Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
27 апреля 2012, 06:01 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Бриллиантовая пыль. Главным инструментом противодействия агрессивному клерикализму должен быть новый морально-этический кодекс поведения, который лишит православие монополии на «духовность»


Недавние скандалы, связанные с фигурой предстоятеля Русской Православной церкви. В том числе попытка рейдерского захвата квартиры онкологического больного соседа-священника (частично успешная, учитывая, что с пострадавшего за пыль отсудили сумму, превышающую ту, как если бы на эти деньги были куплены бриллианты аналогичного веса в каратах) — всё это ставит ряд серьёзных вопросов.

Объяснения пресс-службы РПЦ, неуклюже пытавшейся защититься, самого предстоятеля устами его арбитра Владимира Соловьёва только усугубили ситуацию, поскольку лишь подтвердили суть обоснованных претензий.

Нельзя сказать, что данные примеры — исключительно неудачные случайности, стечение роковых обстоятельств. Напротив, скорее это квинтэссенция всех тех процессов, что общество наблюдало в последние 20 лет с момента активизации духовенства в России. Выселение музеев, больниц, образовательных и культурных учреждений из зданий, где они десятилетиями находились со времён первых лет советской власти, проводящееся под видом "восстановления исторической справедливости", фактически есть ничто иное, как тот же узаконенный захват собственности.

После октябрьской революции отношение к религии изменил не большевистский подход и не идеологический отдел ЦК КПСС — это был закономерный ход истории. То, что на месте монастырей и церковных заведений появились музеи, библиотеки и концертные залы, не было свидетельством духовной деградации общества и упадка его морали, как нам пытаются сегодня представить пропагандисты из РПЦ. То, что сегодня они вновь закрываются — это не торжествующая историческая справедливость, а банальный реваншизм в удачный момент времени, совпавший с лояльностью к православию последних трёх руководителей государства.

Скандалы ещё будут некоторое время тлеть, покуда не отпустят активисток Pussy Riot или не родится ещё что-то подобное, однако можно чётко видеть, что они никак не повлияли на стратегию РПЦ в долгосрочной перспективе. "Собака лает, караван идёт" — по-видимому, так решило высшее рувоводство церкви, чтобы, не дай Бог, не сорвать новый масштабнейший план экспансии — строительства сотен новых храмов в Москве.

Тот, кто был в любом из православных храмов в любой из 364 дней в году, исключая пасхальную ночь, вряд ли замечал там тесноту — людей в них, как правило, мало. По статистике ГУВД, в нынешнюю православную Пасху московские храмы посетило около 186 тысяч человек — это чуть более полутора процентов населения. В обычные дни людей меньше на порядок. Абсолютно очевидно, что никакой необходимости в новых крамах, тем более в таких промышленных масштабах нет — попросту говоря, отсутствует социальный заказ.

В градостроительной программе Москвы до 2016 года на средства бюджета планируется построить следующие объекты: колледжи — 2 здания; поликлиники (диспансеры) — 12 зданий, больничные корпуса — 15 зданий, станции скорой медицинской помощи — 7 зданий, памятники — 9 единиц, театры — 3 здания, музеи — 8 единиц, культурно-досуговые центры — 4 единицы, концертные организации — 1 единица. Итого — 61 объект социально-культурной и образовательной сферы.

За последние 100 лет в Москве построено только три больших акустических концертных зала — Большой зал консерватории в 1901 году, филармонический Концертный зал им. Чайковского, в нынешнем виде существующий с 1940 года, и конструктивно не самый удачный в плане акустики Московский международный Дом музыки, построенный в 2002. Три зала за сто лет, в течение которых Москва радикально изменила своё лицо, расширившись в границах на десятки километров и увеличившись в численности населения на порядок.

Директор Московской филармонии Елена Зубарева мечтает о дополнительном зале средней вместимости на 500 мест — многие годы мечты эти остаются несбыточными. Проходивший в прошлом году Международный конкурс имени Чайковского, являющийся одним из флагов российской культуры за рубежом, был наполовину перенесён в Санкт-Петербург, поскольку в Москве во время рестраврации Большого зала консерватории события подобного масштаба проводить было просто негде.

Как на этом фоне смотрятся планы строительства 581 новой церкви, которые уже воплощаются г-ном Ресиным, судить читателям. РПЦ уверяет, что бюджетные деньги использованы не будут — в таком случае стоит признать, что эта церковь волшебным обладает финансовым могуществом, многократно превышающим возможности городского бюджета Москвы. Собрать такие суммы на пожертвования верующих, как правило, людей небогатых, просто невозможно.

Но не стоит думать, что реализация даже этих планов ограничит аппетиты РПЦ — начало их воплощения только подстегнёт процесс, который распространится на регионы. Черезвычайно деятельный архиепископ Челябинский и Златоустовский Феофан (Ашурков) уже заявил цель строительства 100 новых церквей в Челябинске — и это после грандиозного скандала, связанного с претензиями на единственный на Южном Урале филармонический Органный зал.

Здание на Алом поле в центре Челябинска, которое было храмом с 1910 по 1917 год, полностью отреставрированное в годы Советской власти, несмотря на протесты горожан, было решено передать РПЦ. На то, чтобы орган зазвучал в новом помещении, из дефицитного городского бюджета выделен миллиард рублей. Сейчас в филармоническом здании на Алом поле уже проводятся службы, на которых в среднем присутствует около 10 человек верующих — то есть удовлетворение религиозных чувств каждого из них обошлось бюджету в сто миллионов рублей.

Тем не менее, участки для строительства новых ста храмов отнюдь в не православном Челябинске уже согласованы с мэрией, при этом ставится задача строить храмы не там, где есть земли, а там, где они будут удобны для священнослужителей.

Общество должно осознать мысль, что мы имеем дело не с действительным возрождением духовности или воплощением акта исторической справедливости, а тотальной экспансией институтов религии, которая приватизировала понятие "духовность", и на основе этого заявляет претензии на свою роль в обществе, которое в своём подавляющем большинстве религию давно отвергло. Романтическое увлечение православием пришлось на конец 80-х, когда ещё не было никаких "табачных скандалов", мерседесов Pullman и часов Бреге — сейчас этот романтизм исчез, как бриллиантовая пыль из Дома на набережной.

Тем не менее, многие, даже далёкие от религии люди по исторической привычке всё ещё лояльны к православию, ожидая от него неких ценностей и моральных ориентиров, которые потеряны в обществе. "Мы, атеисты, ждём, что вы станете судьёю духовным, будете определять критерии добра и зла", – высказал мнение о недавних скандалах Сергей Доренко в обращении к Патриарху Кириллу.

Сложившуюся сегодня конфликтную ситуацию — начало фактического противостояния гражданского общества и РПЦ — многие склонны относить к личным качествам её нынешнего руководства, которое, как ими считается, по сути дискредитировало институт Церкви. "Так хорошо всё начиналось лет 25 тому назад — нет, бес попутал лезть всюду в рясах: в студии, на эстраду, на космодромы и полигоны, в школы и театры, к начальству под бочок. Мы-то, паства, надеялись, что вы отдалитесь от мира в тишину церквей, монастырей, келий, явите нам пример духовного подвижничества, святости, и мы к вам за этим потянемся. Ан нет, вышло, что вы к нам за греховным пришли", — так в одном из комментариев на мои предыдущие публикации ясно сформулирована вся глубина общественного разочарования.

Но стоило ли ждать чего-то другого? Исторический опыт не позволяет на это надеяться. При отсутствии должного противодействия Церковь и далее будет проникать во все слои гражданского общества, чтобы полновластно присутствовать в каждом его сегменте, на всём пути человеческой жизни — от крещения до отпевания. Так было всегда — до тех пор, пока не приходилось вырывать общество из религиозного рабства, как это сделал Пётр Первый, пробудивший Россию от столетнего православного анабиоза.

И главным инструментом такого противодействия должен быть новый морально-этический кодекс поведения, который лишит православие монополии на "духовность". Свод правил светского человека нового времени, очищенный от религии, а церковь же должна при этом остаться религиозным институтом, коим по сути и является.

К выработке такого кодекса, светского "Нового завета" нового времени я и призвал бы тех, кто сегодня критикует РПЦ. Даже самая конструктивная и справедливая критика не имеет смысла, если не предлагает ничего взамен.

Получится ли выполнить такую задачу или достойной альтернативы не найдётся, будет означать то, какие идеи станут господствовать в новом времени, в новом обществе, за которое мы несём ответственность уже сейчас.

Евгений Бойко,
"BOYKO.RU"
, 21 апреля 2012 г.


    В сюжете:

30 января 2017, 21:20  
ФОТО ДНЯ: Лидия Леонова: награда за верность
22 октября 2015, 17:16  
МОНИТОРИНГ СМИ: В петербургском доме, где живет сестра Патриарха Кирилла, разгорелся имущественный скандал. Глава адвокатского бюро "Комиссаров и партнеры" заявил об атаке на собственное имущество в этом здании
08 марта 2013, 15:14  
МОНИТОРИНГ СМИ: Женщины захватывают власть в РПЦ - несмотря на то, что не могут быть там епископами, священниками и даже диакониссами
27 февраля 2013, 11:44  
На открытии памятника Алексию II в московском Пироговском центре сосед Патриарха Кирилла (Гундяева) по "Дому на набережной" получил награду УПЦ МП
25 января 2013, 15:29  
МОНИТОРИНГ СМИ: Полемика о родственниках троюродной сестры патриарха. Готовится критика патриарха, выражающаяся в поиске и подготовке информации о родственниках Леоновой Лидии Михайловны
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования