Вы считаете религию неким производным от национальной культуры?

- Нет. Я просто объясняю, как это у меня произошло. Это личный выбор любого человека, и да отсохнет мой язык, если я буду пытаться кого-то учить, какую конфессию выбрать. Это решается не здесь, а в диалоге Господа и человека.

Я достаточно долго изучаю все мировые религии и пришел к выводу, что все они являются путем познания Бога, просто Господь, как это было сказано про Вавилонскую башню, не может допустить, чтобы все люди говорили на одном языке. Нельзя переходить грань между человеческим и Божественным. Это очень важно. Поэтому должны существовать разные пути познания Бога, и эти разные пути представляют собой разные конфессии. Я не собираюсь ни с кем воевать и устраивать крестовых походов. Но сам я православный.

- Если не секрет, Вы случайно не прихожанин храма святых Космы и Дамиана?

- Нет. Я стал ходить в храм по месту жительства, хотя бы потому, что считал пошлостью ходить туда же, куда и все люди моего типа.

- Это действительно было бы неоригинально.

- Конечно. И я не считаю себя знатоком, и до настоящих богословов мне далеко, как до солнца. Вместе с тем, в последние несколько лет я немножко отдалился от активной церковной жизни именно в связи с тем, что не выношу цинизма. Я не могу больше говорить со священником, который демонстративно дает понять, что он не верит в Бога.

Мои друзья считают меня сумасшедшим из-за того, что я говорю им: я буквально с Господом Богом выпиваю. Для меня Его реальность более материальна, чем Ваша реальность. Я готов поверить, что Вас здесь не существует, и Вы этого разговора не ведете, но поверить в то, что Его не существует, я не готов. Я абсолютно в этом уверен, и мой жизненный опыт это доказывает, медицинским путем.

- Как говорили отцы Церкви, "если существует Бог, то не существует остального мира, а если существует остальной мир, то не существует Бога"...

- Но это ерунда, это противоречит Писанию. Там все сказано: есть мир, есть Бог. Я не вижу здесь никаких поводов для фантазий. Мне кажется, клирики все-таки должны следовать Писанию.

- Что ж, не будем углубляться. Давайте на Вашу политтехнологическую почву спустимся. Представим себе деловую игру. Вас как известного политтехнолога приглашает Владимир Легойда за огромный гонорар чуть-чуть поработать над имиджем Патриарха Кирилла: имидж безнадежно утрачен…

- Это невозможно.

- Вы категорически отказываетесь или предлагаете им какой-то возможный план выхода?

- Категорически отказываюсь. Я даже не собираюсь с ним встречаться. Я Вам сказал, я верю только в силу молитвы, и единственное, что я могу ему посоветовать, это молиться.

- А если они спросят о конкретных вещах?

- Не-не-не! Я готов работать на любого светского клиента и не буду строить из себя ханжу, я готов работать и с плохими людьми, но только в светской области. В духовной – это исключено абсолютно.

Вы же видите, я уже пошел в открытую против них. После ареста девушек из "Pussy Riot" это стало не смешно. Ведь заявление о возбуждении уголовного дела против меня за оскорбление Церкви написано теми же людьми из "Народного собора". В любой момент меня могут арестовать. Это я смеялся, пока их не посадили, а я, на мой взгляд, более страшен для РПЦ МП.

- Вы по этой причине перестали делать Ваши видеролики "За Церковь без Гундяева"?

- Нет, я устранился от дел, потому что заболел. Я не считаю, что изменилось что-то кардинально в моей жизни: я как верил, так и верю, но, тем не менее, когда я уже умирал от рака и молился – это подействовало, став для меня дополнительным доказательством того, что все работает. Хотя я не полностью исцелился, это невозможно, но сейчас я в нормальной форме. Не буду сейчас углубляться в эту тему, это неприлично, это слишком личное… Так, о чем мы с Вами говорили?

- О том, что Вы бы посоветовали молиться политтехнологам и пиарщикам Патриарха Кирилла.

- Да, я бы посоветовал им молиться – и все. Это их задача, они должны это делать. Если они этого не делают, они обречены.

- А что Вы посоветовали бы "Pussy Riot" в их ситуации? С каким заявлением выступить, покаяться или нет? Отсидеть от звонка до звонка?

- Стоять до конца.

- Отсидеть?

- Ну, понимаете, ты не должен людям, которые находятся в гораздо худшем положении, чем ты, давать советы оставаться в этом положении. Это неприлично. В конце концов, тюрьма – это настолько ужасное место, что я готов признать право любого человека сделать все, чтобы из нее выйти, даже если он при этом предаст себя и друзей. Но, с точки зрения гражданского достоинства, я не вижу никаких оснований, чтобы "Pussy Riot" каялись.

- А Вам что-то известно о Православии вне Московского патриархата, скажем, о Зарубежной Церкви, Автономной, Старообрядческой?

- Не очень. Я не считаю себя большим специалистом. Я в основном живу по наитию, много занимался изучением Священного Писания и Предания, но не более того. Это был мой интимный процесс.

Конечно, я наслышан о Православии вне рамок РПЦ МП, но поскольку Крещение я принимал во Имя Господне, то вопрос о переходе в другую церковную юрисдикцию у меня даже не стоит.

Если они захотят предать меня анафеме, как Льва Толстого, и зачитать это с амвона – ради Бога, они только создадут мне рекламу. Но я никаких усилий предпринимать не буду по одной-единственной причине: я крестился в определенной церкви по месту жительства, и за 20 лет, которые прошли с того момента, у меня сложились доверительные отношения с Господом Богом, и я ничего не слышал от Него о том, что я должен из какой-то юрисдикции уходить и в какую-то переходить. Пока я от Него это не услышу, я этого делать не буду. А Чаплин с Гундяевым – это такие же люди, как и я, не более того.

- Вот Вы говорите, что они и многие другие не верят в Бога, а за Ваши 20 лет церковной жизни Вам довелось встретить священника или архиерея, который верит?

- Конечно, полно. Я не буду их называть, потому что это неэтично: тем самым я бы утверждал, что все остальные не верят, а я не берусь об этом судить. Я знаю много истинно верующих людей, и у меня нет такого пренебрежительного отношения, что никто не верит, а я, мол, один верю, такой крутой. Вы не должны меня так понимать. Наличие множества верующих людей вселяет в меня оптимизм.

- Какую модель поведения Вы считаете для православного благочестивой – участвовать в массовых политических акциях против фальсификаций, обмана и цинизма или молиться и никуда на улицу не выходить?

- И то, и другое, по личному выбору. Никакая из этих моделей не противоречит сказанному в Писании. У меня критерий очень простой, с ним жить очень легко. Открываешь Книгу, а там все написано. И мне не нужны все эти умствования имени протодиакона Кураева.

- Но ведь не все можно понимать буквально. Например, я вижу, у Вас на месте оба Ваших прекрасных глаза, а в Писании вполне определенно сказано насчет глаза, если он тебя соблазняет. Наверняка Ваш глаз Вас когда-нибудь соблазнял?

- Соблазнял, и еще как, не то слово! Тем не менее, в Евангелии все написано очень просто. Возьмем Эйнштейна. Хотя он формально не был христианином, но был религиозным по своему глубинному содержанию. Я не ученый и неглубоко знаю физику и математику, но много занимался историей этих наук. И я твердо убежден, что смысл теории относительности – в обосновании бытия Божия. Эйнштейн ввел скорость света в качестве константы, что полностью противоречит классической механике Ньютона, а свет – это Господь, как сказано в Писании.

- Господь – Свет нетварный, а не поток частиц…

- Вот именно. Сама относительность массы, введение эйнштейновского коэффициента гаммы, который точно указывает на то, что при достижении скорости света масса исчезает, – это как раз и свидетельствует о нетварности, то есть бесплотности Господа. И наоборот, наличие черной дыры, которая является абсолютной массой, то есть является самим дьяволом. В истории науки я знаю массу такого. Она для того и существует, чтобы обосновать бытие Божие и то, что мир сотворен Господом. Просто нам мешает это понять сам просвещенческий контекст, в котором формировалась наука с XVII века, но в свое время человечество к этому придет.

Так вот, Эйнштейн первый сказал знаменитую фразу: "Когда я дискутирую о мире с собеседником, я думаю, кто из нас сумасшедший". Это то, что я всегда говорю, когда начинаю рассказывать людям о Боге: "Ребята, я утверждаю очевидную вещь – что Бог есть. Вы утверждаете абсурдную вещь – что Его нет. Кто из нас сумасшедший?"

И второе, что говорил Эйнштейн: "Любая истина должна быть настолько проста, чтобы ее понял шестилетний ребенок". К Евангелию это тоже все относится.

- Но вернемся к Вашим уважаемым глазам. В Евангелии сказано: "Если глаз тебя соблазняет, вырви и брось от себя". Эта фраза не требует для Вас толкования?

- Нет, прямого толкования она не требует.

- И Вы готовы исполнить эту заповедь?

- Нет, я считаю ее метафорической

- А метафорика – это уже вопрос толкования?

- Я считаю, что в Евангелии все написано очень просто, и на любой вопрос получишь ответ. Нет ни одного куска в Евангелии, который я не понял бы. Это не гордыня. Истина должна быть проста. Всегда, когда я слышу, что какая-то истина слишком сложна и эзотерична, чтобы я ее понял, я понимаю, что речь идет о фуфле и лжеистине. Я в это не верю абсолютно.

- Как Вы относитесь к Александру Невзорову или Александру Никонову, Вам импонирует их антиклерикальная позиция?

- Я бы не стал блокироваться с такими абсолютно циничными людьми только потому, что они против Гундяева. Борьба с людьми из Московской патриархии не означает для меня антиклерикализма, потому что РПЦ МП – это всего лишь одна из форм Церкви. Надо что-то светлое противопоставлять чаплинщине и гундяевщине, а не еще худшее, чем они. Привлекательность Церкви для меня заключалась в том, что там была святость, поэтому я туда и пошел. А потом она испарилась оттуда.

- Но Невзоров, во всяком случае, более честен, чем Гундяев?

- Ну, и дьявол тоже честен по-своему.

- Как сказать, есть много примеров того, как дьявол обещал одно и формально это выполнял, но оно оказывалось чем-то прямо противоположным.

- Невзоров примерно в рамках такой логики и действует. Может, эти люди и ненавидят Гундяева, но это не является оправданием сотрудничества с ними именно в христианском смысле, а не в каком-то политическом. Это люди бесноватые, и я бы никогда не стал с ними делать христианское дело.

Нет, конечно, если Невзоров или Никонов хотят опубликовать документ о том, как Гундяев приватизировал квартиру, это нормально.

- Но проводить с ними совместные акции Вы бы не стали?

- Да. Выступать с ними по какой-то совместной программе – никогда. Но это мое частное мнение, я просто его высказываю, и все.

- Москву не собираетесь покидать? В Украине грядут парламентские выборы…

- Нет, это меня давно не интересует. Но я обосновался в Италии, меня московский климат очень не устраивает. Это вопрос не политический, а медицинский. И профессионально в Италии я никому не нужен, хотя и знаю итальянский и еще четыре языка. Я нужен только здесь.

- Спасибо огромное.

Беседовал Александр Солдатов,
"Портал-Credo.Ru"


    В сюжете:

30 января 2017, 21:20  
ФОТО ДНЯ: Лидия Леонова: награда за верность
22 октября 2015, 17:16  
МОНИТОРИНГ СМИ: В петербургском доме, где живет сестра Патриарха Кирилла, разгорелся имущественный скандал. Глава адвокатского бюро "Комиссаров и партнеры" заявил об атаке на собственное имущество в этом здании
08 марта 2013, 15:14  
МОНИТОРИНГ СМИ: Женщины захватывают власть в РПЦ - несмотря на то, что не могут быть там епископами, священниками и даже диакониссами
27 февраля 2013, 11:44  
На открытии памятника Алексию II в московском Пироговском центре сосед Патриарха Кирилла (Гундяева) по "Дому на набережной" получил награду УПЦ МП
25 января 2013, 15:29  
МОНИТОРИНГ СМИ: Полемика о родственниках троюродной сестры патриарха. Готовится критика патриарха, выражающаяся в поиске и подготовке информации о родственниках Леоновой Лидии Михайловны
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования