Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
11 ноября 2009, 19:00 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Человек и эпоха. Академик Виталий Гинзбург сказал всё, что хотел


Когда умирает кто-то из великих, принято говорить: "С его смертью закончилась целая эпоха". Не всегда это справедливо. Часто бывает так, что эпоха уже давно закончилась, а человек продолжает жить. Недавно на 101-м году жизни умер один из таких "последних динозавров" – Клод Леви-Стросс. Пожалуй, он пережил не только свою эпоху, но и пару пришедших ей на смену.

К таким людям принадлежит и Виталий Гинзбург. Он родился в 1916-м. Расцвет Гинзбурга как ученого пришелся на сороковые-шестидесятые годы, когда он работал вместе с Ландау и создал свои труды, посвященные сверхпроводимости, за которые и получил спустя полвека Нобелевскую премию.

Не знаю, как в физике, - может быть, там проще, чем в повседневной жизни, с повесткой дня, там яснее, какие теории актуальны, а к каким интерес пропал. Нобелевская премия, присужденная Гинзбургу, доказывает, что к его научным достижениям интерес сохранился. В физике эпоха Гинзбурга продолжается.

Однако в последний период своей жизни Виталий Гинзбург, помимо того, что читал научно-просветительские лекции, пока позволяло здоровье, занимался общественной деятельностью. Собственно, именно поэтому его имя было на слуху у широкой публики. Он уже не мог покидать своей квартиры, но сохранял ясный ум, давал интервью по телефону и писал статьи.

По инициативе Гинзбурга была создана при РАН Комиссия по борьбе с лженаукой. Не жалко Мулдашева, Фоменко и прочих авторов "открытий века", которых пытались разоблачать члены Комиссии. Пытались, скорее, безуспешно – в том смысле, что публика продолжает расхватывать книги, издаваемые фоменковцами и прочими "открывателями Шамбалы". А тираж Бюллетеня, издаваемого комиссией, исчисляется в лучшем случае двумя-тремя тысячами экземпляров.

С другой стороны, нельзя было отделаться от ощущения, что эта Комиссия претендует на роль какой-то "научной инквизиции". Как иначе понять стремление ее членов превратить тесты на "научность" в некую обязательную процедуру регулярного характера Зачем вообще нужна была "Комиссия Гинзбурга"? Либо для "внутренних нужд", что свидетельствует о крайне низком уровне российской науки, когда редакторы научных журналов не способны без особых указаний отфильтровывать белиберду. Либо "для внешних нужд" - чтобы просвещать широкую общественность, фактически заниматься пиаром и антипиаром. Но и в этом плане работа Комиссии оказалась неэффективна. Вины Гинзбурга тут нет – скорее, это показатель крайней громоздкости и неэффективности всей российской системы администрирования наукой в целом (Комиссия была лишь ее частью).

Еще возникало нехорошее ощущение – Комиссия создана просто для борьбы с конкурентами. Неслучайно бизнесмены были заявлены частью целевой аудитории издаваемого Комиссией Бюллетеня. Здесь читался страх – а вдруг внимание (и деньги) уйдут "на сторону", вдруг кто-то вложится в гомеопата, вместо того, чтобы вложиться в Академию наук, в эту неповоротливую и неэффективную махину. Неизвестно еще, КПД какого вложения выше. КПД научной деятельности Гинзбурга был 100 % - но не хотелось бы, чтобы его именем потом прикрывались бюрократы от науки. Ведь слишком часто, особенно в России, словосочетание "научная истина" означает: "дайте денег", а слово "лженаука" – "вот тем денег давать не надо"…

Впрочем, вернемся к "ушедшей эпохе". Гинзбург был воспитан на марксизме-ленинизме. И хотя, в отличие от некоторых своих коллег по РАН, никогда не сочувствовал коммунизму или сталинизму мировоззренчески, философски Гинзбург оставался советским человеком. Человеком эпохи, которая рухнула в 1991-м. В умах она рухнула еще раньше. Среди более молодого поколения интеллигенции материализм-атеизм был совсем непопулярен. Мода была на православие, на Бердяева, на тайные походы в храм. Но Гинзбург, повторимся, принадлежал эпохе сороковых-шестидесятых. И академик оставался верен ушедшей эпохе, как последний лист на ветке, качающийся на холодном зимнем ветру, в то время как остальные его собратья давно облетели.

"Религия – это собрание древних сказок", "научной истине" противостоят "религиозные иллюзии"… Всю это старомодную просвещенческую риторику советского извода, Вольтера в переложении Ярославского, до нас и доносил Виталий Гинзбург в своих многочисленных интервью и статьях на религиозную тему. С этим было смешно и не нужно спорить. Надо было просто почтительно промолчать.

Но многочисленные клерикалы рвались в бой. В ответ на августовское "Письмо десяти академиков" (2007) на Виталия Гинзбурга вылили тонны грязи. Об этом стыдно вспоминать. Академики во главе с Гинзбургом в том нашумевшем письме высказались против введения уроков православия в школе и против присуждения научных степеней по теологии. Что же, тоже позиция, хотя и небесспорная. Но при этом академики вроде как упомянули, что "Бога-то нет". И что наука и Бог несовместимы. Тут и началась буря…

Трепали имя Гинзбурга и вульгарные клерикалы, почувствовавшие себя оскорбленными. Трепали и молодые атеисты, прикрывая именем академика свои выходки в духе неомарксизма и неогуманизма. И никому не пришло в голову просто промолчать. Хотя бы из уважения. Это всё равно, что смеяться над старушкой, решившей щегольнуть нарядами полувековой давности. Смеются над ней только дураки и бестактные люди. Нормальные – просто тихо улыбнутся и умилятся, читая уверенное стариковское "не существует ада и рая, дьявола, ангелов. Все это сказки далеких времен. Отрицать сказанное может только совершенно дремучий человек"

Но теперь Гинзбург умер. И от кого в наш век Постмодерна (постсекуляризма?) вы еще услышите эту вольтерьянскую уверенность (пусть и с привкусом журнала "Безбожник")? Надо воспитывать в себе взгляд археолога: стариков следует ценить – потому что с их смертью уходят из мира последние частицы рухнувших эпох. Пусть это даже смешные глупости. Но старики умрут – и никто их вам больше не расскажет.

Некоторые православные после смерти Гинзбурга с известным злорадством стали вопрошать: ну что там скажет академик-атеист Господу про ад и рай?

Зря злорадствуете. Умирать всегда страшно - и в 93, и в 20. Умирать всем страшно, и верующему, и неверующему.

На моем столе лежит томик Эрнста Юнгера. Случайно открылся цитатой. "Смерть называл он самым удивительным путешествием, на которое только способен человек, истинным волшебством, главной шапкой-невидимкой, иронической репликой в вечном споре". Гинзбург уже всё сказал, что хотел. А за всеми нами еще осталась непроизнесенная ироническая реплика. Не злорадствуйте.

Кстати, Юнгер умер в 103 года. Это к вопросу о "последних динозаврах".

Александр Храмов,
для "Портала-Credo.Ru"


    В сюжете:

11 ноября 2009, 19:00  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Человек и эпоха. Академик Виталий Гинзбург сказал всё, что хотел
11 ноября 2009, 14:35  
МОНИТОРИНГ СМИ: Памяти Виталия Гинзбурга. Он был одним из немногих критиков шарлатанства и мракобесия в современной России
11 ноября 2009, 13:10  
МОНИТОРИНГ СМИ: Последний атеист. Академик и Патриарх
11 ноября 2009, 10:00  
Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной академика Виталия Гинзбурга
10 ноября 2009, 17:57  
МОНИТОРИНГ СМИ: Протодиакон Андрей Кураев. На смерть Гинзбурга
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования