Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
28 декабря 2007, 18:00 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: О Католической Церкви - нелепо и предвзято. Рецензия на учебник по религиоведению для 10-11 классов (темы "Католицизм" и "Католицизм в истории России")


Не могу молчать

Осторожно - учебник!

Казалось, советские времена, когда школь ные учебники представляли нашу историю в, мягко говоря, искаженном свете, а откровенно выражаясь, в лживых красках, ушли в прошлое...

Учебник А.Е. Кулакова "Религии в России" для 10-11 классов, выпущенный издательством "АСТ-ПРЕСС", заставляет в этом усомниться. Впрочем, в отличие от прежних времен, сегодня в сфере образования существует свобода выбора, поэтому остается надеяться на то, что люди, ответственные за воспитание наших детей, смогут разобраться, какие учебные пособия предоставляют достоверную и объективную информацию, а какие - фальшивку, сдобренную фразеологией, позаимствованной из эпохи советского "застоя".

Во время подготовки этого учебника весной 2007 года издательство "АСТ-ПРЕСС" обратилось с официальной просьбой о рецензии на разделы "Католицизм" и "Католицизм в истории России" к митрополиту Тадеушу Кондрусевичу, который поручил написать отзыв членам Редакционно-издательского совета "Католической энциклопедии". В подготовленной рецензии, направленной в издательство, тексты вышеупомянутых разделов учебника в целом характеризовались как некомпетентные и тенденциозные (в том числе создающие негативный образ католичества), что подтверждалось многочисленными конкретными примерами, а также была предложена помощь в переработке материалов. Издательство "АСТ-ПРЕСС" выразило благодарность за присланные замечания и пообещало их учесть. Прошло несколько месяцев...

Выход этого учебника в свет и его презентация на недавней выставке "NON-FICTION" чем-то напомнили сказку о новом платье короля. Мало того, что тексты о католичестве не подверглись переработке, были бережно сохранены почти все из 40 указанных ошибок (за редким исключением), в том числе подпись "Папа Римский Бенедикт XVI" (стр. 108) под фотографией Папы Иоанна Павла II и утверждение о том, что М.С. Горбачев встретился с Папой Иоанном Павлом II на Мальте (стр. 226), тогда как они встретились в Ватикане...

Интересно, с каким чувством авторы и издатели этого учебника будут предлагать его тем, кто учит их же детей?..

И наконец, последнее: издатели не постыдились выразить благодарность за помощь в подготовке этой "книги" архиепископу Тадеушу Кондрусевичу, бросив таким образом тень на его доброе имя. Вероятно, это было сделано в целях повышения авторитетности издания.

Учитывая все вышесказанное, трудно объяснить слова, вынесенные издателями книги на ее обложку: "Несомненным достоинством учебника является гуманистический подход к проблеме. Учебник ориентирован на воспитание терпимости, уважения к различным убеждениям и мнениям людей". Видимо, автор этого отзыва просто не познакомился с текстом учебника.

Игорь Баранов,
член Редакционно-издательского совета
"Католической энциклопедии"

Рецензия

Исполнительному директору издательства "АСТ-ПРЕСС" Елене Николаевне Куликовой

К сожалению, подготовленный по указанным темам материал (как тексты, так и иллюстрации) изобилует фактическими ошибками (практически в каждом абзаце, см. Приложение), некорректными утверждениями и вопросами, которые дают искаженное представление о католичестве и его роли в истории нашей страны. Вот лишь наиболее яркие примеры: "... католик обязан следовать не только законам собственной страны, но и тем установлениям, которые исходят из Ватикана" (стр. 220); 

"Некоторые деятели православной церкви, как и некоторые россияне (а разве деятели православной церкви - не россияне?), встревожены распространением идей католицизма и осуждают активную деятельность католиков по открытию новых приходов" (стр. 227); "Какие новые проблемы встали перед нашим обществом в связи с тем, что католики получили свободу распространять и утверждать свою веру?" (стр. 227; не лучше ли сформулировать вопрос так: "Какой вклад могут внести католики в благосостояние России, ее науку и культуру?"). Подобные высказывания в современных условиях могут вызвать религиозную и межнациональную нетерпимость и вражду. Характеризуя принятие другого вероисповедания как "измену православной вере" (стр. 225), автор текста ставит под сомнение Закон о свободе совести, принятый в России (а не продиктованный из Ватикана).

Иллюстративный ряд (несмотря на присутствие некоторых удачных фотографий) также характеризуется некомпетентностью: фотография Иоанна Павла II с подписью "Бенедикт XVI" (стр. 108); подпись "Причащение" под фотографией, иллюстрирующей совершенно иной момент мессы (стр. 110); безграмотно составленная схема католического храма (стр. 111); подпись "Крестный ход на Успение Богородицы" (стр. 112) - во-первых, "Процессия", а во-вторых, не на "Успение" (в этот праздник она не совершается); "Вынос младенца..." и "Католики на крестном ходу..." (стр. 227) - некорректно; безымянное фото на стр. 220 вряд ли должно открывать тему католичества в России, еще большее недоумение в этом разделе вызывают "Атака тевтонских рыцарей [непонятно кого]" и "Взятие крестоносцами Константинополя"; кафедральный собор со стоящим рядом автомобилем (стр. 223) плохо соотносится с XVIII веком, о котором идет речь на той же странице; почему-то появившаяся в рассказе о католичестве фотография "Лютеранская церковь св. Петра и Павла" на стр. 224 (она действительно существует в Москве, а здание католического храма Свв. Петра и Павла, бывшего кафедрального собора, находится в Милютинском переулке и до сих пор не возвращено католикам); орфографические ошибки в подписях: "Каталическое" (стр. 225) и "Страсного" (стр. 112).

Создается впечатление, что подготовленный материал не принимает во внимание многочисленные научные издания на эту тему, вышедшие за последние 15 лет.

Высокой степенью достоверности, на наш взгляд, отличаются тексты о католичестве, помещенные в книгах "Москва многонациональная" (официальное издание Правительства Москвы, ред. Н.И. Орджоникидзе; Москва, 2004 г.) и "Религии мира" (учебник для 10-11 классов, ред. академики А.О. Чубарьян и Г.М. Бонгард-Левин; издательство "ОЛМА Медиа Групп", Москва, 2006 г.). Всестороннее и объективное освещение тема католичества получает в издаваемой в России "Католической энциклопедии" ("Издательство Францисканцев", Москва, т. 1, от "А" ДО "3" - 2002 г., т. 2, от "И" до "Л" - 2005 г.; выход 3-го тома, от "М" до "П", намечен на лето 2007 г.), которую заказывают в том числе для всех православных духовных семинарий и академий России и которую Президент РФ В.В. Путин вручил в качестве подарка Папе Бенедикту XVI во время их недавней встречи в Риме.

Таким образом, текст учебника и сопровождающие его иллюстрации нуждаются в основательной переработке, ведь речь идет о таком ответственном деле, как воспитание и образование детей. Готовы оказать научному коллективу Вашего издательства помощь в подготовке новых текстов о католичестве и предоставить необходимые материалы (в том числе иллюстративные).

Приложение

В этом Приложении перечисляются лишь некоторые из ошибок, замеченных в текстах.

Тема 10: Католицизм

1. Стр. 105:"... католическая ветвь христианства имеет более миллиарда сторонников" - не "сторонников", а "верующих"; перечисление стран лишено какого-либо принципа: например, Австрия (76,3% католиков), Бразилия (86% католиков), Хорватия (86%), Словения (81%) - тоже традиционно католические страны. В США католики составляют самую многочисленную христианскую конфессию (хотя их 22,5%), на Филиппинах - 81% католиков.

2. Почему история католичества начинается с "Разделения церквей"?

3. Патриарх Константинопольский не "получил" титул "вселенского", а сам присвоил его себе - это был Патриарх Иоанн IV Постник. Это вызвало протест Папы Григория I.

4. Стр. 105: "(лат. pappas - отец)" - бессмыслица. По лат. отец - pater.

5. Никаких возражений от Византии по поводу Толедского собора не последовало. Епископ Леандр Севильский, один из организаторов Толедского собора 589 года, жил после этого в Константинополе и пребывал в полном общении с Греческой Церковью.

Если уж говорить о "решительных шагах к расколу", то лучше упомянуть Акакиеву схизму (484-519), а также монофелитский и иконоборческий кризисы, приведшие к разрыву отношений между Константинополем и Римом в VII и VIII столетиях.

Славянская Моравия приняла христианство, не отказываясь от Рима. Архиепископ Мефодий действовал в Моравии как легат Папы Иоанна VIII.

6. К моменту церковного раскола 1054 Папа Лев IX уже умер.

7. "Взаимное проклятие между церквами" (стр. 106) - неудачно. Лучше "взаимные анафемы".

8. В некоторых православных храмах (напр., в США) тоже есть скамейки.

9. Индульгенция - отпущение временной кары за грехи. Указать, что отпусты (православный аналог индульгенций) существовали и в Константинопольской Церкви.

Не надо говорить, что индульгенции "выдаются", они приобретаются посредством молитв и других актов покаяния.

10. Непонятна фраза: "Католическая Церковь разработала свое учение о рае и аде, которое отличается от православного толкования" (стр. 107). Надо указать конкретные различия или снять фразу.

11. Стр. 108: абсолютно ошибочное утверждение "Таким образом, католики уравняли ее [Богоматерь] с Иисусом" фактически провозглашает всех католиков еретиками.

Догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии не утверждает, что Дева Мария была зачата непорочно, а лишь утверждает, что душа Девы Марии с первого момента ее сотворения была избавлена от первородного греха и удостоилась благодати ввиду последующей искупительной жертвы Иисуса Христа.

Неправда, что католики уравняли Деву Марию с Иисусом Христом. По католическому вероучению Иисус Христос - Богочеловек, а Мария - творение Божие.

12. Папа не решает единолично вопрос о беатификации, но причисляет кандидата к лику блаженных, руководствуясь выводами комиссии по беатификации.

13. Неграмотный вопрос: "Является ли папа Римский непогрешимый'" (стр. 108). Помимо грамматической ошибки в вопросе содержится и содержательная ошибка, так как о безошибочности (лучше, чем "непогрешимости") Папы говорится лишь в случае его высказываний "с кафедры" по поводу вопросов веры и нравственности.

14. Орден бенедиктинцев был основан не в IV, а в VI веке.

15. Франциск Ассизский не был монахом-отшельником.

16. Крещение в Католической Церкви совершается или через погружение, или через обливание (см. канон 854 ныне действующего Кодекса Канонического права 1983 года).

17. "Человек накануне крещения" (стр. 109); надо: "взрослый перед крещением".

18. "Почти ежедневно" (стр. 110) - неудачно! Надо: "даже ежедневно".

19. В Католической Церкви есть Евхаристический пост -1 час без еды.

20. Носить обручальное кольцо на левой руке - вообще, западная традиция.

21. Вопрос о четном или нечетном числе цветов, даримых на свадьбу, не имеет никакого отношения к католичеству.

22. Святые Дары - это не "приготовленные" (стр. 110), а пресуществленные хлеб и вино.

23. "Реквием (букв. - вечный покой)" (стр. 110) - неправильно. Реквием (requiem) - винительный падеж от слова requies - покой.

24. "Алтарь находится в центре пространства и не отделен иконостасом, поэтому католические священники служат, обратясь лицом к прихожанам" (стр. 111). Здесь надо сказать, что до литургической реформы 1969 года алтарь вплотную примыкал к стене храма и священник служил спиной к верующим.

25. "В католическом богослужении обычно звучит орган, реже поет хор" (стр. 111). Лучше "пение хора часто сопровождается органом".

26. "В немецкоязычных странах к католическим священникам обращаются Патер" (стр. 112). А в англоязычных или в других? Зачем это вообще нужно?

27. "Католические культы Сердца Христа и Девы Марии имеют явно мистический оттенок" (стр. 113) - фраза неудачна. Все в христианстве (и вообще в любой религии) мистично, так как сакраментально (mysterium - тайна).

Общее замечание к главе. Ничего не сказано о провозглашении догмата о безошибочности Папы на I Ватиканском соборе. И не дано евангельское обоснование примата Петра (Мф 16,18 и др. новозаветные тексты). Ничего не сказано о Мальтийском ордене, в том числе о том, что император Павел I был его великим магистром.

Тема 21. Католицизм в истории России.

1. "Позже с латинством спорил... Феодосий Печерский" (стр. 220). Некоторые ученые оспаривают подлинность послания Феодосия против латинян.

2. "Попытке русского митрополита Исидора самовольно заключить... союз с католиками" (с. 221). Митрополит Исидор действовал не самовольно, а как полноправный участник Ферраро-Флорентийского собора, в котором участвовали византийский император и Константинопольский патриарх.

3. "Эта церковь, именуемая обычно Греко-католической, просуществовала до XX века" (стр. 222) - некорректно так писать о ныне существующей церкви (ребенок может подумать, что она уже не существует). Лучше: существует и поныне, хотя и предпринимались попытки уничтожить ее.

4. Очень сомнительные сведения о том, что Лжедмитрий I разрешил служить "по католическому образцу" в Успенском соборе Кремля (стр. 222).

5. "Западный" стиль жизни утвердил не Лжедмитрий I, а Петр I, и никто его за это не порицал. Так что попытку "утвердить на Руси западный стиль жизни" (стр. 222) некорректно ставить в упрек Лжедмитрию I.

6. "Ватикан сочувствовал единоверцам-полякам" (стр. 224). Не все так просто. Папа Григорий XVI осудил польское восстание 1830-1831 гг.

7. "В ответ папа Пий XI объявил молитвенный крестовый поход" (стр. 226). Из текста получается, что "молитвенный крестовый поход" был объявлен, когда в СССР оставались только два действующих католических храма. Однако к февралю 1930 - моменту объявления "крестового похода молитв" - в СССР действовали десятки католических храмов, которые были закрыты в конце 1930-х.

8. Стр. 226: "собор Богоматери Людской" (вместо "Богоматери Лурдской"!).

9. "До начала 1990-х римско-католические приходы на территории России не открывали" (стр. 226). Фактическая неточность. В 1980-е были открыты католические приходы в Прохладном, Новосибирске, Марксе и др. городах РФ.

10. "Отношения советских руководителей с римскими папами были неприязненными" (стр. 226). Не совсем так. Достаточно упомянуть об отзывах Хрущева о Папе Иоанне XXIII, визитах Громыко к Папе Павлу VI.

11. Горбачев встретился с Папой Иоанном Павлом II не на Мальте, а в Ватикане.

Епископ Иосиф Верт, назначенный в 1991 апостольским администратором Азиатской части СССР, не является архиепископом.

12. "Кафолическая православная церковь" (стр. 227) - секта, возглавляемая Михаилом Анашкиным. Упоминание о ней в статье о католичестве может носить лишь скандальный характер, так как никаких отношений с Католической Церковью у нее нет.

13. Не сказано также, что ныне структурами Католической Церкви в РФ являются не администратуры, а 4 епархии (с февраля 2002 г.).

Редакционный совет "Католической Энциклопедии"

Москва, 23 апреля 2007 г.

Опубликовано в №№ 45-46 газеты "СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ" (последний номер),  25 декабря 2007 г.


    В сюжете:

20 марта 2008, 11:32  
Архиепископ Паоло Пецци: в ближайшее время у католической архиепархии в Москве появятся новые официальные издания
04 марта 2008, 12:36  
Католическая газета на русском языке появится в Латвии
04 марта 2008, 12:22  
МНЕНИЕ: Бывший главный редактор газеты "Свет Евангелия" ВИКТОР ХРУЛЬ: "Делать из газеты посмертно отлакированный высокий образец для подражания я бы не стал. Католический еженедельник можно и нужно делать лучше, если это позволяют условия"
29 февраля 2008, 16:36  
ДОКУМЕНТ: Открытое письмо главного редактора сайта procatholic.ru Виктора Хруля в редакцию интернет-издания "Религия и СМИ"
31 января 2008, 12:00  
БИБЛИОТЕКА: Избранные материалы газеты "Свет Евангелия". Петр Сахаров. Почему я стал католиком? [католичество]
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-22 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования