Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
02 марта 2012, 18:19 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Адвокат диавола. Что станет с иерархом, поддержавшим Путина?


Последняя предвыборная неделя совпадает в этом году с первой седмицей Великого Поста – совпадение, что и говорить, весьма многозначительное! Да и само слово "выборы" на этот раз (в отличие от 2008 г.) не совсем уж лишено своего смысла. Понятно, что действо 4 марта, по итогам которого Путин сам себя вновь назначит президентом РФ, легитимным не является. Но народ все же начал просыпаться, почувствовал вкус к политической активности – не ровен час, почувствует вкус и к политической борьбе. Обстановка в России потихоньку разогревается, и тут уж, воистину, "закружились бесы разны…". Причем по обе стороны баррикад.

Местами это их кружение, кроме прочих ощущений, вызывает ощущение стойкого дежавю. Так, кремлевская пропаганда сейчас вопит во все свои глотки: голосуй за Путина, не то гражданская война, не то "лихие девяностые". При этом путинская агитация последних месяцев, всячески клеймя эти самые девяностые, удивительно похожа на ельцинскую пропаганду накануне выборов 1996 г. Те, кто держал соответствующие печатные изделия тех лет в своих руках, просто изумляются сходству.

Причина этого проста и очевидна: как и Ельцину в 1996 г., Путину нечего сказать о каких-либо реальных, ощутимых достижениях, ибо для большинства людей все его "успехи" были и остаются более чем эфемерными. Единственный ход, который возможен для пропаганды в данной ситуации, – это запугивать людей возвращением страшного вчера. В 1996 г. пугали ГУЛагом и советским lifestyle, сейчас – "лихими девяностыми". При этом бывший член ЦК КПСС Ельцин уверял всех, что он-то как раз и есть главный гарант недопущения коммунистического реванша. С тем же пылом сегодня ближайший подельник Собчака, отметившийся в весьма сомнительных махинациях в Питере еще в начале 90-х (см., например, доклад Марины Салье), Владимир Путин проклинает тех, кто "развалил страну" и "шакалил у посольств".

Поскольку идея в основу пропагандистской кампании что в 1996 г., что в 2012 г. (у Ельцина и Путина соответственно) была положена одна и та же, то и продукты этой кампании практически идентичны. В частности, газета с названием "Не дай Бог!", второй номер которой был отпечатан в начале 20-х чисел февраля, выглядит прямо-таки каким-то репринтом с ельцинских агиток.

Люди вокруг Путина, впрочем, местами отметились новые. Правда, все заслуженные, все доверенные. Среди них, например, Марина Юденич. Кому, как не ей, быть заслуженной и доверенной? Дама еще во времена позднего Брежнева заселилась в Барвиху, в самый эпицентр номенклатурной обоймы. Кому как не ей петь гимны стабильности – про "какую страну потеряли…" и т.д.? Ей такие гимны слагать и петь вполне естественно. То же самое можно сказать и про другого автора, отметившегося в сей примечательной газете, – патологического русофоба Эдуарда Багирова. Ему тоже Путина перехвалить просто невозможно. Ну, в самом деле, при какой еще власти туркменский эмигрант, многократно публично оскорблявший народ, составляющий 80 % населения страны, смог бы не только медийно "раскрутиться", но еще и попасть в доверенные лица главы государства? При какой иной власти его бы давным-давно из страны выслали, а тут в "цвет нации" записали. К этим и некоторым другим персонажам добавлен гарнир из разных маш-сергеевых и прочей мелкоты. На последней страничке газеты – комикс про счастливых пенсионерок из Нижнего Новгорода. В чем их счастье? Ну, вот на одной картинке нарисовано: "А это дети и внуки Инны Борисовны. В 90-е они уехали в Израиль, но потом вернулись назад. Потому что дома им лучше". Что ж, правдоподобная история. Вполне подходящая для того, чтобы запечатать собой последнюю страницу этого печатного выброса инферно, изданного перед выборами сумасшедшим тиражом.

Но есть в этом собрании пестрых одна статья и один автор, относительно которого возникают вопросы. Автор этот – "Митрополит Агафангел, один из самых уважаемых архиереев Украинской православной церкви Московского патриархата". Тот самый, который в отсутствие болящего митрополита Владимира (Сабодана) председательствует в Синоде УПЦ МП.

Вообще печататься в предвыборных агитационных газетах для архиерея – да еще для митрополита, да еще для митрополита, который в настоящий момент является де-факто первенствующим в крупнейшей автономной Церкви, – не слишком хороший тон. Кроме того, преосвященный Агафангел обычно позиционирует себя как русского патриота и даже умеренного националиста. Тем более странно для такого человека печататься в том же издании, где имеются тексты Багирова и Венедиктова (Венедиктов отметился довольно обширным интервью).

Но это все, положим, мелочи и даже придирки. Что же по существу?

Существо обнаруживается в самом заглавии статьи: "Оранжевые метят в самое сердце Святой Руси". Кого митрополит Агафангел понимает под "оранжевыми" - понятно, кого под Святой Русью – тоже понятно, хотя и неясно, откуда у него такое понимание. "Сердце Святой Руси" – это, по его мнению, путинская РФ и современная Москва. Надо сказать, что это довольно смелое утверждение. Не стоит все-таки забывать, что, например, по количеству абортов Россия является одним из мировых рекордсменов, а российские подростки начинают половую жизнь в среднем на несколько лет раньше, например, голландских подростков. При этом Великий Пост соблюдает в соответствии с Уставом лишь 1 % населения, ненамного больше людей регулярно посещают богослужения, исповедуются и причащаются (по самым оптимистичным подсчетам, едва ли их наберется 5 %). Назвать это все "Святой Русью" довольно трудно, но у митрополита Агафангела, похоже, какие-то свои критерии святости. Пожалуй, их можно назвать нетрадиционными критериями… Но мы отвлеклись.

Что же случилось в путинской "святой" "Руси"? "Призывы отменить результаты выборов в Госдуму, освободить "политзаключенных", то есть никого иного, как пресловутых ставленников антироссийских сил на Западе, и, главное, отстранить от власти лидера национального и государственного возрождения России Владимира Путина выдают подлинных кукловодов протестных акций в Москве", – живописует Агафангел.

Политзаключенные, оказывается, у нас исключительно "ставленники антироссийских сил". Интересно было бы узнать у Его высокопреосвященства, Константина Душенова он тоже считает таковым "ставленником"? Или просто уголовником? Или Сергея Аракчеева, оправданного судом присяжных и все равно отправленного за решетку? Или… Список длинный. И Агафангелу он, хотя бы в общих чертах, известен, ибо с русскими националистами и патриотами он контактирует. Нехорошо получается – ведь некоторые православные, из числа политзэков, считали митрополита Агафангела своим, всерьез воспринимая его "прорусскую" риторику. А он, выходит, от этих людей отрекся.

Впрочем, политзэком больше, политзэком меньше – какая разница, когда речь идет о "Святой Руси", в сердце которой метят "оранжевые"! Ведь может случиться страшное, непоправимое: "Сейчас над Россией, являющейся центром русского мира, нависла та же угроза, которая посещала Украину на рубеже 2004-2005 гг.".

"Угроза" Украину посещала и посетила весьма основательно. И тут митрополит Агафангел поступает очень мудро, не вдаваясь в мелочные подробности относительно того, что же эта угроза страшная, угроза лютая сотворила с Украиной. Ибо тут выяснится один весьма интересный нюанс.

"Оранжевый" режим в Украине был действительно во многом антимосковским. Но он не делал и не сделал практически ничего такого, что не делалось до или после "оранжевого" периода. Да, были некоторые раздражающие москвофилов нюансы, вроде нового витка государственного прославления героев ОУН-УПА, в просторечии "бандеровцев" – ну так это для Украины (особенно западной) не было чем-то новым. Первые памятники Степану Бандере появились в украинских городах еще в начале 90-х, задолго до Майдана.

Но самое важное даже не это. Когда у руля встал Янукович, внутренняя политика украинского государства отнюдь не стала более прорусской. Вопрос о статусе русского языка в Украине опять "повис" в политическом вакууме – и, судя по всему, будет висеть там все время президентства Януковича. В Крыму "Партия регионов" склонна поддерживать скорее крымских татар, чем русских активистов. Интегрировать Украину в некое "общее пространство" с РФ, Беларусью и Казахстаном Янукович также явно не собирается – а вот курс на евроинтеграцию остается принципиально неизменным. Коротко говоря, пришедший на смену "оранжевым" режим регионалов по всем основным направлениям является ничуть не более пророссийским. В силу этого  демонизация "оранжевых" и идеализация их оппонентов выглядит абсурдно.

Кроме того, все это – дела украинские. А религиозно-этническая и политическая структура современной Украины очень существенно отличается от аналогичной структуры РФ. Противостояние Запада и Востока (двух политических наций, по выражению Белковского) будет, так или иначе, определять конструкцию украинского государства – вне зависимости от того, кто будет президентом, премьером и т.д., и т.п. В России такого противостояния нет, здесь работают иные схемы, в которых задействованы многие силы, в современной Украине отсутствующие. Проводить прямые параллели между Киевом и Москвой могут люди либо с совсем уж незамутненным разумом, либо обычные пропагандисты.

И именно в качестве пропагандиста выступает преосвященный Агафангел, который прямо пишет, что "организаторы протестных митингов действуют в интересах своих заокеанских хозяев", а Путин – "лидер национального и государственного возрождения". И хотя понятно, что митрополит Одесский – фигура столь крупная, что ей многое прощается, - все же невозможно не вспомнить про такой примечательный документ, как "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви". Где имеется и такое: "Архиерейский Собор, состоявшийся в 1997 году, усилил одно из решений предыдущего Собора,… не благословив священнослужителям быть членами политических объединений. В определении Собора "О взаимоотношениях с государством и светским обществом", в частности, говорится: "Приветствовать диалог и контакты Церкви с политическими организациями в случае, если подобные контакты не носят характера политической поддержки…Считать недопустимым участие архиереев и священнослужителей в какой-либо предвыборной агитации…". Очевидно, в полном соответствии с сергианскими традициями, недопустимой является только поддержка оппозиционных кандидатов. А для кандидата от партии власти делается исключение (по крайней мере, делается Агафангелом).

Что ж, теоретически можно предположить, что митрополит Одесский и Измаильский УПЦ МП искренне верит в то, что Путин является лидером "национального возрождения" и т.п. Но если согласиться с тем, что Агафангел в данном случае искренен – это значит признать "первенствующего члена" человеком совсем уж невеликого ума. Ну не может же, в самом деле, седовласый архиерей, де факто сейчас являющийся первым епископом УПЦ МП, который просто в силу своего положения и, так сказать, рода занятий прекрасно информирован, всерьез считать Путина "лидером национального возрождения"! Какое там национальное возрождение, когда русских активистов гонят в тюрьмы по 282-й статье, самое слово "русский" находится под фактическим запретом, а этнические русские вымирают (а на освободившиеся места Кремль завозит мигрантов, воспетых Багировым). Все это Агафангелу известно, и понимает это он, думаю, вполне адекватно.

Так что же заставило его взяться за перо и, презрев очевидные факты, выступить в роли инструктора путинского агитпропа?

Наиболее вероятным ответом является простой (может быть, даже излишне простой) личный интерес в сфере церковной политики. Как известно, нынешний предстоятель УПЦ МП, митрополит Владимир, весьма серьезно болеет. В этой ситуации началась предварительная расстановка сил перед предстоящей битвой за место блаженнейшего, которое, как многие считают, в скором времени может стать вакантным. У митрополита Агафангела прекрасные стартовые позиции (например, как старейший архиерей, он уже сейчас, во время болезни предстоятеля УПЦ МП, председательствует в Синоде). И эти позиции было бы нелишне укрепить – и поддержка РФ была бы тут очень кстати.

Но за эту поддержку, разумеется, надо платить, и желательно не только авансами. Что может дать митрополит Агафангел Кремлю? Не секрет, что, несмотря на различные нюансы, он пользуется достаточно большим авторитетом среди тех священников и мирян РПЦ МП, которых можно с большей или меньшей долей условности назвать "консерваторами". (Компания эта весьма пестрая – тут и участники "покаянных чинов" в Тайнинском, и борцы с ИНН, и более "умеренные" люди, вроде симпатизантов какого-нибудь "Народного Собора", и многие другие.) Электорат не особенно многочисленный, но в сравнении с обычными обывателями очень активный. Окучить его посредством какой-нибудь Юденич или, тем паче, Багирова с Венедиктовым, невозможно. А вот митрополит Агафангел Одесский вполне способен на этих людей повлиять. И, судя по его статье, именно это он и решил сделать, разменяв свой и без того невысокий авторитет на разные кремлевские бонусы, которые ему могут пригодиться в его борьбе за контроль над УПЦ МП.

Схема, в общем и целом, логичная. Есть лишь две вещи, которые делают ее небезупречной. Первый момент – чисто технический. Уж больно рискованный план. Активная поддержка Путина на этих выборах заставит очень многих русских националистов – как умеренных, так и совсем не умеренных, – посчитать Агафангела предателем. А мнение этих людей сегодня и в России, и даже в Украине кое-что значит, и дальше, почти наверняка, будет значить еще больше. Если Путин удачно закрепится на вершине власти, он, конечно, как-то постарается вознаградить верного митрополита-агитатора. Но вот что это будет за награда? Путин известен тем, что обещает он много, но свои обещания выполнять не склонен (если его не заставить). Будет ли та поддержка, которую он окажет Агафангелу, стоить потери годами зарабатывавшейся репутации русского патриота? Большой вопрос.

А потом, никто ведь не гарантировал, что Путин у власти задержится на предстоящие шесть лет. Падение его режима в обозримой перспективе неизбежно, и очень высока вероятность, что следующий Новый год Россия встретит без Владимира Владимировича (по крайней мере, в Кремле). И в этой ситуации, ничего, кроме колоссального репутационного урона, преосвященный Агафангел не получит.

В общем, риска много, а возможные приобретения – весьма сомнительны.

Но все это – политические соображения. А ведь митрополит Агафангел – это как бы духовное лицо. Архипастырь и, кстати, монах. Для которого все-таки первостепенными вопросами должны быть вопросы спасения душ своих пасомых. Вопросы веры, "здравого учения" и добрых нравов. И если для многих современных политиков такие категории, как "верность" и "предательство" – это предмет торга и вопрос цены, то от епископа хотелось бы ждать несколько иного подхода. Объявляя русских политзаключенных "ставленниками антироссийских сил", он повторил, пусть и в миниатюре, "подвиг" Иуды Искариота. Что это - политическая сделка? Что ж, если так, то придется признать, что Агафангел – не епископ и не монах, а лишь средней руки старый политикан, по недоразумению завернутый в рясу и прикрытый сверху белым клобуком. Но если он все-таки архиерей, то давать оценку его действиям следовало бы, в первую очередь, с точки зрения евангельских заповедей. К сожалению, едва ли это будет очень лестная оценка.

В общем, как ни крути, а благодаря своей статье в путинской агитационной газете, Агафангел очень сильно проиграл. Во всех отношениях. И как политик, и как епископ, и как христианин. Быть может, он получит за это какую-то помощь от Кремля… Да вот только стоило ли оно того? Не пожалеет ли он об этом? И не придется ли ему услышать у кремлевских врат слова: "Что нам до того? Смотри сам".

Великий Пост на дворе. Самое время обо всем этом подумать. Даже такому важному и уважаемому человеку, как высокопреосвященнейший Агафангел. Ибо роль адвоката диавола – очень неблагодарная роль.

Димитрий Саввин,
для "Портала-Credo.Ru"


    В сюжете:

25 января 2018, 16:06  
Использовать РПЦ МП для организации голосования россиян за рубежом на выборах президента РФ предложили в Госдуме
25 января 2018, 15:43  
Сотрудничество со светскими вузами делает исламское образование фундаментальным, заявил Путин, пообещав и в дальнейшем госфинансирование исламского образования в РФ
25 января 2018, 14:32  
На полуночной встрече с муфтиями в Казани Путин посоветовал им готовить себе замену "на национальной базе"
24 января 2018, 19:54  
Патриарх Кирилл (Гундяев) фактически использовал трибуну Рождественских чтений для агитации за Путина
23 января 2018, 20:05  
МЫСЛИ: Александр Нежный. ВАЛААМСКИЙ БАЯН. Историческое и религиозное «мифотворчество» вечного президента
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования