Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
10 апреля 2009, 14:00 Распечатать

ИНТЕРВЬЮ: Епископ РИПЦ ДИОНИСИЙ (АЛФЁРОВ) о разногласиях внутри РИПЦ, а также о том, что препятствует объединению многочисленных осколков РПЦЗ


"Портал-Credo.Ru":  Вне зависимости от нежелания выносить разногласия внутри РИПЦ на публику, факт их существования всё же стал известен. Нам кажется, что в таком случае лучше, чтобы их содержание было высказано сторонами, а не распространялось с помощью слухов, далеко не всегда достоверных. Не согласились ли бы Вы рассказать о сути этих разногласий или расхождений?

Епископ Дионисий: Суть разногласий с нашими оппонентами в РИПЦ заключается в следующем. Мы считаем необходимым:

1) придерживаться традиции Зарубежной Церкви и через нее – исторической Русской Церкви. Мы сознаем определенные недостатки в жизни дореволюционной Церкви. Но, как родителей не выбирают, так не выбирают и Церковь, в лоне которой духовно родились. Церковь требует непрерывного живого преемства, не только в последовательности хиротоний, но и в учении, и в жизни;

2) принципиально сохранять церковную свободу, материальную и духовную независимость от любых властей и политических сил, будь то российских, американских, украинских и любых иных;

3) сознавать себя лишь частью Русской Церкви, возникшей в определенных условиях места и времени (конкретно, при распаде РПЦЗ) без претензий на благодатную исключительность и особую каноническую чистоту. Именно подобного рода претензии более всего затрудняют объединение частей РПЦЗ;

4) делать упор на миссионерскую работу, на привлечение к вере неверующих, а не на переманивание к себе людей из других частей неофициального и официального православия. Повышать духовное качество своей группы через привлечение внимания паствы к чисто религиозным вопросам Священного Писания и Предания Церкви, налаживать духовное образование;

5) искать признания и общения со стороны старостильных церквей Греции, Болгарии, Румынии, конкретно тех, которые уже были в общении с РПЦЗ;

6) придерживаться принципов православного пастырства, которые мы черпаем в наследии исторической Русской Церкви и Зарубежной Церкви. Мы отвергаем лжепастырство и лжестарчество, широко распространенные в последние годы и в официальном, и в неофициальном православии. Лжестарчество, приводящее к человекопоклонству, выводит за пределы христианства, наносит огромный духовный ущерб людям и приводит к образованию тоталитарных сект православного обряда;

7) придерживаться канонических требований к ставленникам в священство, особенно тех, которые обоснованы в Новом Завете. Мы считаем ложной и ни на чем не основанной широко распространенную в альтернативном православии теорию, будто пострижение в монашество снимает все канонические препятствия к священству. На практике это открывает лазейку незаконным соискателям священства и наносит большой вред делу пастырства;

8) придерживаться принципа древней и катакомбной Церкви, что первичной основой Церкви является парикия – евхаристическая община во главе с епископом. Церковное управление – первоиерарх с канцелярией и синодом - является вторичным и вспомогательным. Эти органы призваны содействовать церковной жизни, а не разрушать её своим администрированием. Председатель церковного управления получает свои руководящие полномочия (в отличие от благодати архиерейства) не свыше, а снизу, от выбиравших его епископов, а потому является первым среди равных, а не епископом над епископами.

Наши оппоненты не станут, конечно, гласно и во всеуслышание отвергать изложенные принципы, но не считают обязательным для себя придерживаться их в своей церковной деятельности.

– Можно ли эти расхождения квалифицировать как раскол в РИПЦ?

- В церковном учении термин "раскол" противопоставляется понятию "Кафолическая Церковь". Поскольку речь идет о расхождении в РИПЦ – в группе, не имеющей признания со стороны других групп альтернативного православия и не являющейся всей Кафолической Церковью, то правильнее было бы говорить о разделении. Вообще, в альтернативном православии любят бросать своим оппонентам обвинения в расколе, забывая поговорку: тому, кто живет в стеклянном доме, не стоит бросаться камнями.

– Насколько соответствует истине информация о том, что Вы и Ваши сторонники не признаете решений Собора РИПЦ, который прошёл в Одессе в октябре-ноябре 2008 года?

– Мы с владыкой Иринеем являлись соучредителями Синода РИПЦ, созданного шестью епископами под руководством архиепископа Лазаря в условиях конфликта с Нью-Йоркским и Мансонвильским синодами. Мы хорошо помним, какой смысл вкладывался в его создание: временный местный орган самоуправления российских епархий РПЦЗ до созыва авторитетного собора частей Зарубежной Церкви. Когда через несколько лет три епископа, т. е. половина тех, которые создавали Синод РИПЦ, собирают собрание в Одессе и принимают новую, отличную от прежней, программу и новый устав (Положение о РИПЦ), то это означает создание новой организации под прежним названием. Новая программа основана на идеологии собственной исключительности, как в каноническом смысле, так уже и в сакраментальном, ибо впервые и в нарушение прежней традиции РПЦЗ вынесен суд на таинства официального православия. Они объявлены "недейственными" и взят курс на перекрещивание всех, приходящих из официальной Церкви. То есть, курс взят на секту.

За несогласие с этой новой позицией Синод РИПЦ подверг нас церковным прещениям. Очевидно, что вина за такое разделение ложится, прежде всего, на тех, кто создавал эту новую организацию "под себя", разрушая идеологически, организационно и духовно прежнюю церковную структуру.

– Считаете ли Вы по-прежнему РИПЦ частью РПЦЗ?

– Реклама на сайте РИПЦ поставила знак равенства между исторической катакомбной церковью (РИПЦ), к которой относились высказывания иерархов РПЦЗ как о "церкви-сестре", с одной стороны, и той епархией РПЦЗ архиепископа Лазаря, которая зарегистрировалась на Украине в 1990-е годы под тем же названием и от которой ведет свое начало Синод РИПЦ – с другой. Но это недобросовестная подмена понятий. И епархия владыки Лазаря, и епархии Синода РИПЦ на 2003 г. на 90% состояли из открыто действующих приходов и духовенства, пришедшего из Московской патриархии или рукоположенного в РПЦЗ. На 1-м и 2-м Воронежских совещаниях, проводимых под председательством архиепископа Лазаря, подчеркивалась связь российских епархий РПЦЗ со своим первоиерархом – митрополитом Виталием и преемственность с исторической Зарубежной Церковью. Сам Синод РИПЦ организовался (или переименовался) на базе Совещания российских преосвященных РПЦЗ. Поэтому и по преемству хиротоний, и по первоначальной организации, и по идеологии РИПЦ была частью РПЦЗ. Что из нее сделают нынешние руководители, сказать трудно, но пока и они главную свою опору обретают в российских приходах бывшей РПЦЗ.

– РПЦЗ сейчас не составляет единой организации, и сегодня существуют так называемые "осколки": РПАЦ, РПЦЗ(В), РПЦЗ (А), РосПЦ и др. Какие из этих организаций Вы признаете? С кем готовы поддерживать евхаристическое общение или даже (в будущем) – объединиться?

– Среди препятствий к объединению осколков РПЦЗ, отвергших унию с МП, можно выделить два рода причин: церковно-политические и идеологические. Церковно-политические сводятся к провозглашению собственной церковной исключительности и канонической чистоты, манипулированию канонами в свою пользу, борьбе за церковное лидерство. Очевидно, что для желаемого объединения осколков нужно отказаться от принципа: "Мы в истинной Церкви, а вы – в расколе; по какому же чину мы вас принимаем?" Осколки РПЦЗ – это церковно-политические партии, подобные известным в истории Византии партиям "игнатиан" и "фотиан", "зилотов" и "политиков", которые десятилетиями боролись за власть и влияние при дворе. "Церковью" становилась партия власти, "расколом", соответственно, оппозиционная партия; впоследствии ситуация менялась. Церковная партия, имеющая свою правду и свою неправду, еще не есть раскол, но она и не есть Кафолическая Церковь. Настоящей схизмой она может стать, присвоив себе не принадлежащее ей достоинство, то есть, исповедуя или ощущая себя церковной полнотой. Преодоление разделения церковных партий совершается не по одному из трех чинов приема в Церковь, а через взаимное признание и равноправное объединение, "без мести и корысти". Примирение может произойти путем созыва поместного собора, как это было в эпоху Вселенских Соборов, когда на одном соборе могли заседать представители разных догматических партий и даже виновники и жертвы предыдущего "разбойничьего" собора, как это было в Халкидоне.

Дóлжно различать вопросы догматики и идеологии, и не присваивать последним значения первых. Христианская догматика касается вечных истин, основанных на Божественном откровении, и преимущественно сосредоточена на спасении человека во Христе. Эти христологические и сотериологические вопросы, которыми жили отцы Церкви, мало кому интересны в альтернативном православии.

Вопросы идеологии касаются земного бытия Церкви, ее конкретных исторических условий, отношений с государствами, нациями, общественно-политическими движениями, с другими поместными Церквами и церковными партиями внутри одной Церкви. Эти вопросы могут быть важными и вызывать серьезные разногласия. Идеология может быть верной и неверной, но это не догматика, здесь не приложимо, в строгом смысле, понятие ереси. Поэтому для объединения осколков РПЦЗ не надо выдумывать новых догматов, пытаясь подловить соперника на их нарушении, не надо догматизировать свою идеологию. Соответственно, нужно понизить пафос обличительства в ереси и расколе.

Чтобы ответ на ваш вопрос сделать конкретным, нужно сначала выяснить, в котором из осколков люди готовы согласиться со всем сказанным, где они готовы посмотреть на церковные отношения с таких позиций.

- Не собираетесь ли вы примкнуть к РПЦЗ(А), возглавляемой митрополитом Агафангелом (Пашковским)?

– К вопросу об объединении с РПЦЗ(А) мы подходим с точки зрения процесса собирания осколков Зарубежной Церкви. Важно положить начало процессу объединения, а не нового разъединения. Для этого нужно описанное выше изменение церковного самосознания – со схизматического на кафолическое. К этому готовы не все люди, как у митрополита Агафангела, так и у нас. Поэтому, не желая провоцировать новых разделений, мы не хотим спешить. У нас есть взаимопонимание в большинстве вопросов; мы взаимно отказались от враждебных высказываний и действий. Дальнейший процесс сближения зависит от времени.

– Согласны ли Вы с тем, что Вас именуют "киприанитом"?

– Точнее сказать: ругают этим именем. Что же, если и подвергаться обвинениям, то лучше уж за свои убеждения, чем за безнравственное поведение, политическую деятельность или за канонические препятствия к священству.

Напомню, что движение митрополита Киприана возникло в 1984 году - через 60 лет после начала старостильного движения в Греции, переживавшего тяжелый кризис. Ни по частям, ни в совокупности это движение не являло собою единую святую соборную и апостольскую Церковь. Киприанизм был попыткой найти выход из тупика ультра-правого зилотизма, был антитезисом к тезису зилотской исключительности. Прошедшие 25 лет показали, по крайней мере, устойчивость и жизнеспособность Синода Противостоящих и связанных с ним старостильных церквей Румынии и Болгарии, а также немалые успехи Противостоящих в деле христианской проповеди и миссии. Их оппоненты, несмотря на общий для них "антикиприанизм", не пришли к единству, а раздробились еще больше, претерпев новые расколы.

Кроме того, ряд старостильных синодов, обвиняя Противостоящих в ереси, свою реальную церковную жизнь строят совсем на других основаниях. Не только принимают клириков официальной Церкви в сущем сане, но и допускают до причащения мирян-новостильников и разрешают своим прихожанам причащаться в храмах официальной Церкви. Налицо двойной стандарт. "Антикиприанизм" превратился в пропагандистский штамп для удобного обвинения конкурентов в ереси.

Крах российского антикиприанизма наглядно показал пример Мансонвильского синода и его преемников. Очевидно, что "антикиприанизм" не спасает истинную Церковь от всех бед, как надеялись некоторые, а наоборот, губит ее. Такие факты требуют осмысления.

Полезной могла бы быть здравая дискуссия по этому вопросу с привлечением всего богатого материала по истории Церкви, но не навешивание ярлыков. Если считать две позиции греческих старостильников тезисом и антитезисом, то нужен был бы подлинный кафолический синтез для разрешения этой проблемы. В таком русле решала догматические споры Церковь эпохи Вселенских соборов. Например, тезису "несторианства" она противопоставила не антитезис "монофизитства", а синтез Халкидона.

Позиция митрополита Киприана нам, безусловно, ближе, чем позиция зилотов, отрицающих всякое благодатное действие Божие в официальном православии. Возможно, впрочем, что позиция митр. Киприана нуждалась бы в уточнении, и мы уважаем мнение тех, кому она не нравится. Но это повод для доброжелательного диалога, а не для обвинений в ереси.

– Сколько примерно всего приходов входят в РИПЦ, и сколько примерно членов в РИПЦ? Какое число приходов и прихожан поддерживают Вашу позицию в расхождениях с архиепископом Тихоном (Пасечником) и сколько приходов и прихожан поддерживают его позицию?

– В России, на Украине и в Белоруссии число приходов РИПЦ невелико, не более полусотни. Поскольку наши оппоненты максимально использовали административный ресурс и демагогическую игру в исповедничество, то, конечно, большинство на их стороне. Мы с владыкой Иринеем принципиально не используем подобных методов. По опыту мы знаем, что навязчивая агитация, давление на совесть, фальшивая реклама, принося минутный успех, могут потом обернуться и другой стороной. Когда люди поймут, что их обманывали и использовали в чужой для них игре, они могут изменить свой первоначальный выбор. Без уважения к духовной свободе человека, к его взглядам, невозможно ни внешнее миссионерство, ни внутреннее пастырство. Наше альтернативное православие потому и бесплодно, что в значительной степени пользуется только методами принуждения: приказом первоиерарха, запретом старца, отлучением и анафемой, вместо убеждения и личного примера. В каком-то смысле повторяется сюжет из песни В. Высоцкого "О сентиментальном боксёре": "Мне руку поднял рефери, которой я не бил". Тем более, так может получиться и в церковных поединках.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал–Credo.Ru"


    В сюжете:

23 января 2018, 14:22  
«Мемориал» признал политзаключенными троих обвиняемых по делу организации БАРС, являющихся также прихожанами РПЦЗ(В) в Калининграде
23 января 2018, 13:43  
Сербская ИПЦ рукоположила иеромонаха для приходов в Украине, разорвавших общение с Синодом РИПЦ
16 января 2018, 15:38  
Приход РПЦ МП в Псковской области выселил из дома его жильцов-пенсионерок, прихожанок одного из "осколков" РПЦЗ
29 сентября 2017, 17:03  
Архиерейский Собор РПЦЗ(В-Ф) принял официальное название Церкви, жестко осудил РПЦЗ(В-В) и "ересь имяславия"
29 сентября 2017, 13:15  
ДОКУМЕНТ: Плоды раскола. Доклад Архиепископа Владимира (Целищева) Архиерейскому Собору РПЦЗ(В-В) об отделении от этой юрисдикции РПЦЗ(В-Ф), сентябрь 2017 г.
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования