Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
31 марта 2010, 15:07 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Сопредседатель совета Института свободы совести Сергей Бурьянов: "Эксперимент с основами религиозных культур незаконен"


1 апреля — дата старта масштабного эксперимента по введению в школах "Основ религиозных культур и светской этики". Президентское решение о необходимости курса было принято девять месяцев назад. Минобрнауки приняло его к исполнению, а родители и ученые все это время лихорадочно пытались просчитать возможные плюсы и минусы. К единому мнению прийти так и не успели. Сопредседатель совета Института свободы совести Сергей Бурьянов считает эксперимент незаконным и антиконституционным.

— Сергей Анатольевич, вы юрист и смотрите на проблему введения курса основ религиозных культур и светской этики с правовой точки зрения. Каково ваше заключение?

— Все, что сейчас происходит, неконституционно и незаконно. Прежде всего, мы отталкиваемся от Конституции РФ и международно-правовых документов, затем следуют федеральные конституционные и обыкновенные законы, а потом — подзаконные правовые акты. По юридической силе именно в таком порядке — такая иерархия принята в российском праве.

Эксперимент противоречит нормам Конституции и федеральных законов. В Конституции есть статья 14, в которой сказано, что РФ является светским государством, ни одна религия не является государственной, и все религиозные течения равны перед законом. Это означает, что государственная система образования должна быть светской, то есть мировоззренчески нейтральной. Эта норма продиктована здравым смыслом и закреплена в статье 2 закона "Об образовании".

Российская Федерация является многонациональной поликонфессиональной страной – по официальным данным Минюста, более 60 различных религиозных течений. Если мы начнем какие-либо течения допускать до государственного образования, то возникает масса вопросов: какие именно, почему именно эти и так далее. Поэтому самый простой и юридически корректный вариант – государственная система образования должна быть нейтральной.

В Конституции говорится, что "родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования", а "Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования". Кроме того, согласно Семейному кодексу Российской Федерации "родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами", "защита прав и интересов детей возлагается на их родителей". Это значит, что только родители определяют, как и чему, правда, в соответствии с госстандартом, будут учиться их дети. Если родители пожелают дать какое-либо духовно-нравственное воспитание ребенку, они должны делать это за свой счет и в добровольном порядке. Именно это предписывают Конституция и законодательство России.

Есть еще закон "Об образовании" и закон "О свободе совести". Согласно им конфессионально ориентированное образование допускается в государственной школе, но при условии добровольности и финансирования за счет верующих и религиозной организации. А школа должна предоставлять только помещение после основных занятий. Так должно быть по закону.

Смотрим, что происходит с введением курса. Во-первых, кто за все это удовольствие платит? Платит государство, а это, как следует из вышесказанного, уже незаконно. Теперь что касается добровольности. Все, что касается детей, должно делаться исключительно с письменного согласия родителей, будь то посещение факультатива, прививка или выезд в музей. В случае с "Основами…" заявление о выборе модуля (хотя, как сейчас выясняется, и оно пишется не везде) – еще не все. Сначала должно быть заявление о том, что мама и папа в принципе дают согласие на участие персонально их ребенка в эксперименте. Только в этом случае можно говорить о соблюдении принципа добровольности. Так что и тут нарушение правовых норм.

— Есть ли у родителей хотя бы теоретическая возможность вывести своего ребенка из участия в эксперименте?

— На сегодняшнем этапе, пока вся эта история имеет статус эксперимента, теоретически такая возможность есть. В будущем, когда это будет оформлено в качестве обязательного предмета с общеобязательной аттестацией, — нет.

Сейчас два пути. Первый – не писать согласия. Второй, с моей точки зрения, более эффективный – писать заявление о том, что я, такой-то, категорически против участия своего сына или дочери в эксперименте. Советую делать это максимально гласно, с привлечением общественного внимания. На практике все, конечно, сложно. Родителям не хочется ссориться со школой, все-таки ребенку там еще долго учиться, а от администрации школы требуют совершенно определенных результатов, она вынуждена применять меры психологического давления…

— Если происходящее сегодня с 400 тысячами детей, по вашему мнению, незаконно, какова перспектива оспорить правомочность введения курса "Основы религиозных культур и светской этики"?

— Напомню, откуда все пошло. Была дискуссия, которую прервал президент. Он "по просьбам трудящихся", то есть представителей определенных, подчеркиваю, не всех, а только определенных конфессий, ввел курс волевым решением. Вопреки Конституции, вопреки законодательству. Чиновники, разумеется, приняли к исполнению. Пока только в форме так называемого эксперимента. Но если "эксперимент" будет закреплен законодательно, кто его будет оспаривать? По идее, это дело родителей при поддержке правозащитных организаций. Теоретически точку в этом вопросе мог бы поставить Конституционный суд. Но чтобы дойти до него, нужна воля конкретных людей, права которых были нарушены. Но будет ли это обращение? И будет ли объективный ответ суда?

Все это вписывается в общую систему авторитаризации власти в Российской Федерации. Крайне серьезные решения с далеко идущими последствиями принимаются сверху, без учета мнений различных групп общества. "Эксперимент" ведет к тому, что "нетрадиционно" верующих вместе с остальными инакомыслящими налогоплательщиками фактически заставят оплачивать конфессионально ориентированное образование, а в конечном итоге сакрализацию власти.

Действия чиновников говорят, что многоконфессиональная Россия опять наступает на старые конфессиональные грабли. Среди самых очевидных последствий – расслоение общества по мировоззренческим основаниям, разложение конституционных принципов, составляющих основу строя, стимулирование сепаратизма, угрожающего национальной безопасности государства и чреватого распадом федеративной системы. Навязывание конфессионально ориентированного образования школе не станет благом ни для церкви, ни для общества, ни для государства.

Беседовала Наталья Вельк

"INFOX.RU", 30 марта 2010 г.


    В сюжете:

23 августа 2010, 14:18  
МОНИТОРИНГ СМИ: Крестики-школьники. В Беларуси с 1 сентября школьники всех классов — с первого по одиннадцатый — будут изучать основы православия
05 августа 2010, 15:22  
МОНИТОРИНГ СМИ: В России "опиум для народа" остается пустой фантазией. РПЦ МП ожидала, что курс православия будут изучать 60-80% школьников, но к этой цифре приблизились только 4 региона
16 июля 2010, 17:00  
Религиоведение вытесняет теологию в университетах Европы, свидетельствуют богословы
09 июля 2010, 16:32  
МОНИТОРИНГ СМИ: Кто составлял школьный учебник по истории, или Почему авторы светского учебника внушают детям, что "Бог есть любовь"
29 июня 2010, 17:00  
БИБЛИОГРАФИЯ: А.В.Кураев. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений - М. : "Просвещение", 2010. - 95 с. : илл. ISBN 978-5-09-024063-5
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования