Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
29 мая 2008, 19:05 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Знай «Наших»! Стремление кремлевского молодёжного движения преподавать ОПК показывает: РПЦ МП не стала для России институтом, который формирует православную идентичность


На днях ведущий ночных новостей на российском канале REN-TV едва удержался от смеха в прямом эфире, когда представлял большой сюжет об инициативе прокремлевского молодежного движения "Наши", которое взяло на себя преподавание "православной культуры" (ОПК) в российских школах. Действительно, рационально осмыслить происходящее довольно трудно.

Напомним, "Наши" официально заявили, что активисты из их так называемого "православного корпуса" (ПК), который был сформирован год назад внутри движения, уже с будущего учебного года, то есть с сентября, приступят к преподаванию в российских школах "Основ православной культуры". Епархии РПЦ МП вместе с региональными образовательными структурами тянут с внедрением ОПК годами, вот активная и политически правильная молодёжь обещает провести подготовку к этому внедрению всего за одно лето. Прямо так и просится лозунг "пятилетку в три месяца!". "Достойно есть"!

Отбросив все многотомные и многотрудные разработки РПЦ МП, "Наши" решили вести преподавание по своему оригинальному учебнику, написанному лидером "корпуса" ПК Борисом Якеменко – старшим братом ушедшего в высшую власть "на молодёжную политику" основателя "Наших" Василия Якеменко. Из печати только что вышла первая часть этого учебника с приложениями в виде "рабочей тетради" и аудиодиском церковных песнопений. С содержанием учебника мало кто знаком, но его автор Борис Якеменко успел эффектно продемонстрировать свои "религоиведческие" познания. Он, в частности, поведал изумленной публике, что католики крестят взрослых, т.е. людей в сознательном возрасте, в отличие от православной Церкви, которая практикует крещение младенцев.

Зная о том, сколько копий сегодня ломается вокруг ОПК, и как неоднозначно реагирует общества, особенно его верующая часть, на трансформирующиеся день ото дня под влиянием "окружающей среды" ОПКизационные инициативы РПЦ МП, можно предположить, что, действуя "нахрапом", "Наши" фактически приступают к оттеснению партнёрской религиозной организации государства от школы.

При этом интересно, что православно-образовательные инициативы стремится реализовать структура, которая создавалась с целью "застраховать" Россию от призраков "цветных революций" (соответственно, годами нарабатывала себе такой имидж) и, пожалуй, даже в ещё большей степени для критики идеологии "пораженчества", "поколения пораженцев". "Наши" провозгласили курс на воспитание в молодых людях, которые ориентируются на карьерный рост не где-нибудь "за бугром", а у себя в России, агрессивного, мускулинного патриотизма и великодержавности. Если экстраполировать общую логику борьбы "Наших" с их реальными и виртуальными противниками на конкретную ситуацию с освоением ими "ниши" ОПК, то выходит, что движение засомневалось в инструментальной пригодности РПЦ МП. А ведь именно РПЦ МП в патриотической "табели о рангах" сегодняшней России занимает почётное первое место, сравнимое с тем, какое в американских условиях принадлежит влиятельной консервативной патриотической ассоциации "Дочери американской революции".

По крайней мере, от той мысли, что активизация "Наших" на православном направлении будет происходить по отработанному ею ранее сценарию, отделаться трудно. Борис Якеменко осенью прошлого года, представляя "православный" проект "Наших", прямо заявил: "Мы будем преподавать и способствовать внедрению преподавания "Основ православной культуры". Мы будем заниматься пропагандой основных положений православия в ярких формах и форматах – это уличные акции, пикеты, шествия".

И, тем не менее, лидеры организации пока не торопятся с разъяснениями того, какую инструментальную роль в деле патриотического воспитания школьников они отводят непосредственно РПЦ МП. Всему, надо полагать, своё время… Восприятие православия и Церкви "Нашими", пожалуй, самая интересная тема в этой истории.

Православие в идеологии движения воспринимается как неотъемлемая часть образа России и ментальности россиян (похоже, что независимо от их этнической и вероисповедной принадлежности). Как следствие, православие видится "Нашим" одним из элементов конструируемой движением патриотической доктрины. Представление о характере понимания этой проблемы дают материалы, размещённые на сайте "Nashi.ru" в разделе "Православие", куда, похоже, никто из исследователей, пока не заглядывал. В интервью "Искусство паузы – одна из важнейших составляющих культуры" руководитель ПК в следующих словах определяет основной смысл существования этого направления в работе организации. "Главная цель, – указывает он, - заговорить с молодежью о православии на ее языке, а не на языке книг, статей и проповедей. Кроме того, есть еще несколько задач. Мы должны защищать Церковь, культуру и Отечество. Мы должны предъявлять обществу и пропагандировать то лучшее, что накопила Русская Церковь за тысячелетия своего существования – от святых до духовного пения. Мы должны сделать все, чтобы, говоря словами отца Андрея (Кураева), "православные почувствовали вкус к карьере". Мы должны приложить максимальные усилия, чтобы предмет "Основы Православной культуры" перестал быть пугалом и предметом академических спекуляций и стал обычным, всешкольным явлением". При этом посыл создания православного направления внутри организации определяется Б. Якеменко, исходя из само собой подразумевающегося факта православности "Наших". Руководитель "православного корпуса" подчёркивает, что инициатива по его созданию исходит "снизу", но никак не "сверху" (конечно, в это легко поверить, зная историю и методику создания самого движения). Но при этом, говоря о тех своих сторонниках, которые "желают стать православными", он демонстрирует не слишком хорошую информированность о, мягко говоря, настороженном отношении в РПЦ МП к религиозному неофитству и использованию "молодежного языка" в Церкви.

Несмотря на явно выраженное желание быть православными и культивировать моду на "веру предков", никаких реальных связей с Церковью и, что немаловажно, с её епископатом, в деятельности "православного корпуса" не прослеживается, как, впрочем, и, наоборот - у Церкви с "Нашими". В цитировавшемся выше интервью Б. Якеменко, правда, упоминает "сотрудничество" ПК "Наших" с первым заместителем руководителя ОВЦС МП протоиереем Всеволодом Чаплиными и диаконом Андреем Кураевым; причём написание обеих фамилий священнослужителей, не являющихся монахами, в тексте приводится в скобках.

Да, предстоятель РПЦ МП не обошёл вниманием появление ПК. Как же не заметить, если президент страны регулярно встречается с лидерами и активистами "Наших"!? Патриарх "приветствовал" инициативу руководства движения и "положительно" оценил "деятельное участие молодых людей, как активной и творческой части общества, в духовных и общественных процессах, происходящих в стране". Правда, одновременно Патриарх счел нужным подчеркнуть, что ПК - это светская структура, деятельность которой, как надеется Алексий II, "будет сопряжена с верностью духу православной традиции, христианскими нравственными нормами, социальным учением Русской Церкви, включая нейтралитет общецерковного организма по отношению к политической борьбе".

Кажется, лишь однажды, во время очередных Рождественских чтений, прозвучал призыв кого-то из выступавших к церковным структурам учиться работе с молодёжью у "Наших", но о союзнических отношениях, о налаживании контактов никто из иерархов РПЦ МП публично не заявлял. Более того, недавняя уличная акция "Наших", сопровождавшаяся раздачей всем без разбора нательных крестиков (а это все-таки святыня), была подвергнута жесточайшей критике обладающим влиянием на епископат РПЦ МП представителем воцерковленной части российского медиа-сообщества Александром Щипковым.

Говоря о присутствии "Наших" и РПЦ МП на одной "патриотической поляне", нельзя не заметить, что обе стороны очень долго присматриваются друг ко другу. Слишком различны и несводимы к общему знаменателю их позиции. Не встретившее никаких препятствий со стороны иерархии стремление молодёжного движения подключиться к ОПКизационной кампании на своих условиях (!) указывает, прежде всего, на то, что РПЦ МП так и не стала для России тем единственным институтом, который формирует православную идентичность. Более того, эксклюзивность этих прав за РПЦ МП некому и закрепить, и обеспечить...

Даже активное участие "нашистов" в разного рода "антисектантских" акциях в российских регионах улучшению взаимопонимания движения и ПК с иерархами РПЦ МП вряд ли поможет.

Вот Булат Окуджава - совсем не в чести и не в моде у "Наших". Для организации этот бард не просто откровенный "пораженец", но самый что ни на есть идеолог "пораженчества" - "шестидесятник". И всё же, ради усиления романтики, "нашистам" стоило бы переписать окуджавовское: "Я всё равно паду на той, на той единственной гражданской", заменив "гражданскую" на "антисектантскую" и сделав его своим гимном. А дальше оставить как в оригинале: "И комиссары в пыльных шлемах…". А то без песен совсем скучновато получается...

Михаил Жеребятьев,

для "Портала-Credo.Ru"


    В сюжете:

17 марта 2017, 16:48  
Ректор Белгородского госуниверситета предложил преподавать в общеобразовательных школах церковнославянский язык
17 марта 2017, 13:09  
В вузах Свердловской области ввели курс по "основам духовной безопасности", разработанный РПЦ МП
16 марта 2017, 12:03  
Глава одного из комитетов Госдумы Гаврилов - за госзаказ на "социальную работу" РПЦ МП и усиление курсов по изучению православия в школах
22 февраля 2017, 15:19  
В Московской патриархии озабочены отсутствием в РФ научных степеней по богословию
21 февраля 2017, 12:37  
В Духовном управлении мусульман РФ предложили ввести религиозные курсы в пятых классах школ
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования