Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
25 сентября 2008, 19:05 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Дурное воспитание. Унижение ярких личностей – епископа Диомида, архимандрита Зинона, о. Павла Адельгейма - иерархами воспитывает в народном сознании чувство вседозволенности


Исторические Церкви, Церкви большинства, воспитывают целый народы – так это делала и пытается делать сейчас католическая Церковь. Так же в Германии, Швейцарии, Нидерландах и других странах пытались поступать протестантские общины. Православие долгое время делило роль воспитателя с царскими и советскими чиновниками, но сейчас, после религиозного бума, РПЦ МП заявляет о собственной готовности к этой ответственной воспитательной роли. Один из самых показательных примеров, которые церковное начальство подает народу, – это отношение к инакомыслящим в своей среде.

Практически единственный идейный конфликт внутри Московской патриархии, который стал достоянием массовой печати, – это отстранение от должности епископа Анадырского и Чукотского Диомида (Дзюбана). Действительно, существует масса вещей, которые неприемлемо требовать ото всех православных людей – отказ от ИНН, от экуменизма, от безбожного масонского правительства, от послаблений в богослужебном уставе, участие в подготовке и работе Поместного Собора РПЦ МП. Эти условия невыполнимы для церковных иерархов, а обычным верующим иногда непонятен их смысл. Однако епископ Диомид, несмотря на все его радикальные требования, является знаменем целого консервативного мировоззрения, сторонники которого занимают значительное, если не решающее место внутри Московской патриархии. А общественность проявляет скрытое сочувствие к гонимому, но смелому епископу Чукотки.

Архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк (Тужиков), приехавший на смену Диомиду, стал банальным и брутальным гонителем группы Диомида, не предложив какой-то собственной программы церковного оздоровления. Более того, вместо богословского обсуждения "диомидовщины", которая пустила корни во многих регионах России, представители РПЦ МП устроили грубую информационную травлю Диомида и его сторонников – вполне в стиле худших образцов советской массовой пропаганды. Опекаемый ОВЦС МП портал "Интерфакс-религия" выплеснул в Рунет массу откровенно желтых материалов: "Епископу Диомиду, обвинившему Церковь в "ереси цареборчества", остается только назваться митрополитом Галактики, считают в Московском патриархате"; "Псковский митрополит считает "диомидовщину" проектом тех, кому на руку раскол Церкви и распад России"; "Проповеди епископа Диомида о масонах отбили у многих чукотцев интерес к церковной жизни"; "Епископ Диомид утрачивает единомышленников, они обвиняют его в расколе"; ""Диомидовский раскол" управляется извне, причем людьми нецерковными" и т.д. Доходило до каких-то чудовищных по нелепости рассказов, едва ли сочиненных на трезвую голову, о том, как епископ Диомид надевал на иподиакона кастрюлю с кипящим борщом (где труп иподиакона?), и резал ножем родного брата в келье Троице-Сергиевой лавры, будучи келейником Патриарха Алексия II.

В результате лобового противостояния патриархийной номенклатуры и "ревнительских" масс монашествующих и мирян, сочувствующих Диомиду, была создана по существу церковно-революционная ситуация – одна сторона готова без компромиссов бороться с другой до конца.

Однако если усмирение "раскольника" Диомида в рамках методов идеологической борьбы вполне допустимо, то унижение выдающихся священников из среды, лояльной Патриарху и священноначалию РПЦ МП, выглядит вызывающе и оскорбительно. Конечно, в первую очередь, речь идет о ситуации вокруг отца Павла Адельгейма во Пскове. Как и епископ Диомид, он требует "слишком многого" – правовых гарантий для священников, согласно Трудовому кодексу, введения справедливого церковного суда, опять же созыва Поместного Собора и выполнения решений Собора 1917-18 годов о более демократичном устройстве приходской жизни, выборности священства и епископов. Все это малодостижимо – из-за позиции церковного руководства РПЦ МП, которое не желает ломать сложившееся в советское время церковно-административное устройство, а также из-за самих священников и прихожан РПЦ МП – демократичность Церкви повышается по мере того, как она все больше занимается социальным служением обществу, а героев веры, подобных отцу Павлу Адельгейму – нет. Вместе с тем, книга отца Павла "Догмат о Церкви в канонах и практике", которую знают уже все эрудированные православные, дает богатую пищу для обсуждения будущего Церкви, ее внутренних проблем и постсоветской эволюции, происходящей чрезвычайно медленно.

Что же способна патриархии сказать о. Павлу через своего местного архиерея – митрополита Псковского Евсевия (Саввина)? Постоянные попытки выжить отца Павла из восстановленного им храма святых Жен-Мироносиц, отобрать школу регентов, которую он основал, закрыть приют для проблемных детей, который фактически существовал при его приходе. Как отмечал отец Павел, к нему назначили священника-шпиона, который пытался компрометировать отца Павла, его вызывали на епархиальное собрание, где бывшего узника совести, оставшегося в советском лагере без ноги, иерарх подвергал оскорблениям под молчание благочинных. Но в эту Церковь отец Павел Адельгейм все же продолжает верить, хотя в феврале 2008 года его уволили с должности настоятеля и отняли (а вернее разрушили) то, что он создавал. Обращения о. Павла Адельгейма к Патриарху остались незамеченными.

Между тем, митрополит Евсевий, видимо, из тех людей, которые быстро входят во вкус. В сентябре появились сообщения о том, что в Пскове идет уничтожение творческого наследия современного православного иноконописца архимандрита Зинона (Теодора). Верхний ряд иконостаса Серафимовского нижнего храма Троицкого кафедрального собора Пскова изъят и отправлен в Москву неизвестному адресату. Нижний ряд в настоящий момент, с благословения митрополита Евсевия, "переписывается" масляными красками. Безнаказанно расправившись с отцом Павлом Адельгеймом, митрополит Евсевий стал уничтожать следы творчества другого известного и в России, и на Западе церковного деятеля. Архимандрит Зинон расписывал храмы не только в Псково-Печерском монастыре и других обителях и храмах России, но и за рубежом – в православных и католических церквях. Его иконопись – всемирно известна. Еще в ноябре 1996 года архиепископ Евсевий запретил архимандрита Зинона в служении из-за того, что он причащался с католиками во время католической мессы, которую совершал священник Романо Скальфи в церкви Мирожского монастыря. Смиренное поведение отца Зинона, который подчинился приказу владыки, лишь усугубило его положение. Для того, чтобы не оставаться "злодеем", наказавшим второго Андрея Рублева, архиерей решил по мере возможности стереть его живопись, показать, что в его епархии – он не иконописец, а просто "еретик". Правда, в случае с отцом Зиноном вмешался лично Патриарх Алексий IIи, через голову правящего архиерея, снял с него запрещение в служении, но, в отличие от отца Павла, архимандрит Зинон не затрагивал основы церковного устройства. А с католиками в РПЦ МП много кто запросто причащался…

Столь же жесткий отпор, как и о. Павел Адельгейм, в свое время получил от священноначалия о. Георгий Кочетков. Его община была сформирована в начале 1990-х годов, когда он был настоятелем храма Сретения Владимирской Божией Матери (затем храм был отнят и передан отцу Тихону (Шевкунову), который возродил Сретенский монастырь). О. Георгий Кочетков подвергается яростной критике за попытку создания православной "семьи-общины", в которой "не знают деления на клир и мирян, их руководители избираются самой общиной из своих членов и поставляются в ней же". Во главе каждой общины имеется "глава семьи", именуемый "пресвитером", различаются старшие и младшие братья, "полные" и "неполные" члены "семьи". Во главе такой разветвленной иерархии стоит сам о. Георгий Кочетков. Кроме того, в его общинах используется богослужение на русском языке, современные переводы Евангелия, проводятся особые "вечери любви", как восстановление апостольской традиции. В итоге отец Георгий Кочетков был запрещен в служении Патриархом 1 июля 1997 года. Но 16 марта 2000 года Кочетков был восстановлен в праве совершать богослужение. Однако отец Георгий не получил какого-либо определённого прихода. Его община собирается в разных храмах Москвы, где настоятели разрешают отцу Георгию совершить богослужение.

Безусловно, учение о. Георгия Кочеткова весьма спорно с традиционной православной точки зрения, оно ставит проблему отсутствия крепких приходов и хорошо поставленной катехизации, оглашения перед крещением, формирования в РПЦ МП настоящей общины. Сторонники Кочеткова, так же как единомышленники епископа Диомида и отца Павла Адельгейма (его мысли признает правильными абсолютное большинство духовенства), распространены по всей стране. В рамках отдельных приходов есть "кочетковские" группы, которые полускрыто окормляются священниками, а местный архиерей, в лучшем случае, их как бы не замечает. В пору расцвета "кочетковского" движения в конце 1990-х годов богословские комиссии РПЦ МП осуждали его за "еретичность", а участники конференций (проводившихся в том числе в Свято-Тихоновском богословском институте в Москве), столичные священники, осуждали Кочеткова еще и за гордыню. До сих пор "кочетковцы" находятся как бы внутри РПЦ МП и как бы вне ее, отдельной группой, как и многие другие группы, которых предпочитают не замечать.

Нет нужды говорить о том, что РПЦ МП совсем не обязана одобрять либералов или консерваторов, извиняться перед всеми, как Ватикан перед Галилеем и всеми жертвами инквизиции. Более того, у Московской патриархии есть право и отлучать, и осуждать, что всегда вызывает взрыв эмоций у широкой общественности. Так, если осуждение гей-парадов воспринимается в России как само собой разумеющееся, то жестко критические комментарии по поводу очередного брака Аллы Пугачевой вызывают ироничные окрики прессы уже в сторону самой патриархии.

Дело в другом – общество все чаще ставят перед выбором между цинизмом митрополита Кирилла (Гундяева) и пафосом очередного православного диссидента, с которым обращаются, как с "внутренним врагом" (согласно популярному на канале "Россия" обозначению российской интеллигенции).

От Церкви никто не ждет либеральных решений и действий. От нее ждут жесткости и консерватизма, но по закону и в соответствии с нормами христианского приличия. Хотя само общество уже не живет в согласии с традиционными ценностями. И в этом церковная структура также является отражением общества – принимая консервативные решения, сами иерархи часто живут совершенно по другим законам, и, заявляя о ценности личности и важности церковных установлений, нарушают и то, и другое. Народ привык к тому, что иерархи такие же, как и они сами, а дикие радикальные действия против творческих людей в церковной среде не только отдаляют интеллигенцию от Церкви, но и, самое главное, дают санкцию всем остальным действовать так же – "по понятиям". Как показывает история, чтобы стать элитой гражданского общества, то есть действовать ответственно и последовательно по отношению к своему народу, надо меньше любить начальство и иметь побольше мужества.

Роман Лункин,
для "Портала-
Credo.Ru"


    В сюжете:

30 сентября 2008, 21:05  
ДОКУМЕНТ: Приглашение на молитвенное стояние у здания Московской патриархии в Чистом переулке в день заседания Священного Синода РПЦ МП по "делу епископа Диомида"
30 сентября 2008, 20:20  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Человек против бульдозера. Богословие епископа Диомида поистине народное. А вот положение Синода РПЦ МП прямо противоположное
26 сентября 2008, 18:25  
МОНИТОРИНГ СМИ: "Головная боль". Синод Московской патриархии займется епископом Диомидом, Украиной и Грузией
25 сентября 2008, 23:23  
Сайт Братства во имя священномученика митрополита Владимира перемещен на резервную площадку
25 сентября 2008, 19:05  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Дурное воспитание. Унижение ярких личностей – епископа Диомида, архимандрита Зинона, о. Павла Адельгейма - иерархами воспитывает в народном сознании чувство вседозволенности
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования