Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
31 октября 2008, 19:30 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Виды МИДа. После «грузинского казуса» МИД РФ может отказаться от дипломатического посредничества Московского патриархата, который, кстати, всячески поддерживает патриархию Грузии


Российское внешнеполитическое ведомство после "грузинского казуса", преподнесённого руководством РПЦ МП, столкнулось с необходимостью заново формировать собственную политику дипломатических приоритетов с учётом многополярности религиозного мира, в том числе и самой Россию. Напомним, что "грузинский казус" состоит в том, что Московская патриархия, несмотря на настойчивые пожелания Кремля и даже приглашения в Москву лидеров "самопровозглашенных" Абзазской и Юго-Осетинской епархий, отказалась признать паству новоявленных независимых государств своей, настаивая на нерушимости границ "канонической территории" Грузинской Церкви. Получается, что "с церковно-канонической точки зрения" Абхазети и Цхинвальский регион – все-таки неотъемлемая часть Грузии? Не не это ли Вы, Ваше Святейшество, намекаете?.. Да и осуждения "грузинской агрессии" и "геноцида осетинского народа" со стороны РПЦ МП как-то особо не прозвучало, анафем "параноику" Саакашвили что-то никто не возглашал…

Весь период президентства Владимира Путина российский МИД и РПЦ МП прожили, без преувеличения, "душа в душу". Сначала внешнеполитическое ведомство благосклонно отнеслось к появлению в дальних странах под крышами российских дипмиссий патриархийных молелен, часовен, храмов, – будто не заметив, что сам такой подход явно контрастирует с декларируемой, особенно вовне, многоконфессиональностью самой России вкупе с императивом государственного внешнеполитического курса. А императив этот, напомним, состоит в стремлении привести современный миропорядок в "многополярное" состояние. Однажды – дело было в Индии в 2004 году – Владимир Путин даже определил "многополярность мира" в качестве того, что дано человечеству Богом!

МИД не только активно содействовал возвращению имевшей отношение к дореволюционной России "православной собственности" (государственной ли, или церковной – не важно), усердно занимался финансированием ремонтных и строительных работ на церковных объектах за рубежом, чем мог помогал "объединению" РПЦ МП с РПЦЗ(Л), но и внутри России поучаствовал в кампании по ограничению деятельности на так называемой "канонической территории" Московского патриархата её религиозных конкурентов. В списке православно-дипломатических заслуг на первом месте оказался т.н. "визовый скандал", последовавший за решением Святого Престола о преобразовании российской католической епархиальной структуры. К числу аналогичных мер российского МИДа на иных конфессиональных полянах можно отнести сохранение табу на визит в Россию Далай-ламы или периодические инциденты с зарубежными миссионерами-протестантами.

Казалось, что, в принципе, ничто не может нарушить идиллию, ведь основы дружественного и взаимовыгодного сотрудничества госструктуры и крупнейшей религиозной организации страны закладывались ещё в советское время. В ту пору роль "живых свидетелей" о неслыханной свободе совести в СССР выполняли священнослужители РПЦ МП, постоянно летавшие в недоступное для советских людей зарубежье на разные межрелигиозные мероприятия или даже жившие там подолгу при экуменических центрах. Остальным же конфессиям советская власть уделяла внимание "постольку-поскольку", против чего западные и восточные партнёры СССР и РПЦ МП, в общем, не возражали.

К теме "плодотворного сотрудничества" МИДа и Московской патриархии советского времени мне вспомнился весьма откровенный рассказ митрополита Воронежского Сергия (Фомина) нынешним студентам-международникам про то, как он – в ту пору молодой священник, представлявший РПЦ МП в разных межцерковных структурах, – перед длительной зарубежной поездкой проходил обучение по линии МИДа, а уже потом, во время приездов в Москву, консультировался во внешнеполитическом ведомстве, поскольку делать такие вещи непосредственно в Женеве ему строжайшим образом запрещалось.

Идиллия идиллией, но первой вышла за пределы, предписанные негласным режимом синхронной дипломатии, РПЦ МП. И сделала она это тоже из соображений дипломатического порядка, только своего собственного. Из солидарности с Грузинской Церковью-сестрой, где господствуют настроения антиэкуменизма и старостильничества, значимые для Чистого переулка в межправославных раскладах, РПЦ МП отказалась брать под свой омофор Абхазскую и Аланскую епархии. Ну, а подобные шагания "не в ногу", как известно, воспринимаются весьма болезненно российскими чиновниками. Нельзя не вспомнить вызов в администрацию президента митрополита Смоленского и Калиниградского Кирилла (Гундяева) для разъяснений по абсолютно пустяковому поводу – упоминанию в Социальной концепции РПЦ МП лишь возможности церковного призыва к гражданскому неповиновению. Понятно ведь, что от заявления до его исполнения – "дистанция огромного размера". Этому, с одной стороны, способствует отсутствие у основной массы именующих себя православными россиян хоть каких-либо представлений о воцерковленности. А с другой – откровенное нежелание подавляющего большинства патриархийных архи- прото- и просто иереев участвовать в целенаправленном формировании православной общественности, грубо говоря – воцерковлять и просвещать людей. Однако и в этом случае, когда все только и говорили о гражданском обществе (высшим проявлением воли которого может быть состояние гражданского неповиновения), власть насторожилась. Что уж тогда говорить о МИДе, действительно немало потрудившемся ради благоденствия партнёрской корпорации?

Ответ на недипломатичный ход РПЦ МП со Смоленской площади не заставил себя долго ждать. Глава российского МИДа на недавней встрече в Казахстане под названием, столь же ласкающим слух российских чиновников, сколь и не обязывающим участников саммита следовать в фарватере российского внешнеполитического курса ("Общий мир: прогресс через разнообразие"), сформулировал новые принципы участия "титульной Церкви" РФ в международной политике. Разумеется, на стороне России, но уже без всякой "канонической" самодеятельности. Сергей Лавров подвёл серьёзную базу под создание некоего консультативного Совета религий при ООН: конфликты-де часто имеют религиозное измерение, а посему без диалога религиозных лидеров политикам не выработать правильных решений. При этом хозяин красивой сталинской высотки допустил "оговорку по Фрейду" относительно роли в таких делах самих МИДовских работников: "Важно, чтобы политики и дипломаты способствовали созданию благоприятных условий для дальнейшего развития межконфессионального диалога".

Отказаться от столь заманчивого предложения Московская патриархия вряд ли сможет. Ведь хорошо известно, что руководство РПЦ МП любит козырять афиллированным членством в разных надгосударственных структурах больше, чем реальным участием в межцерковных объединениях. Возможно, это связано с тем, что "свидетельство о православии" (ради которого-то РПЦ МП, как мы теперь знаем, участвует в собеседованиях с инославными, разъезжая по миру бизнес-классом) выглядит как в глазах других участников межрелигиозных саммитов, так и в глазах светских политиков, аргументом куда менее убедительным, нежели протестантская "теория ветвей", логично объясняющая не только единство и многообразие христианства, динамику развития авраамических религий, даже любого религиозного опыта, но и не забывающая при этом о факте эксклюзивности истины, хранимой той или иной деноминацией, - без чего любая религия перестаёт быть таковой.

Таким образом, политическую антиэкуменичность, считающуюся теперь высшей ценностью в системе измерений самой РПЦ МП (что, однако, не приводит к ее каноническому выходу из экуменизма), в российском МИДе, благодаря "грузинскому казусу", нашли серьёзным препятствием не только для государственно-церковного взаимодействия на дипломатическом поприще, но и для эксплуатации религиозной проблематики вообще.

И, как итог, на Смоленской площади задумались о пересмотре самого формата сотрудничества. Ехать в "карете прошлого" сталинско-брежневской дипломатии, – то несущейся по призыву вождя к "православному Ватикану", то плетущейся по указке мудрого коллегиального руководства в самом хвосте обоза вместе с другими "борцами за мир", – оказалось возможным только в тупик. Ведь там, где в качестве посредника, привлечённого к выполнению дипломатических поручений в постсоветские годы участвовал Московский патриархат, у российского МИДа явно назрела необходимость в прямых контактах и способность к ним. В первую очередь, это касается отношений с Ватиканом, к вящей радости Кремля и Смоленской площади, подающим признаки сочувствия постулатам российской многополярной доктрины.

Можно также не сомневаться, что РПЦ МП в новой ООНовской структуре не будет обладать монопольным правом на представительство интересов России. Раз мир многополярен, значит, к нему надо применять разные инструменты, - это очевидно. Да и, похоже, российская умма не допустит православной монополии от имени России на мировой арене. Недаром инициативу Сергея Лаврова горячо поддержал руководитель Духовного управления мусульман Нижегородской области Умар Идрисов.

Михаил Жеребятьев,
для "Портала–Credo.Ru"


    В сюжете:

30 сентября 2008, 17:24  
МОНИТОРИНГ СМИ: Святую миссию превратили в доходную. По дороге в Цхинвал разворовали даже гуманитарную помощь от РПЦ МП
26 сентября 2008, 13:00  
Эксперты ЮНЕСКО и ЕС прибудут в Грузию, чтобы оценить состояние памятников культуры в районах, затронутых конфликтом в Южной Осетии в августе
25 сентября 2008, 11:48  
Развернув военные действия в Южной Осетии, Грузия восстанавливала свою территориальную целостность, заявил Католикос-Патриарх Илия II
22 сентября 2008, 13:50  
Грузия обвиняет Россию в «намеренном уничтожении культурного наследия» во время проведения военной операции на территории страны
18 сентября 2008, 13:45  
Президент Грузии наградил духовных лиц ГПЦ за самоотверженность во время грузино-осетинского конфликта
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования