Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
16 сентября 2008, 14:39 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: О чем пишет Патриарх Варфоломей Блаженнейшему Владимиру? Главный редактор сайта УПЦ МП священник Андрей Дудченко о двойной церковной юрисдикции и новом каноническом обозначении украинских автокефалистов


На этой неделе на официальном сайте Украинской Православной Церкви было опубликовано благодарственное письмо Вселенского Патриарха Варфоломея на имя Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, который был получен еще месяц тому назад. В изысканные фразы греческого красноречия, которое порой сложно адекватно передать в переводе на украинский язык, вплетены некоторые важные идеи, на которых хотелось бы акцентировать внимание.

Историчность киевских торжеств

Прежде всего, Патриарх Варфоломей считает киевские торжества историческими. Эта историчность, по его мнению, заключается не только в дате - 1020-летия Крещения "киевских русичей" (именно это наименование использует Патриарх), но еще и в том факте, что во время празднований состоялись общая молитва и сослужение между Константинопольским и Московским Патриархами, несмотря на проблемы, которые существуют во взаимоотношениях между двумя Патриархатами, самой главной из которых на данное время является так называемая "эстонская" проблема. Факт сослужения обоих Патриархов в Киеве является действительно важным, особенно если вспомнить постановление Священного Синода Руской Православной Церкви от 8 ноября 2000 года, в котором было заявлено, что "до восстановления согласия в вопросах канонического бытия Православной Церкви в Эстонии и достижения мира и справедливости по отношению ко всем православным в этой стране, Московский Патриархат решительно отстраняется от мероприятий с участием Патриарха Константинопольского Варфоломея". Проблема еще не решена, но Патриарх Алексий пошел на уступки ради церковного мира и покоя. Можно без преувеличения сказать, что неформально именно Украинская Православная Церковь, благодаря авторитету Блаженнейшего Митрополита Владимира, сыграла роль примирителя обоих Патриархов. Таким образом есть основания считать, что во время киевских торжеств УПЦ перестала быть объектом и стала субъектом церковной политики, к голосу которого прислушиваются как в Чистом переулке, так и на Фанаре.

Страдает Церковь - страдает государство

В своем письме глава Константинопольской Церкви ставит единство государства в зависимость от единства Церкви. "Все, что происходит в стране, которая характеризуется религиозной однородностью, без сомнения, может отражаться на единстве всей ее социальной структуры с непредвиденными трагическими последствиями", - считает Патриарх Варфоломей.

Вселенский Патриарх назвал Украину "религиозно однородной", что является, по-видимому, определенным преувеличением. Хотя большинство украинских граждан считают себя христианами той или другой конфессии, но нельзя не принимать во внимание заметную долю мусульманского населения в Крымской автономии, а также и определенные слои атеистически или агностически настроенных жителей нашего государства. И среди христиан вряд ли есть "однородность". Совокупное число протестантов всех деноминаций в Украине уже несколько лет превышает количество активно практикующих православных верующих всех конфессий. К тому же, влиятельным "игроком" на украинском религиозном поле является Греко-Католическая Церковь.

Патриарх считает, что "все мы без исключения обязаны изучить положение и сделать все канонически необходимое... чтобы все в Украине чада Святой Церкви как можно быстрее вошли в единую ограду, в единое стадо, объединились вокруг одного Престола, вокруг одной и той же Чаши Жизни, для того, чтобы была великая радость на небесах и для посрамления отца разделений и расколов".

Задача преодоления раскола в Украинском православии является действительно важнейшей, и в случае своего позитивного решения это будет иметь стратегические последствия для успеха православной миссии в стране. Ключевую роль в процессе объединения Православной Церкви в Украине должна сыграть каноническая Украинская Православная Церковь - без ее участия любое объединение или признание раскольников станет лишь "полумерой", которая может привести к углублению трагического разделения украинского общества. Кажется, это признает и Константинополь, призывая Украинскую Православную Церковь к активной позиции по этому вопросу.

Иметь Церковь

Патриарх Варфоломей подчеркивает тот факт, что Православные Церкви как Украины, так и России являются Церквами-дочерьми Церкви Константинопольской. "Вселенский Патриархат – это Церковь, которая учредила как Митрополию Киевскую, так и Галицкую и также Московскую".

Украинская Церковь теперь имеет двух "матерей", по крайней мере два Патриархата считают себя материнской Церковью по отношению к УПЦ: Константинополь по причине исторической, а Москва – исходя из факта нынешнего подчинения УПЦ Руский Православной Церкви, которое также имеет более чем 300-летнюю историю. Но если принять во внимание понятие о первенстве в Поместной Церкви и в православном мире (что вытекает из православного учения о природе Церкви), то украинские верующие являются во-первых чадами своего Предстоятеля - Блаженнейшего Митрополита Владимира, а уже потом - Патриарха Московского, как Предстоятеля Патриархата, в состав которого входит УПЦ, и Патриарха Вселенского, как того, кто имеет первенство во всем православном мире.

Таким образом, как Церковь-Мать, Константинополь считает себя способным активно участвовать в украинской церковной политике. По крайней мере, в формате переговоров с Московским Патриархатом (его он также считает своей "дочкой") и в связи с возможным вынесением "украинского вопроса" на рассмотрение всех Поместных Православных Церквей.

Раскольники или "несогласие группировки"?

Любопытно отметить, что Патриарх Варфоломей, признав то, что в Украине существуют "расколы", пытается не употреблять этого слова по отношению к УПЦ КП и УАПЦ, когда о них идет речь, и заменяет словосочетание "раскольнические группировки" на "несогласные группировки" или "несогласие церковные образования".

Патриарх Варфоломей выражает благодарность Патриарху Московскому Алексию за "позитивную и конструктивную позицию" в вопросе преодоления раскола в украинском Православии и делает реверанс в сторону "несогласных группировок", отмечая, что "рассудительное и тактичное терпение несогласных церковных образований" поддерживает надежду Константинопольского Патриархата на преодоление раскола.

Известно, что от того, как мы называем то или другое явление, зависит последующее отношение к нему и в известной мере судьба этого явления. "Как назовешь яхту, так она и будет плавать", - говорит известный герой детских рассказов. Изменение лексического аппарата по отношению к тем, кто отделился от полноты церковного общения, будет способствовать улучшению отношений на уровне личного общения верующих и в целом даст надежду на начало полноценного диалога между конфессиями.

Это целиком оправданный подход. Первое правило святителя Василия Великого различает ереси, расколы и "самочинные сборища". По этой классификации украинские "несогласные группировки" можно отнести к третьей категории, которая допускает уврачевание. Даже вторая категория - раскольники, которые "отделились из-за взглядов на некоторые церковные предметы", по мнению святителя Василия, являются еще "не до конца чужими для Церкви". Украинские "несогласные церковные группировки" никоим образом не еретики и даже не "раскольники" по классификации свт. Василия. Поэтому, может быть, и называть их нужно соответственно? Вселенский Патриархат подает в этом хороший пример.

Наконец, Патриарх Варфоломей пригласил Митрополита Владимира посетить Константинополь. Примет ли Его Блаженство приглашение Его Всесвятейшества? На официальном сайте УПЦ это пока еще никак не прокомментировали. Но будем надеяться, что как бы там ни произошло, взаимоотношения между Москвой и Константинополем будут улучшаться. И ключевую роль в этом миротворчестве и в дальнейшем будет играть Киевская Церковь.

Священник Андрей Дудченко,

"ПРАВОСЛАВИЕ В УКРАИНЕ", 12 сентября 2008 г.

(с) Перевод "Портала-Credo.Ru"


    В сюжете:

25 сентября 2008, 20:00  
Предстоятель УПЦ МП принял приглашение Патриарха Варфоломея посетить Константинополь - без согласования с Московской патриархией
16 сентября 2008, 14:39  
МОНИТОРИНГ СМИ: О чем пишет Патриарх Варфоломей Блаженнейшему Владимиру? Главный редактор сайта УПЦ МП священник Андрей Дудченко о двойной церковной юрисдикции и новом каноническом обозначении украинских автокефалистов
30 июля 2008, 13:30  
МОНИТОРИНГ СМИ: Два Патриарха в одном городе. Митрополит УПЦ МП Владимир (Сабодан) сумел принять участие и в "варфоломеевских", и в "алексиевских" торжествах в Киеве
30 июля 2008, 10:54  
МОНИТОРИНГ СМИ: В Украине зреет церковная революция. Ни Москва, ни Константинополь не намерены уступать друг другу свои приоритеты в Украине
29 июля 2008, 19:55  
МОНИТОРИНГ СМИ: От "варфоломеевской ночи" Украину спасло вмешательство... Турции?
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования