Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
09 января 2008, 19:00 Распечатать

РЕПОРТАЖ: Рождественская вечеря композитора-архиерея. Российская премьера «Рождественской оратории» епископа Илариона (Алфеева) прошла в Москве с большим успехом - больше религиозным, чем академическим


Первое исполнение в России "Рождественской оратории" для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра, автором которой является епископ Венский и Австрийский РПЦ МП Иларион (Алфеев), состоялось вечером в первый день Рождества, 7 января 2008 года, в Большом зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Удачный, символический выбор времени премьеры предопределил почти полный аншлаг. Впрочем, узнаваемых в музыкальной среде лиц было не так много, зато хорошо чувствовался "церковный контингент" - епископы, священники, матушки, благочестивые миряне...

Премьера прошла под управлением Алексея Пузакова – художественного руководителя хора Государственной Третьяковской галереи и храма св. Николая в Толмачах, участвовавшего в составе сводного хора в концерте. В премьере также участвовали Московская хоровая капелла мальчиков (художественный руководитель – Леонид Баклушин), Хор музыкального колледжа при Московской государственной консерватории (художественный руководитель – Леонид Павлов) и Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского (художественный руководитель и главный дирижер – Владимир Федосеев). Солировали солист Большого театра России Евгений Нестеренко (бас), который на следующий день отметил свой 70-летний юбилей, солистка Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Хибла Герзмава (сопрано) и солист Венской оперы, протодиакон венского православного Свято-Николаевского собора Виктор Шиловский (он монотонным баритоном читал отрывки из Евангелия). Незадолго до московской премьеры "Рождественская оратория" епископа Илариона с успехом прозвучала в Гарвардском и Джорджтаунском университетах США, где чтение евангельских текстов шло на английском языке.

Приветствие автору "Рождественской оратории" прислал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, его зачитал епископ Дмитровский Александр (Агриков). Большой зал Московской консерватории был полон. Кроме уже упомянутого епископа Александра, в зале сидел заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата отец Всеволод Чаплин, секретарь Отдела протоиерей Николай Балашов, настоятель храма Николы в Толмачах о. Николай Соколов, некий коптский иерарх, католические священнослужители. Пришел послушать сочинение своего ученика профессор Гнесинского института композитор Владимир Довгань, тоже сочиняющий произведения, связанные с православной музыкальной традицией. Нельзя не отметить, что изначально доброжелательно и по-праздничному настроенный зал очень тепло и длительными аплодисментами откликнулся на "Рождественскую ораторию" епископа Иллариона и долго не отпускал со сцены автора и исполнителей.

При прослушивании оратории невольно напрашивалось сравнение со "Страстями по Матфею" того же автора, исполненными в этом же зале 27 марта прошлого года, и это сравнение – в пользу нового сочинения композитора. "Рождественская оратория" производит гораздо более цельное и профессиональное впечатление, нежели "Страсти", воспринимавшиеся как очень эклектичные. Оратория, длящаяся без антракта около часа с четвертью, держит внимание слушателя, что само по себе можно отнести к достоинствам произведения. В этом сочинении более профессионально, чем в "Страстях", прописана оркестровая фуга, которая является одной из кульминаций оратории. Красива сопрановая ария с текстом из книги пророка Иеремии "Глас в Раме слышен…", хорошо исполнения Хиблой Герзмава (это было единственное женское соло). Проникновенно звучат эпизоды с участием солирующего хора мальчиков. Части, в которых сознательно используется стилистика ораторий И.С. Баха, в "Рождественской оратории" гораздо лучше сочетаются с теми частями, которые написаны в стиле православного обихода и современного протестантского хорала. По-прежнему великолепен Евгений Нестеренко, исполнивший в оратории два речитатива и арию "Ныне отпущаеши…" на хорошо известный и используемый в церковных службах текст из Евангелия от Луки (2: 29-31), хотя сама ария менее интересна, чем сопрановая. Чувствуется желание автора не подпасть под влияние очень популярной гречаниновской версии "Ныне отпущаеши…" в исполнении Шаляпина. Правда, уйти от гречаниновского влияния все же не удалось, и "Ныне отпущаеши" получилось несколько монотонным, хотя можно предположить, что Нестеренко эмоционально и музыкально вытянул из нее всё максимально возможное. Эта ария, так же как заключительный хор, были исполнены на бис.

Главным же недостатком прослушанного сочинения является бросающаяся в глаза примитивность оркестрового письма. Унисонное, ритмически однообразное звучание оркестра, и, в первую очередь, струнных, оставляет впечатление компьютерной оркестровки мелодии, придуманной автором. Для исполнения произведения такого уровня инструментовки совершенно излишне привлекать столь высокопрофессиональный коллектив, как БСО им. Чайковского – вполне хватило бы мастерства студенческого симфонического оркестра и даже не московского консерваторского, а училищного.

В музыке "Рождественской оратории" владыки Илариона заметно, что автор неплохо знаком с саундтреками современных кинофильмов на сказочные или мистические сюжеты. Но это не модная ныне полистилистика, а скорее эклектизм начинающего композитора.

Несколько удивил характер, если можно так сказать, предначинательной интерлюдии и хора ("Приидите, поклонимся") оратории. Рождество Христово воспринимается как великая радость, а симфоническая интерлюдия и первый хоровой номер оратории прозвучали хотя и торжественно, но скорее скорбно, а никак не радостно. Оркестровка, обилие в ней низко звучащих струнных навевает ассоциацию скорее с реквиемом, например - Форе, нежели с ликованием, соответствующим значению события.

Фуга из "Рождественской оратории" лучше, чем в алфеевских "Страстях по Матфею", но все равно она не поднимается выше уровня студенческой работы. Хотя тянет на твердую "четверку". Ведь в фуге важно не только разработать и развить саму тему, но и предложить такую, которая дала бы возможность ее достаточно длительного развития и обработки. Вспомним И.С. Баха, который для демонстрации полных возможностей полифонии специально сочинил "Искусство фуги" на свою тему, не удовлетворившись предложенной ему за три года до того прусским королем Фридрихом II, неплохо игравшим на флейте. В утешение автору можно констатировать, что мало кто из современных композиторов и авторов ХХ века мог предложить, а тем более развить достойную для хорошей фуги тему. Много ли мы слышали достойных примеров? В России это только Шостакович и Щедрин.

Нельзя не сказать похвального слова в адрес Алексея Пузакова, дирижировавшего "Рождественской ораторией" епископа Илариона. Можно предположить, что именно его заслуга в том, что в общей оценке впечатления от этой музыки скорее превалирует положительное начало. Он хорошо управлялся с более чем стоголосным сводным хором и большим составом симфонического оркестра, что хоровым дирижерам далеко не всегда удается. А. Пузаков был искренне увлечен исполнением "Рождественской оратории" и проделал большую предварительную репетиционную работу, что не могло не сказаться положительно на исполнении. Пузаков сумел собрать в единое целое это произведение, несмотря на то, что в партитуре заложены элементы разностильности. Можно только приветствовать деятельность дирижера, который не только успешно исполняет обязанности регента действующего храма, но и постоянно пропагандирует современные сочинения, связанные с христианской и, в первую очередь, с православной музыкальной традицией. Безусловно, что наряду с музыкальной, деятельность Алексея Пузакова носит поистине миссионерский характер, за что ему особая благодарность.

Владимир Ойвин,
"Портал–Credo.Ru"


    В сюжете:

13 января 2012, 16:50  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Как праздновать вместе с Церковью. Слово в навечерие Рождества Христова (24.12.2011/06.01.2012)
12 января 2012, 17:45  
ЗОНА РИСКА: (авторская рубрика епископа Григория): Где у нас скелет. Слово на Рождество Христово (25.12.2011/07.01.2012)
12 января 2012, 15:16  
Митрополит РПЦ МП Иларион (Алфеев) открыл II Рождественский фестиваль в Московском международном доме музыки
12 января 2012, 14:43  
ВИДЕО: "Епископ, который всегда проводит теплые встречи с детьми...". Епископ Сыктывкарский РПЦ МП Питирим в белой рясе рассказывает подлинную Сказку о Снежной королеве
12 января 2012, 13:17  
ФОТОГАЛЕРЕЯ: Греко-старостильное Рождество в Южной Осетии. Фактически государственной Церковью этой признанной Россией страны является "Синод противостоящих" ИПЦ Греции
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования