Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
27 января 2012, 18:17 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Неестественная безысходность. Путин больше не делает ставку на «Единую Россию». Но не делает он ее и на Церковь


Статью Путина "Россия: национальный вопрос", по меткому выражению Ильи Мильштейна, многим читать "невподым". Уж больно она, равно как и предыдущая "Россия сосредотачивается", напоминает раздел первого тома ПСС Брежнева. А к роли Леонида Ильича Владимир Владимирович уже явно примеривается.

У людей верующих глаз цепляется за то, что Путин почти сенсационно не выделил ни одну из четырех "традиционных" для России религий в качестве основной. Особенно обидно официальным православным, которых разбаловал нынешний пока еще президент Медведев, повязанный семейной дружбой с Патриархом РПЦ МП Кириллом. Они-то подумали, было, что Путин продолжит этот курс. Ан нет, лавочка прикрывается.

Это хорошо показало радикальное снижение уровня Рождественских чтений. Обычно они проходили в Московском Кремле, уподобляясь съездам КПСС. Теперь же их вытеснили на задворки – в Гостиный двор, и ни один из министров не почтил их своим личным присутствием – прислали замов. Даже мэр Москвы не пожаловал. Только председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко явилась и выступила. Чтобы не совсем уж горько было приверженцам РПЦ МП.

В современном мире "сигналов" невозможно было не обратить внимания на то, почему министры образования и культуры впервые за 20 лет проигнорировали Рождественские чтения. "Служебная командировка с председателем правительства", - вторили друг другу их заместители.

Придавал бы Путин РПЦ МП такое же значение, как Медведев, уж наверняка бы сказал Авдееву с Фурсенко: "А вас я попрошу остаться".

Кроме этого контекста, статьи премьера ничем больше, пожалуй, и не интересны. Непонятно, зачем вообще читать и зачем комментировать их, если и так ясно, что, хотят того российские избиратели или не хотят, а Путин все равно будет их президентом. Для тех же, кто верит, что в неприятии Путина с ними вместе на улицы выйдут миллионы и не дадут ему взгромоздиться над Россией на третий срок, его статьи интересны в еще меньшей степени.

Таким образом, феноменом является сам факт чьего-либо внимания к путинским экзерсисам.

И все же, коль скоро этот феномен возымел место быть, каким бы он ни был неестественным и в своей неестественности соревнующимся с возможным возвратом Путина в Кремль, ничего не остается, кроме как иметь с ним дело и заниматься его комментированием. Похоже, именно так и родились отзывы и отклики на статьи премьера. От безысходности. Которую они сами же и создают.

И в этом коренное отличие времени нынешнего от времен брежневского "застоя". Та безысходность была давно создана, и в ней приходилось жить. Она существовала вместе с идеологией коммунизма. Можно было соглашаться или не соглашаться с этой идеологией, но ее мрачная сила заключалась в самом факте ее наличия. У властей же новой России никакой идеологии нет, и они уже второе десятилетие тщатся ее создать. Как точно замечено в интервью Михаила Жеребятьева, "аналитики давно выделили два слова, наиболее активно использовавшиеся в публичной риторике членов правительствующего тандема: "мы" (Путин) и "должны" (Медведев)", а статьи Путина мало отличаются "от предыдущих образцов, разве что оба "ключевых" слова теперь произносит один человек".

Идеологическое поле – самое слабое место чекистов. Изначально они были призваны защищать и охранять – кого угодно, лишь бы был у власти. Теперь же они сами власть, и это так же неестественно, как когда нога становится головой. Отрезанная от своего исконного места крепления к телу, "нога" испытывает фантомную боль и вечно подыскивает себе голову – то "Единую Россию", то Церковь. Но, как заявил Станислав Говорухин в сегодняшнем интервью тем же "Известиям", где была опубликована первая статья его кумира, Путин больше не делает ставку на "Единую Россию". И, как можно было убедиться по Рождественским чтениям, не делает он ее и на Церковь.

Что еще более обреченного придумает Путин себе на роль "головы"? Ведь прошли те времена, когда он мог сказать избирателю: "Люби меня просто так". Вот и перебирает отставной чекист разные варианты. И чувствуется уже в этом переборе некая лихорадочность. Пока он остановился на "национальной гордости великороссов". На это и прямо указывает название его последней статьи. Кому-то, как, например, Андрею Кураеву, нравятся сами слова, но он уже не верит в дела, считая Путина недостаточным русским националистом. Кто-то, как Александр Храмов, ловит Путина на противоречии. Говорит о величии русских, а подразумевает восстановление интернационального Советского Союза, государствообразующая роль русского народа в котором как раз и была под вечным вопросом.

Раз уж не осталось больше на что опереться, кроме как на понятие "русские", остановимся на этом подробнее.

Понимая всю обреченность попытки что-либо советовать Путину и чисто из "спортивного" интереса можно было бы посоветовать ему кроме его любимого философа Ильина почитать еще одного русского мыслителя - Николая Ульянова (1904-1986). К примеру, статью "Русское и великорусское". Ульянов (отнюдь не родственник Ленина) пишет: "У таких видных историков, как Ключевский, находим интерпретацию слова "Русь" не как этнической группы, а как государственной верхушки. Такой она выступает уже в IX-X веках. (…) Император Константин Багрянородный особенно подчеркивает разницу между славянами и русью, рисуя славян данниками руси. Он красочно описывает ежегодные сборы дани со славян. В ноябре месяце князья "выходят со всеми руссами из Киева и отправляются в полюдье, то есть в круговой объезд, и именно в славянские земли вервианов, друговинтов, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань руссам. Прокармливаясь там в течение целой зимы, они в апреле месяце, когда растает лед на реке Днепре, снова возвращаются в Киев". (…) "Русь" – это князья, бояре, княжьи мужи, огнищане, мечники, тиуны, дружинники – все составлявшие военный, церковный, административный аппарат власти– "господствующий слой". Но в отличие от таких же "слоев" в западных странах, русскому приходилось (…) следить, чтобы дань с подчиненной ему необъятной территории не собиралась кем-нибудь другим. "Не дайте хазарам, дайте мне". Отсюда постоянная забота о защите своих земель от иноземцев (...). И защита, и успешное собирание дани зависели во многом от администрирования, от устроения земли и приобщения ее к культуре. В России, в отличие от западных стран, нельзя было "господствовать" и "эксплуатировать", не устроив предварительно объекта господства и эксплуатации. По мере развития господствующий слой сделался центром притяжения всего выдающегося, деятельного, развитого и культурного. (…) Государство в Европе, в полном смысле слова, было надстройкой над обществом; в России само общество – создание государства. (…) Инициатива насаждения культуры исходила всегда от него".

Из этого следуют два вывода. Во-первых, русские – это не народ, а обозначение некоей государственной элиты, связующей разные народы в единое целое, будь то империя, или Союз, или Федерация. С некоторых пор такую элиту стали называть "чекисты".

И во-вторых. Если на Западе культура имеет традицию существования для ей собственно присущих целей (то есть воспитания человечности), - то в России она всегда использовалась ради благополучия верхушки. Со временем методы использования становились все более изощренными и к середине ХХ столетия изощрились настолько, что в глазах обычного человека понятие "образованность" почти полностью слилось с понятием "госбезопасность". Если кто-то из образованных пытался идти против такого стечения исторических обстоятельств, ему приходилось покидать страну, делаясь "эмигрантом", или садиться в тюрьму, делаясь "диссидентом".

Может быть, самолюбию Путина это польстит. А возможно, заставит задуматься, что еще предложить россиянам в качестве идеологии.

Феликс Шведовский,

"Портал-Credo.Ru"


    В сюжете:

20 сентября 2013, 23:04  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Явное и тайное об РПЦ МП и вокруг нее. Прогнозы для нового церковно-политического сезона
20 декабря 2013, 13:23  
Путин хочет остаться хозяином положения, а потому готов отпустить участниц "Pussy Riot" и Ходорковского чуть раньше момента, когда закончится срок их заключения, полагает аналитик FIBO Group
20 декабря 2013, 11:50  
МОНИТОРИНГ СМИ: Коммунизм и Библия похожи? Всеволод Чаплин - о "моральных скрепах"
19 декабря 2013, 16:14  
Владимир Путин: "Кодекс строителей коммунизма – жалкая копия с Библии"
17 декабря 2013, 18:30  
МОНИТОРИНГ СМИ: Владимир Путин как религиозный тип. Он взялся поучать «бездуховную» Европу, хотя по уровню насильственных преступлений Россия существенно опережает европейские страны
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования