Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
09 ноября 2010, 18:00 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Нецеломудренный тест. Кому выгодно использование «сексуального скандала» в церковной политике?


Сексуальные скандалы вокруг заметных фигур господствующей Церкви пока что не стали в России явлением обыденным. Обычно они случались где-то на периферии (из самых громких случаев можно вспомнить десятилетней давности скандал с бывшим епископом Екатеринбургским) и, во всяком случае, не касались фигур идеологически значимых.

Все привыкли, что быть официальным церковным чиновником, хотя бы и в епископском сане, — это значит быть просто официальным чиновником. А про чиновников принято думать, что они не ангелы. Об ангелах народ вспоминает меньше всего, взирая на упитанные лица официального епископата. Но у господствующей Церкви есть идеологи, которые не занимают высоких официальных позиций, но выполняют огромную работу по завоеванию для иерархии авторитета в церковном народе.

В свое время, в начале 1990-х годов, это были так называемые старцы и просто опытные священники, к которым церковный народ привык прислушиваться. Тогда именно им удалось остановить массовый переход из РПЦ МП в Зарубежную Церковь — после чего "партии большинства" в нью-йоркском Синоде РПЦЗ стало ясно, что пора начинать мирные переговоры, так как "победить" РПЦ МП не удастся.

Сейчас старцы того времени частично умерли, частично ушли в тень, а "маститые протоиереи"-духовники бронзовеют, все больше отрываясь от народа. Да и состав церковного народа меняется: теперь это явление массовое и, соответственно, довольно светское. Хотя большинство здесь, особенно в провинции, по-прежнему составляют бабушки, но в целом он далеко не так отличается от остального населения России, как отличались воцерковленные верующие в самом начале 1990-х. Появился спрос на духовные авторитеты нового типа, и появилось соответствующее предложение.

На роль церковных авторитетов нового типа претендуют так называемые "миссионеры", которые, по самому жанру своей работы, должны предъявлять напоказ и свою личную жизнь. Такую работу трудно совместить с официальной службой в патриархийных учреждениях, традиционно очень закрытых. Поэтому "миссионеры" обычно принадлежат к церковным "низам", и весь их авторитет — который может быть куда выше, чем авторитет епископов — неформальный. Ударить сексуальным скандалом в одно из таких лиц — это совсем не то же самое, что поднять шум вокруг очередного хапуги-епископа. Рядовой епископ в РПЦ МП не имеет никакой личной ценности: это одна палка в заборе из числа пары сотен. Случись что — и "отряд не заметит потери бойца". А вот счет "миссионерам" обычно идет на единицы. Выведение из церковного строя любого из них чревато не просто зиянием и неприятным веянием холодка по оставшимся в строю, но и обрушением каких-то неформальных, но еще более фундаментальных конструкций.

Поэтому нынешний скандал с многолетним "миссионером" РПЦЗ МП и личным помощником ее Первоиерархов — сначала Митрополита Лавра, ныне покойного, потом Митрополита Илариона — поверг многих верующих в состояние шока и, как водится у православных, породил массу конспирологических версий. Масла в огонь конспирологии подлил официальный ответ управляющего канцелярией Синода РПЦЗ МП протоиерея Серафима Гана, выдержанный в стиле "я не я и лошадь не моя": мол, не знаем уже никакого Всеволода Филипьева, был, да весь сплыл. В этом чистейшем по своей наивности вранье читалась только истерика руководства РПЦЗ МП. Ведь даже в самой своей справке о. Серафим Ган упомянул, что еще до 2008 года пререкаемый инок жил в главном монастыре РПЦЗ МП Джорданвилле, а церковный народ тут же вспомнил, что инок покинул монастырь лишь после смерти жившего в том же монастыре Митрополита Лавра. Можно было добавить, что, живя в монастыре, инок многие годы редактировал главный официальный орган РПЦЗ – журнал "Православная Русь" и, вдобавок, сам воссоздал дореволюционный журнал "Русский инок". Протоиерей Серафим Ган забыл обо всех этих идеологических послушаниях аттестуемого им инока, но народ ему тут же напомнил.

Итак, начался необычный по своей идеологической значимости скандал, затрагивающий обе части — и российскую, и зарубежную — нынешней РПЦ МП. Скандал пока только разгорается, так как всплывают все новые и новые подробности, а каких-либо официальных итогов разбирательств ждать еще долго. Но существуют важные вопросы, на которые можно и должно ответить прямо сейчас, хотя бы в первом приближении.

Вопрос первый — это значимость подобных скандалов для духовной жизни тех православных христиан, которые не имеют к ним прямого отношения. Если доказательства по делу инока не сфабрикованы, то многим придется задуматься, до какой степени соответствует христианству и содержание его проповеди. Ведь проповедь никогда не сводится к повторению каких-то прописных истин, так как проповедник при всем желании не может не вносить в проповедь нечто и от себя, хотя бы только интонационно, и это неизбежно будет передаваться его аудитории. Но я здесь упоминаю об этом вопросе лишь по причине его первостепенной важности, а вовсе не потому, что собираюсь здесь на него отвечать. Не собираюсь, да и вообще не считаю возможным обсуждение подобных тем в светских изданиях. Моя задача значительно более приземленная — оценить значимость нынешнего скандала в контексте религиозной политики России и просто церковной политики. Это следующий по важности ряд вопросов, которые поднимает нынешняя история.

Прежде всего, хотелось бы разобраться, что же, собственно, произошло.

В Интернете появились материалы оперативной разработки, не содержащие, насколько можно заметить, признаков уголовного преступления, но содержащие более чем достаточно признаков вмешательства в личную жизнь. Подлинность материалов не доказана экспертизами, но подтверждается косвенно (в частности, сценой из опубликованного несколько лет назад романа пререкаемого инока). Теоретически можно представить, что сами материалы собраны законно, в рамках оперативно-розыскной деятельности какой-либо из спецслужб и при наличии санкции суда. Теоретически невозможно, чтобы их рассекречивание посредством утечки в Интернет было осуществлено с санкции прокурора, то есть здесь едва ли обошлось без нарушения закона. Если бы предполагалось в дальнейшем использовать эти данные для усиления доказательств каких-либо уголовных преступлений, то утечка в Интернет сразу превратила бы все эти данные в недопустимые доказательства, которые нельзя будет предъявить в суде. Но если никаких задумок насчет уголовных дел и не было, а владельцев материала интересовала возможность скандала, то они сделали именно то, что надо.

Но есть и другой вопрос: а кому вообще пришло в голову прослушивать какого-то инока, "бывшего насельника"? Наиболее простой, но, по-видимому, неверный ответ — каким-то структурам МВД, которые вели оперативную разработку какой-нибудь "подпольной сети". Поспешная публикация материалов в этом случае не имела бы смысла, да и временной отрезок, по которому представлена прослушка, слишком узок.

Другая версия связана с тем, что как раз в те дни, когда велась прослушка, инок был, по выражению священника РПЦЗ МП Николая Савченко, главным контактным лицом главы этой Церкви митрополита Илариона, находившегося с официальным визитом в Москве. Инок выступал в качестве связующего звена между Иларионом и общественной организацией "Войсковая православная миссия", председателем Попечительского совета которой числится митрополит Иларион. Среди уставных задач этой организации — "Военно-патриотическое воспитание молодежи, пропаганда служебных и боевых традиций специальных подразделений и специальных служб ФСБ, МВД, Вооруженных Сил и Казачьих Войск России" (именно так, с упоминанием ФСБ на первом месте). 12 октября митрополит Иларион наградил инока учрежденной этой организацией медалью "Митрополит Лавр".

Как сообщает о. Николай Савченко, сам являющийся доверенным лицом руководящих работников этой религиозной организации, "с помощью инока Всеволода и Войсковой Православной Миссии были организованы следующие встречи митрополита в Москве.
1. 4 октября визит к Его Высокопреосвященству руководства миссии, доклад о проделанной работе, награждения.
2. 5 октября работа круглого стола посвященного сегодняшним проблемам православных общин и тенденциям усиления деятельности антихристианских сект.
3. 7 октября визит к митр. Иллариону главного редактора "Русского Вестника".
Кроме того 5 октября награждение руководства организации "Антитеррор".

Прослушка инока пришлась именно на эти дни. И, как говорят в России, "это многое объясняет". Разного рода оперативным сопровождением визита митрополита Илариона могли заниматься самые разные службы, причем, несмотря на всю секретность, скорее всего, совершенно законно — не удивлюсь, если, например, под предлогом обеспечения его безопасности. И вот, представим себе сотрудников какого-нибудь подразделения ФСБ или, допустим, ФСО. Исполняют они рутинное служебное задание — оперативное сопровождение "пасомого" зарубежного пастыря. Лениво отрабатывают его связи. И вдруг — такая "клубника"!.. Вот уж у кого, наверное, был шок. Говорят, в оперативной работе так вот и делаются удивительные открытия: слушают одни и по поводу одного, а находят сокровища по поводу совсем другого…

Так как своя рубашка ближе к телу, то первые шаги владельцев оперативного сокровища должны были делаться из расчетов внутренних проблем в причастных силовых структурах. Митрополит Иларион вместе со своим контактным иноком тесно связаны с некоторыми представителями этих структур, — теми, что озабочены миссионерской работой среди сотрудников ФСБ, — но, соответственно, они не могут быть дороги для их конкурентов. Действительно, ставки на церковную политику несколько лет назад сделали некоторые чины силовых ведомств, но это как раз те группы, которым в последние годы пришлось существенно потесниться. Логично допустить, что первоначальное назначение нынешнего информационного "слива" связано с этой продолжающейся борьбой внутри силовых структур РФ. Грубо говоря, "светские" борцы с терроризмом и экстремизмом против "церковных".

Но подобные "сливы", конечно, не делаются без учета общеполитических трендов. В нынешней внутренней политике России опять обострился спор об РПЦ МП — особенно в связи с так называемой "реституцией", но и не только. Тут всякий аргумент, всякое лыко — в строку. Не думаю, что кто-то специально бы стал фабриковать фальшивки с участием не слишком известного инока, но при наличии готового материала было естественно задуматься о его применении.

Выскажу еще одну гипотезу. Подобный "подарок" от инока был настолько неожиданным, что никакого заранее заготовленного рецепта по его применению не существовало. Поэтому нынешний "слив" носит характер во многом экспериментальный: посмотреть, как будет реагировать церковная среда, и, в зависимости от этого, поддавать жару или закрывать заглушку…

Епископ Григорий (Лурье),
для "Портала-Credo.Ru"


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования