Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
31 марта 2011, 18:20 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Вне "логики наказания". Почему христианское сознание не приемлет "религиозно окрашенные" суждения о трагедии в Японии?


Казалось бы, японская трагедия уже позади. Страна постепенно восстанавливается от катастрофы, ликвидирует последствия аварии на атомной электростанции "Фукусима". Но не тут-то было: сейсмологи обещают новые толчки, из третьего реактора аварийной АЭС валит черный дым, специалисты обещают новые утечки радиации. И затухающая было медиаволна вновь усиливается.

Кто-то пишет о заражении в Токио питьевой воды, кто-то - о влиянии на мировую экономику событий в Стране восходящего солнца, кто-то - о вещах более прозаических. О покупке японского автомобиля, например. Почему это стоит сделать сегодня, а не завтра.

После наделавших шуму высказываний священника Александра Шумского в Интернете стали появляться и другие религиозно окрашенные суждения о японском апокалипсисе. Скажем, поэт и священник из Минусинска Сергий Круглов пишет: "Страшные катастрофы, одна за другой сотрясающие землю, снова и снова напоминают нам, насколько все мы на земле близки, насколько связаны друг с другом, обостряют чувство всеобщего родства, которое неотменимо укоренено в заповеди Божьей о любви к ближнему". Все-таки многим верующим хочется уйти от ветхозаветной логики в оценке японских событий: совершил грех – вот тебе наказание. Хотя в рамках ветхозаветного сознания дело обстоит, возможно, именно так. Некоторые иудеи в Интернете поддержали о. Александра Шумского. Правда, они оговариваются, что не стоило говорить об этом публично, как сделал это досточтимый отец. Не стоило во всеуслышанье объяснять японский ужас Божией карой.

Рассуждения "умеренных апокалипсистов" звучат примерно так. Бог не наказывает природу, Он наказывает социум. Достаточно вспомнить Всемирный потоп, Содом и Гоморру. Многие евреи после Катастрофы потеряли веру в Бога и до сих пор спрашивают: "За что?" Ведь сколько невинных... Нет ответа. Но большинство не ропщет на Бога, а пытается разобраться, почему случилось то, что случилось. В этом вопросе есть смирение, вера и, как ни странно, надежда.

В том-то все дело! Подобный вопрос каждый попавший в беду народ вправе адресовать себе и только себе. Почему с нами случился ГУЛАГ? Себя мы можем спросить об этом. А если бы услышали сентенцию о гневе Божием на русских из Токио, то как бы на это прореагировали?

Подобные поучения, действительно, неуместны.

И еще: на вопросы о наших бедах, даже если мы задаем их сами, далеко не всегда найдутся ответы. Бог до поры молчит. Об этом, в частности, говорит о. Николай Дмитриев из Хакодате (остров Хоккайдо): "Может быть, что-то нужно оставить без ответа? Господь – наш небесный Отец и мы должны всегда с любовью и доверием относиться к Нему. По возможности, от многих опасностей надо себя ограждать, но если эта опасность посетит, пострадавший должен переносить это с терпением, а кто остался невредимым – помочь нуждающемуся". Сам о. Николай собрал с помощью прихожан значительный гуманитарный груз, который направлен в район бедствия. К счастью, никто из православного японского духовенства не погиб, хотя многие постройки повреждены. В частности, совершенно разрушена Вознесенская церковь в Сакари.

Можно согласиться с мыслью о. Сергия Круглова, что страшные катаклизмы в природе – отражение греховных катаклизмов в человеке. Но что из этого следует, кроме исправления собственной жизни?

Сегодня, размышляя о японской трагедии, трудно не вспомнить слова св. Николая Касаткина, основателя Японской Православной Церкви: "Все, что делается в Японии, более чем всякое другое государство, должно интересовать Россию как непосредственную соседку ее на крайнем востоке. Оба государства – молодые, полные свежих сил и надежд на долгую историческую жизнь. Притом же, оба – совершенно различные по своему географическому положению, вследствие чего в будущем они могут только помогать друг другу, но не встречаться одно с другим на перекрестных дорогах и не мешать одно другому".

Святитель Николай ошибся: история не оправдала его слов, сказанных задолго до Русско-японской войны 1904 года. Но в то же время история не отменяет их значимость. Святой показал горизонт надежды, подлинно христианское отношение к соседям.

"Непросто вспоминать в своих молитвах тех, кого совсем не знаешь, - пишет в этой связи в последнем номере газета "Кифа". – И, может быть, нам легче будет совершать их, вспоминая этого человека, помня его неравнодушие и любовь к народу той земли, которая сейчас собирает все силы для борьбы с обрушившимся на неё несчастьем".

Борис Колымагин,
для "Портала-Credo.Ru"


    В сюжете:

06 апреля 2011, 16:32  
Патриарх Кирилл восхищен мужеством японцев
05 апреля 2011, 11:17  
10 христиан пытаются остановить выброс радиации после аварии на Фукусиме в Японии
01 апреля 2011, 13:24  
МОНИТОРИНГ СМИ: Священник Японской Православной Церкви Николай Дмитриев: "Пасху в Сэндае надеемся встретить как положено!"
31 марта 2011, 18:20  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Вне "логики наказания". Почему христианское сознание не приемлет "религиозно окрашенные" суждения о трагедии в Японии?
31 марта 2011, 14:00  
На счета Синодального отдела по церковной благотворительности РПЦ МП поступило более 1 млн рублей для православных общин Японии
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования