Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
09 апреля 2009, 19:00 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: "Есть такая специальность – "сектоведение!" - решил и постановил Минюст


Долгое время структуры исполнительной власти федерального уровня, на общем фоне ветвей и органов российской власти вообще, демонстрировали образцовое, по современным отечественным меркам, отношение к сложившемуся и в исторической, и в новой России религиозному многообразию. Временами даже казалось, что это и есть пример устоявшейся государственной политики, когда одни чиновники уходят, а выверенную годами практику наследуют приходящие им на смену, и что реальная политика особо не зависит от симпатий и антипатий конкретных личностей, оказавшихся во власти. "Образцовость" состояла, конечно, не в "равноудалённости" институтов и олицетворяющих их персон к существующим в российском государстве деноминациям, но, по крайней мере, означала "невмешательство" в выяснение отношений властей с религиозными организациями "на местах". Таким "местом", кстати, могла оказаться даже Москва. Достаточно вспомнить историю претензий столичного управления юстиции к заподозренной в тайном милитаризме "Армии Спасения" – респектабельной деноминации с филантропическим уклоном, которая завершилась проигрышем России в Европейском суде по правам человека. В чём-то сложившаяся в постсоветские годы практика "невмешательства" выглядит отступлением от того, как понимались свои полномочия властью в "центре" и "на периферии" в позднесоветский период. В ту пору Москва без каких-либо оговорок была "центром", т.е. выкрутасы провинциальных властей (которым – вот парадокс – по определению полагалось "чудить") были просто невозможны в столице.

Разумеется, идеология "невмешательства" федеральной исполнительной власти в религиозную политику "на местах", мягко говоря, не совпадала с пониманием единого общегосударственного стандарта гражданских прав; вмешайся вовремя федеральные структуры - и обращений религиозных организаций в Страсбургский суд удалось бы избежать... Но, как говорится, имели то, что имели: в свете изменений, явленных Минюстом при оформлении нового статута подведомственного ему Экспертного религиоведческого совета и формировании его персонального состава с "антикультистом всея Руси" во главе смело можно говорить о политике "невмешательства" уже в прошедшем времени.

А при "невмешательстве" же федеральных властей происходило вот что. Протестанты и последователи новых религиозных движений (НРД) испытывали трудности с признанием своих публичных прав и всячески ограничивались в проявлениях своей деятельности. Большинство изымавшихся на таможне старообрядческих раритетов спокойно передавались РПЦ МП по праву отдания "долга памяти"; деноминационные различия среди православных власти заметили, кажется, лишь после того, как сами старообрядцы сделали соответствующее заявление. Похожее происходило и продолжает происходить с бывшими культовыми зданиями. Самый свежий пример - так называемое "Суздальское дело" об изъятии недвижимости у Российской Православной Автономной Церкви (РАПЦ) в пользу РПЦ МП. Но то всё дела рутинные. Взорвали же состояние "невмешательства" множащиеся претензии "силовиков" к литературе мусульман, "Свидетелей Иеговы", язычников, различных НРД. Причём претензии нарастают день ото дня с какой-то катастрофической скоростью.

Словом, политика "невмешательства" всё-таки потребовала вмешательства структур федеральной исполнительной власти. По логике вещей, в таких щекотливых вопросах, затрагивающих интересы миллионов (которых и меньшинством-то назвать язык не поворачивается) необходимо было продемонстрировать максимальную сдержанность и уважение к различным точкам зрения, тем более, если об этом не раз уже просили власти лидеры ряда российских конфессий. Об этом же говорили работающие с религиозными организациями юристы и светские исследователи религии. Однако в ключевом ведомстве, которое выдаёт религиозным организациям "путёвки в жизнь", возобладали представления о желательности устрашающих действий по принципу  "лучше поздно, чем никогда". В том смысле, что, конечно, надо было изначально не допускать разгула религиозного многообразия, но раз не остановили процесс 15-20 лет назад, то надо пресечь его сейчас, а то, глядишь, в условиях кризиса, который продлится ещё неизвестно сколько, люди перестанут внимать власти, массово подадутся в раздающие не только хлеба и рыбы, но ещё и вино "секты", или сами начнут создавать группы по самовыживанию, да ещё, того и гляди, с религиозным уклоном. Как их тогда всех проконтролируешь?

Ну, а для целей принудительного свёртывания религиозного многообразия как нельзя лучше подходит идеология антикультизма. Единственные, кто знает ей цену, – это светские исследователи религии. Но кто их слышал? Зато антикультист Александр Дворкин сегодня "король телеэкрана" и в этом качестве - несомненный лидер общественного мнения. Медиакратические приоритеты постсоветской российской власти хорошо известны. В общем, всё сошлось, и удачно отыскался тот, кто способен назвать в условиях кризиса имя очередного "врага". Это же тоже пиаровская находка!

Сколько продержится антикультизм в качестве de facto идеологии государственной религиозной политики России – несколько дней, недель или месяцев? Скорее всего, президентской администрацией будет предпринята попытка возврата к политике "невмешательства" – уж очень затея контроля над многообразием религиозной жизни православными "сектоведами" вышла с самого начала скандальной и отдающей подковёрностью. Вряд ли на сей раз "Старая площадь" позовёт на помощь академиков: незачем, коли дело может решиться простым кабинетным способом. Насколько при этом верховной российской власти удастся попытка восстановить политику "невмешательства" – это уже отдельный вопрос.

Но вот о чём уже сейчас можно сказать со всей определённостью, так это о том, что сам факт минюстовской "легализации" антикультизма и православного "сектоведения" почти в статусе "научной специальности" посредством наделения (хотя бы на час!) полномочиями главного эксперта в области религиоведения антикультиста и "сектоведа" Александра Дворкина будет использован и конфессионально ангажированной публикой, и недалёкими чиновниками, что называется, по полной программе.

Зная, что массовое православное просвещение "на местах" и, прежде всего, школьных учителей, родителей учащихся, самих учеников, студентов, низовых чиновников – сегодня сводится к рассказам об опасностях, которые несёт простодушным носителям "традиционной" религиозности разномастное "сектантство", нетрудно догадаться, что возвышение "антикультиста всея Руси" отзовется повышением спроса на "православных сектоведов". Таких, как Дворкин!

Михаил Жеребятьев,
для "Портала-
Credo.Ru"


    В сюжете:

29 апреля 2010, 15:00  
МОНИТОРИНГ СМИ: "Медвежья услуга". В случае осуществления "законодательной инициативы" Сергея Морозова любую из зарегистрированных Минюстом религиозных организаций РФ можно будет назвать "тоталитарной сектой"
27 апреля 2010, 12:55  
За религиозную политику Кремля будет отвечать Иван Демидов, которому также поручено курировать общественные организации
03 марта 2010, 16:47  
МОНИТОРИНГ СМИ: Химера православного клерикализма
09 февраля 2010, 19:00  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Юридическое очищение. Министерство юстиции РФ избавилось от тех людей, которые проводили неумелую антимиссионерскую политику, ущемляя инаковерующих
03 февраля 2010, 15:37  
МОНИТОРИНГ СМИ: Аллах и Кремль объединяют мусульман. В России может появиться новая исламская организация
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования