Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
24 июня 2008, 15:00 Распечатать

РЕПОРТАЖ: Альтернативный Собор. Когда Алексий II открывал Архиерейский Собор РПЦ МП, вокруг ХХС ходили сотни людей с плакатами и иконами. Чем они недовольны в эпоху духовного возрождения?


Ранним утром 24 июня, в день открытия Архиерейского Собора РПЦ МП, в огромном главном помещении храма Христа Спасителя (ХХС) было малолюдно. В правой части храма, предусмотрительно отгороженной красными ленточками, молилось почти две сотни архиереев – зрелище довольно необычное, бывающее лишь раз в четыре года (с такой периодичностью теперь, по Уставу 2000 года, проводятся в РПЦ МП Архиерейские Соборы). В центре храма, рядом с патриаршей кафедрой, теми же красными ленточками отделялось место для прессы – о чем гласила соответствующая табличка. Прессы там, правда, корреспондент "Портала-Credo.Ru" не заметил. В левой же части храма собралось человек 150 прихожан и любопытствующих – видимо, никто особо не приглашал мирян на Божественную литургию и торжественный молебен по случаю начала Архиерейского Собора. Поэтому как-то особенно трогательно прозвучали слова Патриарха Алексия II, вышедшего по окончании молебна на амвон в своей зеленой патриаршей мантии, с благодарностью мирянам, пришедшим "молитвенно поддержать" своих архипастырей.

Уже в храме бросалось в глаза, что миряне эти не совсем, скажем так, обычные. Явно не постоянные прихожане ХХС и не благочестиво настроенные духовные чада упомянутых архипастырей. Дело в том, что большинство присутствующих в левой половине храма имело несколько походный вид (большие сумки и рюкзаки за плечами), выглядело усталыми и невыспавшимися, а многие еще и держали в руках иконы – преимущественно царя-мученика Николая, но иногда и Ивана Грозного, и старца Николая Гурьянова, и еще неких, неизвестных автору, новоявленных святых. Как ни печально это признавать, но благонамеренная паства не пришла "молитвенно поддержать" своих архипастырей, в храме собрались почти исключительно те, кто прибыл протестовать. То есть те, кто, как выразится двумя часами позже тот же Патриарх, который благодарил этих людей за "молитвенную поддержку", лица, подверженные "эсхатологической панике", "вольно или невольно разрушающие церковное единство".

За стенами храма можно было также отчетливо выделить две группы людей. Первую составляли пожилые (преимущественно) женщины в платках и мужчины-бородачи – скромно одетые, в большинстве своем "явно не московского" вида. Вторую - прилично одетые гости Собора, члены оргкомитета и представители прессы. Их разделяла некая невидимая стена: хотя вторые постоянно проходили сквозь ряды первых к заветной калитке, ведущей во двор Зала церковных Соборов, которую стерег суровый охранник, никаких контактов между ними не возникало. Поначалу пресса, собравшаяся во дворике, даже не решилась снимать "смутьянов", которые небольшой группкой столпились вокруг калитки, оставив свободным небольшой проход к ней, развернули плакаты и запели молитвы. Лишь после того, как к протестующим вышла съемочная группа Первого канала, набралась смелости и остальная пресса. Было хорошо заметно, как четко срабатывает "профессиональное чутье" у наших коллег – недаром Патриарх похвалил российскую прессу за смену тональности в публикациях об РПЦ МП.

Неформальное собрание у калитки тем временем заметно росло в числе. К певшим молитвы женщинам присоединилась группа мужчин с хоругвями, которые пришли к ХХС от памятника Энгельсу, расположенного в начале Пречистенки (именно там, метрах в 200 от территории храма, разрешили московские власти собраться протестующим). Постепенно над толпой разворачивалось все больше и больше плакатов. Основная их масса была посвящена епископу Анадырскому и Чукотскому Диомиду (Дзюбану) – "нашему духовному Патриарху", как выражались некоторые из собравшихся. Епископ Диомид, известный своими открытыми письмами с обличениями экуменизма, демократии и глобализации, на Собор не прибыл по состоянию здоровья, однако, как и ожидалась, его "дело" станет одним из центральных предметов дискуссии архиереев. Положение тут явно осложняется физическим отсутствием на Соборе обвиняемого епископа, что мешает совершению над ним процедуры канонического суда. Одновременно епископ Диомид совершил неожиданный маневр прямо накануне Собора, уволив в заштат наиболее активных противников "официального курса" патриархии в своей епархии. Это, впрочем, никак не сказалось на настроениях его сторонников, которые продолжают считать епископа Диомида вкупе с уже уволенным на покой украинским епископом Ипполитом (Хилько) (его имя также мелькало на плакатах) последними истинно-православными епископами Московской патриархии.

Примерно в половине одиннадцатого, когда у ХХС собралось уже несколько сотен человек, мимо "ревнителей" быстрым и уверенным шагом прошел священник Владимир Шмалий, секретарь Богословской комиссии РПЦ МП. В отличие от остального духовенства, он был одет в брюки и рубашку, а в руке нес огромный портфель – с материалами по "делу Диомида". В толпе его узнали, кто-то крикнул даже: "Отберите у него портфель!" Но о. Владимир успел скрыться за заветной калиткой. Не заставил себя долго ждать и хорошо известный православной общественности "глава Московского отделения "Союза православных граждан" Кирилл Фролов (многим собравшимся он известен и по своему загадочному прозвищу-псевдониму – "Казя-Базя"). Нисколько не смущаясь многолюдностью "сборища", Фролов прокричал: "В Русской Церкви никто не поддерживает епископа Диомида!... Мы не позволим загнать Русскую Церковь в пензенскую чукотскую пещеру!" Похоже, этот человек действительно мыслит лозунгами, а эта привычка - серьезное препятствие для объективной оценки действительности. Именно под предложенными им лозунгами в середине дня собирается у стен ХХС "Православный корпус" прокремлевского молодежного движения "Наши". Нам неизвестна подлинная численностьэтого "корпуса", равно как и реальные масштабы самого движения "Наши", но едва ли противникам "чукотской пещеры", берущим на себя смелость представлять всю "многомиллионную паству" РПЦ МП, удастся собрать хотя бы десятую часть того крестного хода "диомидовцев", который ходил вокруг ХХС с утра.

Большинство архиереев – участников Собора – в контакт с протестующими не вступало, более того – даже не видело их. Сразу после молебна через внутренние коридоры храма архиереи отправились в трапезную, а оттуда – в Зал церковных Соборов. Некоторые, приехавшие позже, парковали свои лимузины в подземном паркинге ХХС и также на улице не показывались. Мимо собравшихся представителей православной общественности прошло от силы 20 архиереев и еще несколько десятков священников (настоятели московских храмов – для массовости – были приглашены на первый, официальный доклад Патриарха). Протестующие пытались вручать архиереям и священникам свои петиции и листовки. Делали они это, впрочем, не очень навязчиво, так что большинство "агитационного материала" осталось не розданным. Из числа представителей высшей иерархии РПЦ МП, из членов ее Священного Синода, мимо протестующих прошел лишь один человек – престарелый митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), которого аккуратно вели под руки два молодых викарных епископа. Митрополит на мгновение остановился возле народа, взял листовки, кивнул и улыбнулся в ответ на крики: "Владыко, не допустите автокефалии Украинской Церкви!" Еще один душевный контакт возник у протестующих с протоиереем Александром Шаргуновым – настоятелем московского храма св. Николая в Пыжах, главой Общественного комитета "За нравственное возрождение отечества". Его сразу узнали, закричали: "Отец Александр, поддержите нас!" Он в ответ кивал и что-то говорил беззвучным голосом. Остальных представителей клира встречали и провожали довольно формально, скандируя: "Поместный Собор! Поместный Собор!" Это значило, что миряне требуют допустить их к прямому участию в делах церковного управления, как это было предусмотрено уставами Российской Церкви 1917-18 гг. и РПЦ МП 1988 года.

На некотором удалении от храма стояли украшенные иконами автобусы, по надписям и номерам которых можно было судить, откуда прибыли участники акции. Большой "Икарус" привез группу верующих из Липецка, встречались автобусы с нижегородскими, рязанскими, украинскими, подмосковными номерами… Воистину величественное зрелище "альтернативной соборности" открывалось с Патриаршего моста, связывающего ХХС с "Золотым островом" и стоящим на нем оплотом московского церковного антиглобализма – храмом св. Николы на Берсеневке: сотни людей, лес плакатов, развевающиеся на ветру хоругви, растянувшееся вдоль всей Пречистенской набережной церковное шествие в направлении Кремля.

Крестный ход успел обогнуть ХХС несколько раз, после чего к храму начала подтягиваться московская милиция. Сначала ее сотрудники вежливо просили верующих освободить проезжую часть, тут же, впрочем, переходя на нецензурную лексику в разговоре между собой. Затем начались переговоры с организаторами акции (заявку в московское правительство подавал Союз "Святая Русь" (председатель – Алексей Добычин), к которому примкнул ряд российских и украинских церковно-общественных организаций, в том числе Союз православных братств Украины во главе с Валентином Лукияником). Постепенно верующие равномерно распределились по территории вокруг храма, и акция закончилась. Молитвенные стояния и крестные ходы участники сегодняшней акции намерены проводить у ХХС и у других московских храмов вплоть до окончания Собора. Если, конечно, им не помешают оберегающие покой почтенных владык московские правоохранители…

Александр Солдатов,
"Портал-Credo.Ru"


    В сюжете:

01 июля 2008, 19:00  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Нескучный Собор позади. Сумеет ли Московская патриархия выбраться из сложной истории, возникшей в результате поспешного течения ее Собора?
27 июня 2008, 15:50  
ИНТЕРВЬЮ: Эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований, кандидат философских наук МИХАИЛ ЖЕРЕБЯТЬЕВ об освещении на российских телеканалах Архиерейского Собора РПЦ МП
27 июня 2008, 14:48  
ДОКУМЕНТ: Послание Архиерейского Собора РПЦ МП клиру, честному иночеству и всем верным чадам РПЦ МП
27 июня 2008, 14:27  
Архиерейский Собор внес поправки в Устав РПЦ МП, связанные с присоединением РПЦЗ МП и образованием церковного суда
27 июня 2008, 13:01  
Абсолютным большинством голосов Архиерейский Собор РПЦ МП проголосовал за лишение сана епископа Анадырского и Чукотского Диомида
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования