Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
20 сентября 2011, 15:02 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: О двойной анафеме Патриарха Кирилла. Все попытки сделать себя монопольным распорядителем Евангельского благовестия, предав всех остальных христиан и нехристиан многочисленным анафемам, ни к чему не привели в прошлом


 Волна антиклерикальных настроений докатилась до украинских СМИ. А если к этому добавить неприятие многими украинцами "московского гостя", то становится понятным, почему слова патриарха, сказанные на проповеди в Луганске, были поняты без учета их общего смысла и контекста. Думаем, что все-таки патриарший мессидж нуждается в полном его понимании. В том числе, и для его критического анализа.

Итак, Патриарх построил свою проповедь как комментарий на Евангельское чтение того дня:

"И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую. И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни; увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той. Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море. Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось. Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились. Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях. И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их. И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя. И пошел и начал проповедывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились" (Мк. 5, 1-20).

Патриарх построил свою проповедь, исходя из контекста постсоветской действительности. По мысли патриарха, он проповедывал в Луганске, как в некоем бывшем коммунистическом заповеднике, сегодня переживающем коренные изменения. А собравшиеся люди – это православные верующие, исторически исцелившиеся от советской идеологии. Коммунистическое учение и было названо духовным беснованием, поразившим в историческом прошлом народ Луганщины (и не только ее).

"Под беснованием следует подразумевать не только буйное поведение. Бесноватый может быть человеком совершенно респектабельным, образованным, воспитанным, но если его ум захвачен силой бесовской, то все, что он делает и говорит, как бы это ни было привлекательно, – это все погибель людям. И мы знаем, как иногда миллионы, десятки миллионов людей и даже более оказывались в плену таких мыслей, которые в конце концов приводили людей к гибели. И ради достижения целей, которые те или иные философы или политические лидеры ставили перед людьми – перемолачивались человеческие судьбы и кровь лилась рекой. И никому в голову не приходило в той самой борьбе за идеи, что были предложены людям, спросить: "А не бесноватые ли это? Не превращаемся ли мы в свиное стадо, которое бросается с крутизны в море?" И только иногда, по прошествии многих лет, выйдя из некоего оцепенения, народ начинает понимать, что то было беснование. Так было много раз в течение человеческой истории. В том числе и в нашем общем Отечестве. В том числе и в иных европейских странах". (См. полностью проповедь).

Итак, мысль патриарха предельно ясна. Два европейских философа Маркс и Энгельс придумали коммунизм. Политические деятели Ленин и Сталин ради идеи коммунизма "перемолачивали человеческие судьбы, и кровь лилась рекой". Люди им верили, и несколько поколений подпало под очарование этих идей. Но сейчас народ – по утверждению патриарха – понимает, что это было "беснование", сумасшествие, прельщение ложными идеалами.

Конечно, удивительно, что патриарх вычеркивает советское прошлое, столь еще крепкое в идентичности луганчан. Патриарх хочет увидеть перед собой народ не-советский, исцеленный от совкового менталитета, вернувшийся в старое русское прошлое. Главный человек России Владимир Путин считает крах Советского Союза крупнейшей трагедией. Патриарх же хочет увидеть золотой век, нормальное состояние народного сознания гораздо ранее – даже не в дореволюционной Российской империи, а в какой-то призрачной Святой Руси. Как град Китеж, эта Святая Русь исчезает при всякой попытке к ней приблизиться. Но если мыслить не критически, а мифологически, то такая-то Святая Русь когда-то существовала. По мысли патриарха, она существовала потому, что ее населяли общие для восточно-славянских народов святые: князь Владимир, Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Андрей Боголюбский и Александр Невский – и так до Серафима Саровского и Иоанна Кронштадтского.

Этот святой народ подпал под воздействие злой силы, отвернувшись от Церкви и от идеала Святой Руси. Этот народ сегодня исцеляется и приходит к своему здоровому состоянию. И этому святому народу нужно преодолеть два препятствия. Изжить окончательно ересь коммунизма, исцелиться от наследия Совеского Союза. И преодолеть раскол Святой Церкви и Святой Руси.

Итак, два вызова: ересь коммунизма, подпадающая под анафему.

И раскол – церковный и государственный, подпадающий тоже под анафему.

Патриарх оптимист. По его мысли, Церковь хранит неизменной Христово благовестие, и потому все ереси и расколы будут преодолены.

Патриарх почему-то забывает, что, по православному учению, большая часть христиан находятся в состоянии ереси. Из двух миллиардов христиан только 227 миллионов относятся к православию. Остальные – католики и протестанты, а также верующие отколовшихся в древности церквей, например, монофизиты и несториане.

Историческая гордыня православия, всегда надеющегося на обещание Господа о своей Церкви – "врата ада Ее не преодолеют!" - и тут дает себя знать.

Почему-то забыто, что Византийская империя все пророчества о несокрушимых вратах относила к себе, к вратам Константинополя. И где эта Святая Империя? И в каком состоянии эта Великая Церковь?

Давно пора понять, что что-то не так "в православном доме". Нельзя уравнивать между собой такие понятия, как единство Церкви и единство Московского патриархата. И нельзя историческое разделение Московского патриархата, неизбежное после обретения Украиной независимости, называть расколом. И нельзя проклинать всех, кто хочет единства с Православной Церковью, но через своего Предстоятеля, сущего в Киеве.

И нельзя уравнивать святое единство Церковное с единством светским или культурным. Исторический разрыв "цивилизационного пространства" тем более неизбежен, что его и никогда и не было. Украина – не Россия. Здесь не стреляют в парламент, здесь не воюют со своими автономиями. Здесь не видят в каждом соседе врага, как только он не захотел быть младшим братом.

Приравнивание церковного раскола и советского прошлого в одном понятии "беснования" рискованно, особенно в Луганске. Где до сих пор стоят советские памятники, а улицы носят старые названия.

Этот край еще явно не успевает за мыслью патриарха, вознамерившегося его "отмиссионерить" за один раз. Тем более – не успевают журналисты, которые только и расслышали, что двойное проклятие всем врагам Московского патриархата и Русского мира.

Конечно, постсоветский Луганск не может стать сразу городом святой Руси. И потому, с точки зрения патриарха, он еще долго будет носить следы болезни.

Но тут ли исцеление? Неужели только в Московском патриархате неповрежденно хранится апостольское предание? Вот Киевский патриархат начинает свою декларацию о канонический незавимости с подчеркивания такого факта: верим в то же, что и все православные церкви. Неужели только став "гражданином" несуществующего Русского мира, постсоветский человек может исцелиться?

Может быть, исцеление для Украины – в идеале Христианской Украины? Украины, соединяющей и украиноязычных, и русскоязычных, и православных, и католиков. Украины толерантной и европейской. Украины, где права всех защищены, и никто не чувствует себя чужим (См. доклад предстоятеля УПЦ митрополита Владимира "Українське Православ’я на рубежі епох. Виклики сучасності, тенденції розвитку").

Ведь не все хотят в Святую Русь – в эту "фата моргану" патриарха Кирилла.

И не все хотят быть православными именно в Московской патриархии.

И очень мало тех, кто не воспринимает сегодня каноническую автокефалию УПЦ.

Все попытки сделать себя монопольным распорядителем Евангельского благовестия, предав всех остальных христиан и нехристиан многочисленным анафемам – ни к чему не привели в прошлом. Такие речи через поколения завершаются всегда одним и тем же: пустыми храмами, а то и руинами очередных уникальных цивилизаций.

Глеб Коваленко

"РЕЛИГИЯ В УКРАИНЕ", 20 сентября 2011 г.


    В сюжете:

20 сентября 2011, 17:55  
МНЕНИЕ: «В стране, где правят РПЦ и «Единая Россия», справедливости добиться трудно» - калининградский журналист БОРИС ОБРАЗЦОВ
20 сентября 2011, 15:02  
МОНИТОРИНГ СМИ: О двойной анафеме Патриарха Кирилла. Все попытки сделать себя монопольным распорядителем Евангельского благовестия, предав всех остальных христиан и нехристиан многочисленным анафемам, ни к чему не привели в прошлом
20 сентября 2011, 14:45  
Журналист Борис Образцов, оштрафованный судом за оскорбление протоиерея Всеволода Чаплина, обжалует приговор
20 сентября 2011, 14:10  
МОНИТОРИНГ СМИ: Православные кирхи. Издатель группы газет "Тридевятый регион" Борис Образцов приговорен к штрафу за резкие слова в адрес протоиерея Всеволода Чаплина и церкви в целом
04 августа 2011, 11:18  
Хакерской атаке подверглось интернет-издание "Русская народная линия"
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования