Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
03 апреля 2012, 11:44 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Человек или суббота? О "сердитом" и "сострадательном" православии по отношению к выступлению "Pussy Riot" в ХХС прот. Павел Адельгейм


Выступление девушек в ХХС выявило в церковной среде два различных мироощущения, два полюса притяжения, два разных понимания христианства и разделило православных на два лагеря. Один из них условно назову "сердитым православием", а другой –"православием сострадательным". Оба лагеря исповедуют одни и те же догматы, имеют общий Символ Веры и одинаковое богослужение. Иерархия у них тоже одна. Однако по своему мироощущению иерархия принадлежит к "сердитому православию". Она- хранительница не личности, а структуры, на которую направлены её заботы. Она реализует не пастырское служение, а исполнительную власть. Поэтому "сострадательное православие" не пользуется симпатией и поддержкой иерархии.

Различие между двумя "православиями" выражено в понимании человека и его места в церкви. "Сердитое православие" ставит во главу бытия РПЦ авторитет иерархии, утверждающей учение, традицию и мораль. Маленький человек в силу греховной природы не имеет прав в РПЦ. Иерархия указывает ему место. Она утверждает уставы и порядок для существования маленького человека в РПЦ. Он не смеет возражать или критически относится к установлениям иерархии. Его задача учиться, подчиняться и молчать, не исследуя и не спрашивая. Непогрешимость иерархии является краеугольным камнем единства РПЦ.

"Сострадательное христианство" сосредоточило внимание на маленьком человеке, и в нём находит смысл церковного бытия. Из человека вырастают епископы, праведники и грешники. Одни живут в церкви, другие – господствуют, третьи выпадают из сакрального бытия.

Ветхозаветная иерархия не приняла Христа. Архиереи и старцы, священники и книжники встретили Его враждебно. Они не признали пророческого права судить их поступки и ревизовать традиции построенной структуры. Как общественный механизм, структура работает чётко, пока не вмешается человеческий фактор. Тогда начинается сбой. Структура сталкивается с личностью, которая не соглашается быть её винтиком или болтиком.

"Человек ради субботы?" или "суббота ради человека?"

Христос решает эту дилемму в пользу человека. Ветхозаветная структура решила её в пользу субботы. Христос не создавал структуры. В своём воплощении Он вочеловечился и породил живой организм –Тело Христово, которое мы называем Церковью. Единство Церкви не монолитно, как кирпич, а соборно, состоит из множества личностей подобно человеческому телу, состоящему из бесчисленных клеточек. Они едины, ибо живут соборной жизнью одного организма. Каждая личность, пребывая в Теле Христовом, становится чадом Божиим: "дал верующим во имя Его власть быть детьми Божиими"(Ин.1,12). Христианин - не винтик церковной структуры, а чадо Божие. Структура сжимает и выдавливает из себя личность, ибо она не вписывается в прокрустово ложе системы. В ней может существовать только функция, отказавшаяся от личностной полноты ради системы.

Краеугольным камнем Церкви является "человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех" (1Тим.2,5-6). Христос не вошёл в иерархию. Он умер на кресте, чтобы спасти человека. Человек становится центром Божьего домостроительства, которое совершает Бог ради человека. Сын Божий сошёл с небес и принял нашу человеческую природу: не первозданную, а природу падшего Адама. Христос взял человеческие грехи и пригвоздил ко кресту, умирая за каждого из нас. Маленький человек поставлен в центр всех забот Бога, пришедшего ради него.

Отсюда начинается сочувствие каждому человеку, за которого умер Христос. Одно мироощущение утверждает значимость структуры, объединяющей всех. Другое – значимость человека со всеми его немощами и грехами, ибо за него умер Христос. Человек дороже всех вещественных святынь. Неправда, что человеческую жизнь можно принести в жертву вещественной святыне. Идолопоклонство с человеческими жертвоприношениями - мерзость перед Богом. Только сам человек вправе принести себя в живую жертву Богу.

протоиерей Павел Адельгейм,

БЛОГ ПАВЛА АДЕЛЬГЕЙМА, 3 апреля 2012 г.


    В сюжете:

05 августа 2015, 18:32  
ВИДЕО: Сегодня псковичи вспоминают трагически погибшего 2 года назад отца Павла Адельгейма. Телевизионный сюжет "Вести-Псков"
05 августа 2013, 23:40  
СПРАВКА: Священник Павел Адельгейм: страницы биографии
05 августа 2013, 21:17  
В Пскове убит священник Павел Адельгейм
29 мая 2012, 15:59  
ДОКУМЕНТ: «По правде суди ближнего твоего». Обращение клирика Псковской епархии РПЦ МП священника Павла Адельгейма к Патриарху Кириллу (Гундяеву)
03 мая 2012, 15:52  
МНЕНИЕ: «Объявляя прихожан псковского храма св. Жен-мироносиц должностными лицами, экспертная справка Московской патриархии не ссылается на закон или канон" - клирик Псковской епархии РПЦ МП, богослов, священник ПАВЕЛ АДЕЛЬГЕЙМ
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования