Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
25 декабря 2009, 18:05 Распечатать

ИНТЕРВЬЮ: Зампред Духовного управления мусульман Нижегородской области, редактор Энциклопедического отдела ИД "Медина", к.и.н. ДАМИР ХАЙРЕТДИНОВ о позитивных и негативных итогах года и перспективах объединения мусульман России


"Портал-Credo.Ru": Какие события религиозной жизни 2009 года – позитивные и негативные – Вы поставили бы на первое место?

Дамир Хайретдинов: Начну с негатива. На мой взгляд, самое важное – это дальнейшее наступление западной культуры безбожия и гедонизма на религиозные устои общества, на веру в Бога. Хотя самым показательным и нашумевшим в этом процессе был швейцарский антиминаретный референдум, ещё более опасным я считаю навязываемые Голливудом зрительные образы крушения религии. К примеру, последний и самый обсуждаемый в Рунете блокбастер "2012" показывает, как рушится собор святого Петра в Ватикане, обрекая на гибель тысячи христиан, молящихся о спасении. Получается, небеса не только не отвечают на мольбы обречённого человечества, но и губят их именно в момент молитвы (кстати, тот факт, что ряд лидеров государств присоединяются к молящимся, тоже высмеивается в фильме). Так зрители массово программируются на крушение религии, даже с точной датой 21.12.12 – видимо, имеющей какую-то оккультную символику.

Запрет на минареты лишь на первый взгляд касается только Швейцарии – на самом деле, это серьёзный показатель уровня исламофобии в Европе. При этом власть имущие, кажется, лишь на словах собираются отстаивать принципы мирного сосуществования религий, а на самом деле воспринимают именно ислам в качестве своего главного идеологического и политического противника. Отсюда – и громогласные заявления видных европейских политиков о том, что главная причина, препятствующая вступлению Турции в ЕС, – её мусульманская культура.

Израиль, хотел он этого или нет, устроенной им массовой бойней палестинцев в Газе выступил в авангарде этого антиисламского (а частично и антихристианского, особенно в свете последних скандалов в СМИ об антихристанском поведении молодых израильтян) наступления Запада. Не все захотят тут увидеть религиозную подоплёку, но коль скоро во всеуслышание оглашены "фетвы" раввинов о законности убийства детей "гоев" - удивляться действиям израильской армии не приходится.

Негативным считаю появившиеся сообщения о начале строительства так называемого "Третьего храма в Иерусалиме" в непосредственной близости от мечети Аль-Акса – это резко нарушает статус-кво в регионе, и к тому же, по мнению некоторых раввинов, противоречит Торе.

Показателем аморальности, нерелигиозности российского общества являются убийства религиозных деятелей в нашей стране, что становится уже каким-то массовым явлением. Это и имамы на Северном Кавказе, включая заместителя муфтия, ректора исламского вуза, и священники Русской Православной Церкви Московского патриархата. Последние убийства Даниила Сысоева и Александра Филиппова шокируют и удручают: если уж в Москве и ближайшем Подмосковье православная проповедь о человеколюбии, о небесной каре за убийство не останавливает убийц - что же тогда может происходить с моралью в далёкой провинции?

Из позитивных событий отмечу следующие. Позиционирование Турции в качестве лидера исламского мира – очень показательно и многообещающе. Даже десятилетия секуляризации ислама, проводившейся в этой стране тоталитарными методами на государственном уровне (система лаицизма), не привели к результатам, которые нужны были Западу. Политический ислам умеренного типа, восторжествовавший в Турции, становится маяком для многих движений и партий в странах исламского мира.

Психологическое поражение Израиля после Газы, особенно заметное во второй половине 2009 года, набирает ход. Рано или поздно это приведёт к падению расистского общества, созданного на основе религиозного сионизма. Место апартеида должна занять система полного равенства иудеев, христиан разных деноминаций и мусульман, равно как и других религиозных общин (самаритян, караимов и т.д.) – как это и было в эпоху мусульманского правления в Палестине.

Англиканские общины довольно массово переходят в лоно католической Церкви, не желая смириться с новыми веяниями типа женского или "голубого" священства. Если бы Ватикан придумал соответствующие формулы, он мог бы запустить процесс масштабного отпадения традиционных протестантов от евангелических Церквей, впавших в содомию – но для этого нужен другой лидер на папском престоле, нынешний Папа Римский слишком консервативен.

Межрелигиозный диалог в России, который некоторые провокаторы пытаются застопорить, несмотря ни на что развивается, хотя и не всегда в направлении вперёд. Большую или даже ведущую роль здесь играет государство. Решение властей, озвученное президентом Медведевым, о введении предмета "Основы культуры мировых религий и светской этики" вместо пресловутого ОПК, показывает, что голос общественности – включая мусульманскую – что-то значит и в нашей стране.

Ну и такая, личностная ремарка: возвращаясь к тому же фильму "2012", мы узнаём из прессы, что режиссёр отказался от включения в него кадров разрушения Каабы, побоявшись гневной реакции мусульман. Боятся – значит уважают!

- Какая личность за этот год в сфере религиозно-политической проявила себя наиболее значимо?

- В нашей стране это Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он очень энергичен в продвижении интересов РПЦ МП, при этом в должной степени дипломатичен – хотя очевидно, что его активность либо заставит российских мусульман выдвинуть столь же грамотного и работоспособного лидера, либо приведёт к очередному отступлению ислама на "кухонные позиции", где он и сохраняется, начиная уже с XVI века.

В мусульманском мире, по моей весьма субъективной оценке, личностью номер 1 можно назвать премьер-министра Турции Тайипа Эрдогана, хотя он и не является религиозным деятелем. В среде собственно имамов, шейхов и так далее назвать никого не могу – либо до нас не доходит информация об их деятельности, либо такой яркой, запоминающейся деятельности практически не ведётся – в исламском мире всё идет обыденным чередом.

В российском мусульманском пространстве важно обозначить президента Чечни Рамзана Кадырова – его, при всей неоднозначности оценок, в любом случае следует считать первым политиком, который без оглядки на кого-либо обозначает себя практикующим мусульманином. Этим он резко, на несколько порядков, отличается от нынешних глав Татарстана, Башкортостана и Дагестана - крупнейших мусульманских регионов России. Светский посткоммунистический менталитет этих трёх персон был, вероятно, хорош для 1990-х годов, но сегодня явно не вписывается в современную религиозно-политическую модель нашего общества.

Примеру Кадырова последовал и новый глава Ингушетии Юнус-бек Евкуров, за что сильно пострадал от кого-то из тех, кто не желает умиротворения на Кавказе. Дай Бог ему здоровья и успешной работы!

- Что бы Вы поставили на первое место в жизни мусульман России в 2009 году?

- Во-первых, это беспрецедентный уровень участия государства в вопросах развития ислама в нашей стране. Чего стоит одно лишь заявление Д.А. Медведева о необходимости создания мусульманского телеканала? К сожалению, сама умма пока что сильно дезорганизована и не в состоянии воспользоваться преференциями со стороны государства.

Отсюда второй пункт – попытка объединения разрозненных мусульманских религиозных организаций, предпринятая в конце этого года. Процесс будет явно непростым. Об этом свидетельствует и третий пункт: резкая, как по команде возникшая информационная травля этой попытки объединения, с одновременным жесточайшим административным давлением на региональных муфтиев в системе ЦДУМ.

Назову и четвёртый пункт, тоже достаточно важный: визит Хиллари Клинтон в Казань, во время которого она сказала важные вещи: как бы то ни было, а уровень исламско-христианского добрососедства в нашей стране, в том числе в Татарстане, остаётся примером для Запада.

Наконец, в-пятых – это научный прорыв в нашем проекте по выпуску энциклопедических словарей "Ислам в Российской Федерации". В этом году в свет вышло аж целых три тома, получивших высокие оценки со стороны академических кругов, и это весьма знаменательное событие.

- Можно ли говорить о некоем общем духовном пространстве для жителей стран СНГ, в частности - для мусульман?

- Теперь постараюсь быть кратким. Мои коллеги по Издательскому дому "Медина" объездили почти все мусульманские страны СНГ и обнаружили огромные возможности и желание совместной работы, как по духовному возрождению, включая противодействие религиозному экстремизму и желание распространять опыт ханафитской богословской школы, так и в научно-исследовательской сфере. Все наши собеседники говорят на прекрасном русском языке, многие понимают татарский, большинство являются сторонниками ханафизма – следовательно, мусульмане СНГ по большей части вполне могут существовать в едином духовном пространстве.

Я думаю, то же самое можно сказать и о православии. Если бы не политика украинских властей, единство православной Церкви в Украине можно было бы восстановить в кратчайшие сроки. Что бы ни говорили, Константинопольский Патриарх – и ментально, и политически, и по языку, и финансово – находится далеко от Киева, и не обладает той свободой действий, которая есть у московского Патриарха.

- А какова была в этом году специфика и динамика духовно-религиозного взаимодействия между православием и исламом в России?

- Динамику этого процесса надо изучать особо. Я бы назвал её "пританцовыванием": шаг вперёд, полшага назад, потом вдруг резкий поворот.

А вот специфика определяется довольно просто: это два внешних фактора. Первый – попытка подключить к процессу не просто мусульман СНГ, а мусульман СНГ во главе с председателем Управления мусульман Кавказа Аллахшукюром Паша-заде. Это попытка была инициирована вне уммы России, и по факту оказалось, что религиозные лидеры российского ислама почти не видны на фоне фигуры азербайджанского шейх-уль-ислама. Следует отдать им должное: они довольно быстро поняли, что идёт их элементарное вытеснение, в силу ряда причин, из общественного пространства. Точнее – из того пространства, которое подаётся как "православно-мусульманский диалог". Прямым следствием этого стала попытка объединения Духовных управлений в России, озвученная Талгатом Таджутдином.

Второй фактор – роль государства. Об этом я уже говорил выше, и здесь только лишний раз подчеркну: на сегодня государство играет ведущую, довлеющую роль во взаимодействии двух конфессий. Иногда это хорошо, иногда – не очень, здесь каждый шаг следует оценивать отдельно.

- Ваш прогноз развития религиозно-политических отношений в мире (и в России в частности) на предстоящий год?

- Будут продолжаться попытки свалить на ислам, точнее – на "Аль-Каиду" и Талибан, теракты, которые ожидаются на Западе, например, в Лондоне. Российское аналитическое сообщество многократно останавливалось на этой теме, я же только резюмирую: идёт передел сфер влияния на планете между ведущими игроками, которые и организуют масштабные провокации и теракты. Вездесущая "Аль-Каида" - их инструмент, не имеющий ни штаб-квартиры, ни лидера, но якобы могоущий устроить теракт в любом месте земного шара. Реальный Талибан не имеет ни малейшей возможности действовать за пределами Афганистана и только одной пакистанской провинции. Так что это, конечно, чистой воды политика, но она будет невольно способствовать дальнейшей радикализации масс, способствовать усилению исламофобии и т.д.

Другой срез этой же самой геополитической игры – провоцирование суннитско-шиитских и арабско-персидских противоречий. В реальности такие противоречия имеются, главным образом, на уровне элит, которые отстаивают свои интересы, вовсе не пересекающиеся с религией. Но заинтересованные стороны будут обращать внимание толпы исключительно на конфессиональную сторону возможных споров и конфликтов.

Ватикан и Израиль могут прийти к соглашению, если израильские власти хоть в чём-то отступят от своей жёсткой, несговорчивой линии поведения. Частичная смена курса этой страны может произойти под нажимом западно-европейских элит, и это будет касаться также и всех военно-политических конфликтов с участием этой страны: сирийско-ливанского и палестинского направлений.

Продолжится укрепление позиций РПЦ МП в России и в ряде стран СНГ. Новые власти Украины будут вынуждены более дипломатично лавировать между Москвой и Западом, так что у РПЦ МП появится отличная возможность взять процесс объединения православных Церквей в этой стране под свой контроль. В Молдове же конфликт с Румынской Церковью пока что так и будет тлеть: в Бухаресте власть осталась та же, в Кишинёве ни одна из сторон не может взять верх. Так что тесная спайка между религией и политикой – удел не только ислама, но и большинства христианских Церквей!

Процесс объединения мусульманских организаций в России будет продолжаться, но с трудом. На первых порах возможны лишь половинчатые результаты, но если оно обретёт соответствующее информационное сопровождение – оставшиеся "за бортом" муфтияты будут подвергнуты обструкции, и рано или поздно буду вынуждены войти в единую систему. Так как главными "тормозами" начавшегося процесса выступили ряд муфтиев ЦДУМ, я думаю, мы увидим в наступающем году микро-дворцовые перевороты именно в этой структуре.

Спасибо, и удачи Вашему сайту!

Беседовал Сергей Маркус,
для "Портала-Credo.Ru"

Фото с сайта "Ислам.Ру"


    В сюжете:

27 января 2010, 18:15  
МОНИТОРИНГ СМИ: Итоги церковного года: «Перестройка-2» в исполнении РПЦ МП? Интервью постоянного автора «Русской линии» В.П. Семенко
12 января 2010, 19:00  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Антикультисты, зовёт Россия вас! В минувшем году идеология «антикультизма» официально стала частью российской государственной политики, как атеизм в советское время
11 января 2010, 10:36  
МОНИТОРИНГ СМИ: Итоги года. Пост принят. О первом годе предстоятельства Патриарха Кирилла
06 января 2010, 15:45  
МНЕНИЕ: «На Рождество я пойду на катакомбную службу, потому что христианин не может быть причастен к Церкви, которая стала идеологическим отделом партии «Единая Россия» - председатель ЦКС партии «Демократический союз» ВАЛЕРИЯ НОВОДВОРСКАЯ
05 января 2010, 15:32  
МНЕНИЕ: "При обзоре итогов года, прежде всего, вспоминается военная операция "Литой свинец", объединившая мировую умму" - президент Международного мусульманского миротворческого центра (Москва) шейх МУХАММАД КАРАЧАЙ
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования