Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
27 июня 2008, 15:50 Распечатать

ИНТЕРВЬЮ: Эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований, кандидат философских наук МИХАИЛ ЖЕРЕБЯТЬЕВ об освещении на российских телеканалах Архиерейского Собора РПЦ МП


"Портал-Credo.Ru": Как Вы оцениваете освещение Архиерейского Собора РПЦ МП основными российскими телеканалами, которые являются главными поставщиками информации для населения?

Михаил Жеребятьев: На днях социологи обнародовали результаты любопытного исследования бюджета времени, согласно которому наши соотечественники практически не читают газет. Турки читают больше всех европейцев, а вот россияне меньше всех. Аналитики поспешили сделать вывод, что причиной тому недоверие наших соотечественников к печатному слову. Не думаю, что газетам не доверяют, а ТВ доверяют: есть вещи, которые не лежат на поверхности, и подобные гипотезы требуют серьёзной проверки. Просто телевизор доступнее и живее, он с картинкой.

Общедоступное российское телевидение сейчас играет роль не столько источника информации, сколько коллективного воспитателя, который формирует общественное настроение. Особенно наглядно это было продемонстрировано минувшей зимой, когда перед президентскими выборами телевидение упорно создавало вполне определённую имиджевую атмосферу и ничто не должно было этому помешать, иными словами, "смутить" избирателя. В РПЦ МП вообще-то должны была предвидеть именно такой сценарий телеповедения властей и могли бы сдвинуть сроки проведения своих традиционных мероприятий... Но произошло то, что произошло.

Информация о событиях церковно-идеологического порядка на телеканалах, большинство из которых так или иначе контролируется государством, явно фильтруется. На фоне фильтрации этих событий все каналы тиражируют благостные сюжеты о православных праздниках, восстановлении монастырей и/или сельских церквей. И это факт информационной политики, от которого не уйти!

Весьма показательно вот какое обстоятельство: как только у РПЦ МП сложилась профессиональная пресс-служба, её руководитель, о. Владимир Вигилянский, стал систематически высказываться на тему отображения ряда важных церковно-идеологических событий на телеэкране. И, как Вы, наверное, знаете или догадываетесь, реплики руководителя пресс-службы носят весьма критический характер именно в адрес подачи информации, касающейся церковно-идеологических событий.

- Когда начала формироваться такая информационная политика телеканалов в освещении жизни РПЦ МП?

- Телевидение - не газета, и тут отследить сложнее, ведь сайты у телеканалов появились сравнительно недавно. Насколько я помню, "фильтры" к этой тематике на ряде каналов стали применяться ещё в 1990-х гг. В ту пору, с одной стороны, коммунисты активно апеллировали к РПЦ МП, с другой стороны, параллельно этому процессу формировалась сама идеология РПЦ МП - "духовного водительства" над государством. Водительствопредусматривает делегирование светской властью патриархии практически неограниченного набора преференций без исполнения Церковью четких обязательств по отношению к государству.

Началу реализации концепции "духовного водительства" в немалой степени способствовали электоральные стратегии тогдашней госвласти в лице ельцинской администрации. Иными словами, чем кого-то больше, тем организация значимее. По сути, представления эти были превратными, поскольку в их рамках РПЦ МП воспринималась в качестве аналога политической партии, способной вывести на улицы уже не тысячи, а десятки миллионов. Непонятно, правда, по какому поводу, но, как говорится, "у страха глаза велики". Протесты против "репертуарной" политики "старого" НТВ это показали, но инерция (страха и не только) оказалась сильней.

Я называю положение, сложившееся в результате действия основных акторов религиозно-идеологических процессов, происходивших в 1990-е гг. (а именно: самой РПЦ МП, власти и оппозиции), моделью "остаточно-государственной религии". В ней уже нет государственной Церкви, положение которой вытекает из соответствующего юридического статуса. Целесообразность допуска РПЦ МП к определённым сферам определяется всё же государством. Пускай оно поступает и не всегда последовательно, это право всё же остаётся за ним. Амбиции Церкви при такой модели сдерживают в гораздо большей степени не юридические нормы светского государства, а крайняя избирательность РПЦ МП в определении собственных приоритетных сфер деятельности, как и часто меняющиеся приоритеты. Вообще Церковь в модели "остаточно-государственной религии" играет подчинённую роль, тогда как на первый план выходит идеология, выраженная с помощью вероисповедного имени ("православная"). Так что основная борьба в обществе зачастую ведётся за право использования имени (брэнда) разными субъектами.

Правда, и телевидение 1990-х тоже было неоднородным. Наряду с государственными 1-м и 2-м каналами, существовали и частные; между частными и государственными была конкуренция. Ситуация как-то уравновешивалась и те вещи, о которых мы сейчас говорим, были, наверное, не столь очевидны. Даже напротив, "старое" НТВ и ТВ-6 предпринимали попытки анализа церковной политики, экономической деятельности РПЦ МП, отношений Кремля с Чистым переулком, роли православия в формировании свода основ русского национализма новейшего образца. Особенно запомнились аналитические программы Евгения Киселёва. Так что освещение религиозной тематики на ТВ в целом было взвешенным.

- Как же в таком случае удавалось формировать идеальный образ православия, который тиражировался через государственные телеканалы?

- Формировалось представление, что "настоящая Церковь" всегда поддерживает существующий "православный мир", у неё нет и не может быть расхождений с государством, она против крайностей и всегда декларативно "на страже" интересов некоего "большинства". Поэтому реальные отклонения от этого идеального образа было проще отсечь, ограничившись изложением простой повестки дня мероприятий. Правда, не всегда это получалось, достаточно вспомнить инцидент с непризнанием священноначалием царских останков. Их перезахоронению светская власть придавала колоссальное символическое значение. Мне кажется, что из-за отсутствия консенсуса по вопросу останков у государства с руководством РПЦ МП оказалось невозможным реализовать идею захоронения Ленина. А ведь было бы логичным организовать два перезахоронения в один день в одном городе – Санкт-Петербурге: в Петропавловском соборе и на Волковом кладбище.

- В условиях 1990-х формирование идеального образа православия на экранах телевидения происходило с трудом. Как дело обстоит сейчас?

- Теледискуссии из арсенала 1990-х были полезны и для самой РПЦ МП, т.к. позволяли ей донести свою точку зрения. Конечно, не всегда это было сделать легко, учитывая разницу в самих установках Церкви (и споры внутри самой РПЦ МП) и светского общества. Сейчас такой возможности у РПЦ МП нет, можно говорить лишь о фрагментированных репликах.

В первый день Архиерейского Собора, 24 июня, мне удалось посмотреть соответствующие сюжеты в вечерних крупноформатных информационных программах четырех каналов. В хронологическом порядке это выглядело так: первым был репортаж НТВ в 19-часовой передаче "Сегодня", сюжет в 20-часовых "Вестях" на РТР, затем в программе "Время" на Первом канале и в информационной программе "24" на REN-ТВ.

В духе "суверенной демократии" выдержан материал "Вестей". По своему формату он напоминал репортаж с очередного съезда правящей партии с развитой фракционностью. Судите сами: представлена палитра церковных "партий": "правые" обскуранты-"диомидовцы", о которых никогда раньше по ТВ не говорили (тут же прозвучала мысль, что Собор имеет судебную функцию), правильный "центр" - "коллективный", то есть "соборный разум" (на его стороне "Наши", скандировавшие "Мы с Собором!"), жалкие остатки левых либералов. При этом, правда, было не очень понятно, имеют ли отношение к Церкви осуждаемые либералы или это вообще какой-то потусторонний "вирус", занесённый в Богоспасаемую Россию вражескими ветрами.

Таким образом, главная тема сюжета – это единство православия. Была воспроизведена многотрудная для восприятия на слух цитата Патриарха с осуждением "тоталитарной власти денег", которая выглядела диссонансом (кругом благость единства, а тут приходится говорить о проклятых деньгах). Ещё один акцент - внешняя политика России через своего надёжного союзника – третьего после армии и флота – РПЦ МП. Украина остаётся с Россией, таков окончательный и безоговорочный вердикт украинской части московского епископата.

Другой официоз - Первый канал - представил тематику Собора уж как-то совсем скучно, а значит, для телезрителя, незаметно: единство русского православия (впервые участвуют иерархи Зарубежной Церкви), нравственность, проблемы общества, осуждение либеральных свобод и то же самое высказывание предстоятеля.

Зато молодой ведущий НТВ Алексей Пивоваров не смог удержаться от скептической реплики по поводу объявления Собором грехом гражданского брака. Приведённая в репортаже Романа Соболя формулировка о сожительстве вне брака (непонятно при этом какого - церковного или светского?) оставляет ощущение двусмысленности, ведь регистрируемый в ЗАГСах брак это и есть сегодня гражданский брак, а для сожительства применяется другой юридический термин - фактический. Далее картинка: "воцерковленные" "Наших" бьют", рассказ о деле епископа Диомида. Причём, как показалось мне, корреспондент, явно не разделяющий взгляды Чукотского владыки, все же выразил сочувствие тому, кто, скорее всего, попадёт в опалу.

Самый либеральный REN-TV буквально оттянулся, продемонстрировав "урок", который преподали "воцерковленныe" православным "нашистам", обещавшим ещё недавно создать заслон на улицах Москвы богемствующим "калоедам" и политическим оппозиционерам-"оранжистам" всех мастей.

- Что стоит за заявлением Патриарха о развитии православного телевидения?

- Это звоночек власти: "Раз Вы не хотите согласиться на создание "наблюдательных советов" на существующих каналах, Вам всё равно придётся раскошелиться на православное ТВ". При сложившихся взаимоотношениях РПЦ МП, федеральной власти и государственных телеканалов по-другому вопрос ставиться не может. Ведь РПЦ МП оказалась в ситуации "оттуда не пускают, туда не принимают". Ей очень нужен собственный телересурс.

- Действительно, мы наблюдаем "эффект западни".

- Федеральная власть и руководство телеканалов не дрогнули - никакого серьёзного обсуждения предложения о так называемых "наблюдательных советах" нет и не будет, несмотря на присоединение к идее очередных видных представителей общественности. Телевизионный ресурс для формирования сегодняшней политики и управления потенциальными кризисными ситуациями нынешняя власть целиком оставляет за собой.

Но в случае появления православного телевидения, помимо дотаций (проект однозначно убыточный), возникает для власти и другая проблема. Можно посадить на руководство канала(-ов) популярных у тусовочной молодёжи двух Иванов - Демидова и Охлобыстина, - или ещё кого-нибудь в этом роде, но способно ли руководство РПЦ МП дать гарантию, что с помощью телеканала(-ов) будет перекрыто тиражирование в православной среде как право-радикальной, так и асоциальной идеологии "детей подземелья"? Вот это, я думаю, и станет главной темой новых закрытых переговоров руководства РПЦ МП с кремлёвской администрацией и правительством.

Беседовал Антон Свиридов,
для "Портала-Credo.Ru"


    В сюжете:

01 июля 2008, 19:00  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Нескучный Собор позади. Сумеет ли Московская патриархия выбраться из сложной истории, возникшей в результате поспешного течения ее Собора?
27 июня 2008, 15:50  
ИНТЕРВЬЮ: Эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований, кандидат философских наук МИХАИЛ ЖЕРЕБЯТЬЕВ об освещении на российских телеканалах Архиерейского Собора РПЦ МП
27 июня 2008, 14:48  
ДОКУМЕНТ: Послание Архиерейского Собора РПЦ МП клиру, честному иночеству и всем верным чадам РПЦ МП
27 июня 2008, 14:27  
Архиерейский Собор внес поправки в Устав РПЦ МП, связанные с присоединением РПЦЗ МП и образованием церковного суда
27 июня 2008, 13:01  
Абсолютным большинством голосов Архиерейский Собор РПЦ МП проголосовал за лишение сана епископа Анадырского и Чукотского Диомида
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования