Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
09 октября 2009, 19:20 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Капитальный ремонт. "Осколки" РПЦЗ получают все новые предупреждения о том, что пора…


Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе. Православные любят повторять эти слова псалма, никогда, впрочем, не забывая, что и "не вкупе" жить бывает неплохо, а то и еще удобнее… Поэтому церковные разделения между единоверцами обыкновенно бывают предметом проливания крокодиловых слез и, одновременно, самоотверженной борьбы за их нерушимость.

Это всецело относится и к истинно-православным Церквам нашего времени, о чем нам только что напомнили переговоры об установлении общения между одним из "осколков" РПЦЗ, Русской Истинно-православной Церковью (РИПЦ) и греческим старостильным "Хризостомовским" синодом. Не прошло и пары дней после того, как нам сообщили об успехе переговоров, – и тут же на новом заседании Хризостомовского синода только что установленное общение было расторгнуто. Комментируя эти события, я уже имел случай сказать, что причиной стала закулисная борьба за власть внутри самого Хризостомовского синода: если одна партия "за", то другая партия будет непременно "против" – даже не вникая по существу в предмет разногласий. Мы до сих пор не знаем, на какие поводы сошлется Хризостомовский синод в своем обещанном официальном уведомлении РИПЦ, но заранее можем сказать, что это не имеет значения: мы не только не сомневаемся в способности архиереев изобретать всякие поводы, но даже привыкли к довольно однообразному и уже воистину старому стилю старостильного греческого ворчания. Когда грекам хочется поворчать, они обычно ссылаются на дисциплинарно-богослужебные различия с русскими (а когда поворчать не хочется, то сразу же перестают такие различия замечать). Как сказал, пусть и не псалмопевец, но тоже, в своем роде, поэт, "Восток – дело тонкое".

Но все же происшедшая история должна стать для русских ИПЦ – не только для РИПЦ – уроком. Обсуждать объединение каких бы то ни было земных организаций, даже если это Церкви, на уровне идеологических деклараций бесполезно. Нужно рассматривать реальные интересы самих организаций.

ИПЦ на капитальном ремонте

Преодолевать церковные разделения могут начинать идеалисты, имеющие подлинную религиозную мотивацию. Еще лучше, если такие же люди будут этими процессами руководить. Но успех самого дела будет обеспечен только тогда, когда оно будет в интересах вполне земных, пусть и церковных, организаций. Поскольку сами эти организации земные, то и интересы у них земные.

Мы уже прекрасно знаем по опыту жизни русских и греческих ИПЦ, что в случаях острой необходимости, а иногда и не столь уж острой, отсутствие официального взаимопризнания не может помешать взаимному причащению монашествующих и мирян, а иногда и сослужению клириков. Это те случаи, когда религиозные интересы приходят в столкновение с интересами земных организаций и в этом столкновении побеждают. Но в других случаях, когда религиозная потребность не столь остра, побеждают интересы земные. Именно поэтому "осколки" РПЦЗ дробятся, а официальное общение между ИПЦ русской и греческой традиций все никак не устанавливается. Поэтому сознавать наличие у земных организаций своих собственных интересов необходимо. И особенно необходимо уметь увидеть ту точку, в которой их интересы начинают противоречить интересам собственно религиозным.

Земная организация Церкви дана христианам в качестве инструмента, используемого Церковью невидимой, той Церковью, которая дана нам в качестве богооткровенного предмета веры, и о которой говорится в Символе веры. Земная церковная организация, как всякий земной инструмент, имеет тенденцию либо просто ломаться, либо начинать работать на саму себя, а не на Церковь Небесную. Поэтому земная церковная организация нуждается в постоянном ремонте, инструкцией для проведения которого является (также богооткровенное) церковное право.

В частности, именно церковное право говорит нам, что раздробленность "юрисдикций" нуждается в уврачевании. Я бы даже сказал – в капитальном ремонте.

Два барьера на пути к объединению,
и как через них перепрыгнуть

Среди причин, заставляющих лидеров ИПЦ держаться за свою раздробленность, главным образом, выделяются две:

1.Нежелание ограничивать собственную власть принятием на себя обязательств по отношению к партнеру по переговорам (это не всегда и не только страсть любоначалия – за этим стоит реальная сложность управления в резко усложняющейся структуре, которая неизбежно создает для организации новые риски);

2.Боязнь дать повод внутренней оппозиции (которая хотя бы потенциально есть в любой ИПЦ) для нового разделения.

Обе этих причины крайне важны. Никакие переговоры между церковными организациями не будут успешными, если они не подразумевают конкретных мер по защите нового объединения на обоих этих направлениях.

Это два главных барьера на пути любого объединения. Для современных русских ИПЦ первый из них, пожалуй, выше, чем второй.

Дело в том, что русские "осколки" РПЦЗ додробились уже до такой стадии, когда внутри каждого из них уже почти не осталось потенциальных лидеров и прочих ресурсов для значительного раскола. Любое решение, разумеется, вызовет недовольство какой-то части собственной организации, и у кого-то из недовольных оно будет настолько сильным, что они ее покинут. Но почти невероятно, что они смогут создать "на воле" конкурентоспособную структуру или существенно усилить "конкурирующую" церковную организацию. Поэтому подобные риски невелики, и их можно дополнительно снизить такими "домашними средствами", как более тщательная разъяснительная работа в собственной среде.

Но первый барьер очень важен. Почти никто из архиереев русских ИПЦ, сочувственно отзывающийся об идее "объединения осколков", не сможет сказать, какую конкретно организационно-административную форму можно предложить для такого объединения.

Однако такая форма уже выработана в неофициальных "межосколочных" переговорах последних лет. Она состоит в том, чтобы не пытаться перепрыгивать через ступеньки – не путать начальные стадии процесса объединения "осколков" с воссозданием канонической структуры Поместной Российской Церкви.

На начальной стадии объединения "осколков" достаточно добиться лишь такого единства, которое будет состоять в двух вещах:

1.Полное каноническое общение, включая сослужения архиереев;

2.Совместная "внешняя политика", то есть совместная позиция в дальнейших переговорах по объединению "осколков" и установления официального общения с другими ИПЦ.

Что касается внутренней жизни таких объединившихся "осколков", то она должна оставаться прежней – никто не получает права вторжения в чужую административную структуру.

Это позволит не увеличивать хаос при объединении и не подпадать под поговорку "лучшее – враг хорошего".

Поучительным примером тут может служить и процесс поглощения Московской патриархией РПЦЗ митрополита Лавра. Пока шли переговоры, многие в РПЦЗ(Л) недоумевали: почему бы не установить сначала просто евхаристическое общение, а об административном объединении договариваться не спеша, растянув этот процесс на годы? Но позиция РПЦ МП совершенно не допускала такого подхода. Никакое объединение, кроме административного, РПЦ МП не интересовало. Это потому, что в реальной (а не декларируемой) экклесиологии, для РПЦ МП Церковь – это, во-первых, недвижимость, и, во-вторых (но с большим отрывом по важности), бюрократическая структура, внутри которой можно командовать попами, как нанятыми чиновниками.

Но в Истинно-православных Церквах не должно быть желания захватить друг у друга недвижимость или полонить чужих священников в бюрократическое рабство. Если такое отношение к российским приходам РПЦЗ было у Нью-Йоркского синода в 1990-е годы, то оно и запомнилось в России как церковная чума, от которой надо было бежать.

Поэтому для российских ИПЦ именно установление полного канонического общения друг с другом должно быть главной ценностью, а создание административной структуры поместной Российской Церкви можно отложить сильно на потом.

Стимул к объединению

Но даже зная, как преодолеть барьеры на пути, нужно еще иметь стимул, чтобы вообще отправиться в путь. Для церковных организаций, как и для всяких других, естественное состояние – это состояние покоя, то есть ничегонеделания. Выход из него бывает только тогда, когда сидеть на месте становится страшно.

Разобщение ИПЦ и должно быть страшно, так как это вопиющее нарушение воли Божией. Но такой страх способны испытывать только отдельные верующие личности. Хорошо, если лидеры ИПЦ таковы. Но даже и в этом случае они ничего не смогут поделать со своими организациями, пока не найдут какого-то другого источника страха, понятного бездушной машине, то есть земному инструменту, каковым являются земные церковные организации. Нужно опираться на заложенный в эти организации инстинкт земного самосохранения.

В 2009 году, особенно благодаря гонениям на истинно-православных христиан в Суздале, очень многие поняли, что разобщенное существование опасно физически. Не подлежит сомнению, что если бы в Суздале гонения были бы не просто на РПАЦ, а на более значительное объединение русских ИПЦ, то возможностей для защиты было бы больше.

Можно продолжать сидеть в своей скорлупе и ждать следующих гонений с надеждой "авось, пронесет – авось, опять не меня". А можно не ждать. А что-то делать. И даже понятно, что.

Епископ Григорий (Лурье),
для "Портала-Credo.Ru"


    В сюжете:

23 января 2018, 14:22  
«Мемориал» признал политзаключенными троих обвиняемых по делу организации БАРС, являющихся также прихожанами РПЦЗ(В) в Калининграде
23 января 2018, 13:43  
Сербская ИПЦ рукоположила иеромонаха для приходов в Украине, разорвавших общение с Синодом РИПЦ
16 января 2018, 15:38  
Приход РПЦ МП в Псковской области выселил из дома его жильцов-пенсионерок, прихожанок одного из "осколков" РПЦЗ
29 сентября 2017, 17:03  
Архиерейский Собор РПЦЗ(В-Ф) принял официальное название Церкви, жестко осудил РПЦЗ(В-В) и "ересь имяславия"
29 сентября 2017, 13:15  
ДОКУМЕНТ: Плоды раскола. Доклад Архиепископа Владимира (Целищева) Архиерейскому Собору РПЦЗ(В-В) об отделении от этой юрисдикции РПЦЗ(В-Ф), сентябрь 2017 г.
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования