Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
25 декабря 2007, 16:08 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Он помог мне выстоять. В поддержку о. Павла Адельгейма


Наверно, я не знал бы о протоиерее Павле Адельгейме ничего более, кроме того, что он автор попавшей мне в руки книги "Догмат о Церкви". Но ближе познакомился я с этим чудесным человеком, когда попал в беду – оказался в середине этого года, с благословения митрополита Александра, полностью оклеветанным и отстраненным от сана и Церкви. Протоиерей Павел был одним из тех немногих и редких священников, которые могут считаться даром судьбы – он поддержалсоветом и на международной конференции канонически аргументировал незаконность происшедшего со мной. Несправедливость и произвол православного церковного руководства Латвии приобрело совсем другой смысл, причем юридически обоснованно. Почти год общения с этим человеком помогал мне выстоять, не сорваться в отчаяния, а главное, укреплял в надежде на то, что мое время и силы положенные на служение были не напрасны. Тогда я не мог себе представить, что, духовно поддерживая и укрепляя меня, этот священник и сам находится в очень трудной ситуации, что помогая мне, он еще более осложняет себе жизнь,рискуя оказаться в ситуации, подобной моей. Интересно, то отец . Интересно, что отец Павел не чужой и для Латвии. В свое время, когда Церковью управлял митрополит Леонид (с 1966. по1990. год), он обслуживал приходы на востоке Латвии.

Несколько дней назад я получил новость: "Православный протоиерей Павел Адельгейм вызван на Духовный суд". Из общения с отцом Павлом выяснилось, что это и в самом деле так. То же самое подтвердил по телефону председатель Духовного суда Псковской епархии. Начинаю протягивать параллели с собой: сама форма, в которую облечен вызов – телефонный звонок! Условия внутреннего церковного уложения в отношении судопроизводства, не предусматривают вызова таким способом. Здесь непременно должно быть письменное приглашение в суд. То, что такого документа не существовало, не является необычным, потому что сам председатель Духовного суда оказался не способен членораздельно сказать о Павлу, в связи с чем его вызывают и в каком статусе – обвиняемого или свидетеля.

Если бы председатель оказался просто юридически безграмотным, то это нисколько не должно удивлять, так как знаю на своем опыте, что епископам на такие должности умные и компетентные люди ни к чему. А что, если такая неканоничность и "необоснованность" вызова содержит в себе ловушку?

Дело о. Павла напоминает широко известный прецедент с Православным Церковным Духовным судом Латвии в процессе по иску к митрополиту Александру (Кудряшову), который - то ли происходил, то ли был инсценирован - 27 июня этого года. Правда, надо признать, что о. Павла вызвали в суд хотя бы по телефону, тогда как протоиерей Янис Калныньш (по-Кудряшовски просто "язычник Янис") даже не знал, что уже засужен. Как-то само собой возникает вопрос, а знакомы ли сами епископы Православной Церкви-митрополит Александр и архиепископ Евсевий, - с документами, регламентирующими Церковное судопроизводство? Ведь, они сами подписывали эти нормативы на Архиерейском соборе, подтверждая таким образом, свою решимость помнить о них и их исполнять.

Отец Павел Адельгейм давно уже, как колючка в глазах и у Московской патриархии, и у уже упомянутого Евсевия во Пскове. И началось все с того, что отец Павел родился не в то время (в 1938 году) и не в том месте – "ребенок из семьи врага народа". За свое аристократическое происхождение ему довелось расплачиваться всю жизнь. Один его дедушка - Никанор Пыляев, был полковником царский армии. Второй – тоже Павел Адельгеим, русский немец и владелец многих заводов и хозяйств в Украине, в советское время построил завод в Виннице и возглавлял его до 1938 года, когда его расстреляли. В 1942 в году ликвидировали отца будущего священника, а в 1946 году была арестована его мать.

В 3-летнем в возрасте маленького Павла поместили в детский дом, где он рос без родителей, а позже мать вместе с сыном были высланы в Казахстан. Нежелательные "элементы" жили в селении Ак-тау, где от голода и холода гибли тысячи ссыльных. Здесь, учась в 9 классе, он регулярно ходил в православный храм, где служил старец из Оптиной Себастиан.

Отец Павел говорит, что ему повезло знать настоящих священников, настоящих епископов, архипастырей, которые "положили жизни свои ради своего стада". С особым уважением и любовью вспоминает он архиепископа Ермогена (Голубева), который в 1959 году посвящал отца Павла во диаконы.

В обязанность каждого епископа вменялось "согласовывать" с органами советской власти кандидатуру каждого священника до его рукоположения и определения на приход. Это надзиратели из СНК решали – подходит она или не подходит. В таком виде „зерна" отделялись от "плевел". Это покажется невероятным, но архиепископ Ермоген осмеливался игнорировать установленный порядок, решая самостоятельно, кто достоин, а кто не достоин становиться священником и куда его после рукоположения посылать. Несколько позже таким образом архиепископ и назначил священника без ведома уполномоченного, а в 1958 году, когда церквам были запрещены даже косметические ремонты, его преосвященство отремонтировал в Ташкенте замечательный кафедральный собор. Он полностью игнорировал и столь распространенную в настоящее время симонию (торговлю святостью) и коррупцию. Такие „проступки" не могли оставаться незамеченными и ненаказанными, и Московская патриархия в конце концов наказала строгого в вере и верного архипастыря, сослав его в Жировичский монастырь, где выдающийся священнослужитель и находился 15 лет вплоть своей кончины.

Жизнь Павла Адельгейма очень похожа на судьбу многих подвижников веры его времени. Он окончил Московскую Духовную академию и был направлен священником в город Кагана Узбекской ССР. Как и его духовные воспитатели, о. Павел избрал тесный и тернистый путь. Уже в 1969 году он был арестован за то, что следуя своей священнической совести, осмелился ремонтировать храм, распространял "самиздатом" религиозную литературу и критиковал официальный курс Московской патриархии.

По доносу кандидата богословия, священнослужителя Л. Свистуна, в 1970 году отца Павла осудили по ч.1 ст. 190 УК, что означало "клевету на советский строй". Сам свидетель Свистун, не тратя времени даром в стиле год за два из священника стал епископом Макарием (посвященным 7 июня 1970 года), …а позже дорос до митрополита (2000). Отец Павел, в свою очередь, провел в неволе три самых тяжелых года своей жизни, пять раз пережил покушения на свою жизнь, чего Бог не допустил. В зоне он стал инвалидом – оказавшись под вагонеткой, потерял ногу, после чего сам сделал себе протез. Трудности делали священника только крепче. Об этих годах отец Павел вспоминает так: "Спасибо тюрьме и зоны, после этого меня уже ничто не страшит ".

Вернувшись из заключения, о. Павел обратился за поддержкой и помощью к архиепископу Ташкентскому и Средне-Азиатскому Варфоломею. Увидев священника с березовой ногой, владыка был так растроган, что сразу возвел отца Павла в сан протоиерея. Ясно, что церковное руководство за это его не поблагодарило, но архиепископ Варфоломей был и остался в истории Церкви советского периода храбрым и несгибаемым человеком.

1976 в году протоиерей Павел Адельгейм переехал в Псковскую область. Вначале служил в разных храмах, но наконец получил постоянный приход Апостола Матфея в селе под названием Писковичи. Здесь он открыл сиротский приют для детей, больных олигофренией, восстановил храм св. целителя Пантелеимона в Богданове. Позже отцу Павлу был доверен еще один приход, и его заботам препоручен храм свв. Жен Мироносиц. При нем его стараниями была открыта школа православных регентов, в которой училось 40 детей. С началом „перестройки" отец Павел играл важную роль и в событиях политической жизни Пскова.

Считалось, что больше всего в своей жизни протоиерей Павел Адельгейм натерпелся от красных советских епископов. Светлые идеи священника и начатую им работу по возрождению Православия в области ожидали новые испытания, когда с 1993 года на кафедру во Псков был назначен архиепископ Евсевий (Саввин).

При первой же встрече преосвященство заявило отцу Павлу, что они "не сработаются". Этого не пришлось долго ждать, потому что вскоре и начались неофициальные притеснения самоотвержанного священника, которого вплоть до сего дня разве, что не уволили. Причина тихого террора - истинная духовная жизнь. Любые инициативы отца Павла совершенно нелепо и необоснованно затушевывались. Архиепископ Евсевий охотно расправился бы с неугодным ему протоиереем немедленно, но его страшил огромный общероссийский авторитет Павла Адельгейма. Поэтому, чтобы справиться с нежелательным священником, стала использоваться обычная в таких случаях трафаретная схема.

Для "помощи" на приход назначается соответствующим образом обученный и получивший инструкции священник. Архиепископ Евсевий направил такого священника - Евгения Наидина, который полностью оправдал возложенные на него надежды. Три года длились бесконечные интриги – новый священник не стыдился обвинять отца Павла даже в уголовных преступлениях: в воровстве, в грабеже, аморальном поведении, - как говорят, по полной программе. Для борьбы с неугодным протоиереем использовался даже национальный фактор: то есть, если "Адельгеим", значит "еврей", и нужно срочно спасать Россию от сетей сионистов. Просьбы отца Павла к епархиальному руководству навести порядок, остались не услышанными, да никто и не собирался их слушать. Даже наоборот: архиепископ распорядился созвать общее приходское собрание, на которое явились пятеро его верных слуг с намерением выгнать отца Павла из Церкви. Однако, невзирая на громкие слова, убедительные речи с угрозами и давлением, прихожане продемонстрировали удивительное единство и находчивость, остались верными о. Павлу, тем самым оправдали своего духовника. Архиепископ в ярости разорвал протокол с решением Приходского собрания и швырнул его мусорную корзину. Но этого ему было мало и в следующее же воскресенье архиепископ Евсевий потребовал от протоиерея Павла выйти перед всем приходом и просить прощения у того, кто его и оклеветал. Это было кощунственной театральщиной. Но отец Павел подчинился, потому что Христос говорил: " кто унижает себя, тот возвысится" (Лк)

После долгого десятилетнего террора о. Павел опубликовал свое исследование "Догмат о Церкви", что произвело эффект разорвавшейся бомбы, Можно сказать, что архиепископ Евсевий сам спровоцировал этот взрыв. В книге описана и абсолютизированная власть епископа, и авторитарный стиль руководства, игнорирование канонов Вселенской Церкви и нарушение устава Русской Православной Церкви, недостойные и неканоническая преследования клира, из-за чего страдает вся Церковь. События, происходившие и происходящие в Псковской епархии РПЦ характеризуют ее общие проблемы в целом. Главный вопрос: куда ведет Церковь ее руководство?

Отец Павел критиковал и критикует Московскую патриархию и ее руководство обоснованно. Это отображено всей историей его жизни, его четко аргументированными и грамотными текстами. Он утверждает, что следование Вселенским канонами внутренним установлениям Церкви обязательны для всех – прежде всего для епископов. После выхода книги преследования отца Павла стали качественно иными и приобрели новый размах. Архиепископ назвал книгу дьявольской, а протоиерея Павла слугой сатаны.

В одном из своих заявлений архиепископу Евсевию о. Павел пишет: "Вам не дано понимать чужую боль. Вы жили по другую сторону баррикад: Ваши родители не были расстреляны, Вы не испытали голода, тюрьмы и лагеря и Вас не лишали гражданских прав, не уродовали. Как жили Вы в согласии с властью, так и теперь представляете власть во всей ее бесчеловечности. Вот, корень Вашего жестокосердия, которое неподобно для Церкви Христа".

То, как говорит отец Павел, это слова нормального христианина. Он и подобные ему священники, которых за такое наказывают и преследуют, свидетельствуют лишь о том, что стиль управления Советских времен в Церкви не завершился.

Не успела закончиться одна эпопея, как началась другая.

Каждый новый, посылаемый "в помощь" протоиерею Павлу Адельгейму священнослужитель, оказывался не менее "хорош", чем предыдущий. Священник Владимир Будилин продолжал начатую дело по дезорганизации. Он полностью игнорировал советы и распоряжения своего непосредственного настоятеля - о. Павла, устраивал скандальные сцены, старался разрушить единство и дисциплину в приходе, создавал проблемы, зачастую не являясь для богослужения. Мог исчезать и прямо со службы, производя впечатление человека неуравновешенного или душевно больного.

Был ли этот "анархист", появившийся на фоне образцово служащего о. Павла за свое самочинство и безобразия призван к ответственности? Конечно, нет!

Два месяца предшествующие вызову на Духовный суд, отец Павел служил … один. Богослужения каждое утро и вечер, часы подготовки к занятиям, индивидуальная работа с прихожанами, постоянная работа над всевозможными текстами и книгами по ночам (в том числе, в связи с моим делом) – все это будни отца Павела. Учитывая, что он - инвалид, легко представить, что представляет для него такая нагрузка. Тем более, что все попытки отца Павла нормализировать ситуацию в церкви всегда натыкались и натыкаются на сопротивление правящего архипастыря.

Цель архиепископа Евсевия яснее ясной – ему нужно изгнать отца Павла, унизив как собаку, исключить его из рядов активных священников, уничтожить. И о. Павлу, который всегда готов помочь и помогает другим, защиты искать негде. Все канонические дороги исхожены,Московская патриархия информирована, его письма, безукоризненные с теологической и юридической токи зрения доступны всем во всех видах. Но …ничего не происходит! Церковное руководство продолжает изображать новозаветного „глухонемого". Почему?

Стиль руководства советских времен и его приемы так крепко усвоены, что власти, охваченные переменой, делают явно невыгодные для управления вещи. Стоящим у руля власти старшим иерархам собственное благосостояние стало важнее заветов Христа и идеалов христианства. Неужто в Московская патриархии не понимают, что, заглушая голос правды, в результате они понесут только потери? Ищущие Бога люди никогда не будут удовлетворены принятием той формы православия, при которой оно следует политике государства – таким людям душно без Бога, без Правды, без животворящего Духа Святого.

Формальными и корыстными функциями тупого властвования можно вдохновить только функционеров, чующих конъюнктурнуювыгоду, мертвеющих в грехе за счет жаждущих святости людей. Фарисеи узурпировали веру людей, угнетая и обманывая их. Продолжение в том же духе Московская патриархия потеряет все. Об этом свидетельствует ситуация в Молдове, где большая часть православных находит прибежище в юрисдикции патриарха Румынии.

После кончины митрополита Антония (Блума) его паства, приведенная в Московский патриархат в Великобритании, переходит под омофор патриарха Константинополя. На четыре больших части раскололась Украинская Православная Церковь. Даже в России православные люди ищут убежища от РПЦ в других юрисдикциях, потому что продолжать жить по- старому, по-советски стало просто невыносимо. Уступки церковного руководства после кончины патриарха Тихона привели к глубоким изменениям и трудно прогнозируемой перспективе для Церкви. Епископами во многих случаях становятся неверующие в сердце, а часто и морально разложившиеся люди. Ясно, что агенты и ставленники "органов" в священнических рясах стремятся не допустить перемен, которые помогли бы Церкви возродиться. Таких трудно, да и нельзя называть духовенством.

В советскую эпоху их задачей было разрушать Церковь изнутри. Еще тогда привыкнув без возражений следовать принципам политики ведущей партии, они и в условиях сегодняшнего дня продолжают действовать в том же стиле.

Церковная деятельность стала для них средством достижения своих мирских целей, и никто уже не удивляется, видя епископов-миллионеров, церковных обладателей громадных имуществ и владельцев безумно дорогих автомобилей.

Как же контрастирует все это со сказанным Христом: "но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий" (Лк)

Чем закончится подвиг почти 70 летнего вещего протоиерея Павла Адельгейма, пока еще неизвестно. Конечно же, о. Павел не столь наивен, чтобы верить в скорые позитивные перемены в жизни Церкви. Однако, он продолжает поражать всех своей канонической эрудицией – хотя бы даже в связи с телефонным приглашением на суд. Отец Павел письменно информировал архиепископа Евсевия, что на Духовный суд он не явится. Потому что даже формальное основание для такого суда требует, чтобы суд хотя бы выглядел таковым, оформив предусмотренные законом документы, не демонстрируя неуважение к самому себе.

Не известно, конечно, как отреагирует на обоснование отцом Павлом его неявки на Духовный суд архиепископ Евсевий со своей командой. Но предсказать его реакцию совсем нетрудно. Судя по его богатому архиерейскому опыту, можно предполагать разные варианты, как он использует это в качестве предлога для дальнейших репрессий.

И, наконец, хочу добавить, что аристократичность отца Павла проистекает не только из его родословной.Его образование, опыт, уровень духовной культуры и необыкновенный талант делает священника аристократом духа, что замечательно подтверждается и его стихотворными сочинениями, пару фрагментов из которых присоединю в качестве цитат. Один из них особенно уместен в приближении праздника Рождества Христова. И его, в том числе в руководстве Латвийской Православной Церкви, определенно поймут все.

Слава в вышних Богу". (Лк. 2, 14)

Как обещано было Михеем пророком,
на краю Вифлеема, в вертепе убогом
тихой ночью раздался младенческий крик,
возвестив о смиренном рождении Бога.
Этой тайны свидетелей было немного:
юная Мать и, склонившийся к яслям старик;
пастухи, что смущённо толклись у порога,
да бездонное небо пронзиливысоко,
словно птицы, взлетевшие разом из гнёзд,
превратившись в алмазные россыпи звёзд,
хороводы огней над уснувшей дорогой,
по которой шагают верблюды с дарами
и спешат мудрецы за звездой Рождества
проповедовать о наступающей драме,
завершившейся вольным распятием жертвы,
осолённой нетленным огнём Божества.
Нам оставил в залог Своего торжества
погребальные ризы Воскресший из мертвых.
В эту звёздную ночь, напоённую тайной,
архирей не велит поклоняться Христу.
Божьих храмов замкнув на замок пустоту,
поклоняться епископу щедрою данью
в Кафедральный собор соберёмся устало
и епископа будем торжественно чтить,
и дары, и цветы, и хвалы приносить.
Словно в нём Рождество обретает начало,
словно он воплотился, чтоб нам послужить,
словно он умирал, чтобы мы могли жить,
словно он на кресте принял смертные муки,
мы целуем его беззаботные руки
и, внимая его лицемерные речи,
молим Бога спасти нас от следущей встречи.

Ις πολλα ετι Δεσποτα

Тебе, сопернику Христа,
воссевшему на место Бога,
неведома печаль креста
и покаяния тревога.
За всех, чьисудьбы растоптал,
отравой совесть напитал,
от церкви Божьей отлучил
и утешения лишил,
тебе венок, церковный князь,
сплетает слов живая вязь
взапечатлённое преданье.
Прими его, не омрачась.
И самомненье сокруша,
твоя бессмертная душа
пусть отзовётся покаяньем.

Протоиерей Янис Калныньш

"KULTURAS FORUMS" №50/2007, 21 декабря 2007 г.

Перевод "Портала-Credo.Ru"

В работе над текстом были использованы документы протоиерея Павла Адельгейма, его письма друзьям и единомышленникам, а также информация, находящаяся в открытом доступе в Интернете:

pskovcity.ru/ts_zav_mironos1. htm - 15k –

magazines.russ.ru/continent/2003/115/delo.html - 118k -

www.archipelag.ru/authors/ovcharova/?library=1911&version=forprint - 20k –

gazetakifa.ru/content/view/381/15/ - 37k –

www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=55418&cf= - 66k –

www.istina.religare.ru/article95. html - 29k -


    В сюжете:

05 августа 2015, 18:32  
ВИДЕО: Сегодня псковичи вспоминают трагически погибшего 2 года назад отца Павла Адельгейма. Телевизионный сюжет "Вести-Псков"
05 августа 2013, 23:40  
СПРАВКА: Священник Павел Адельгейм: страницы биографии
05 августа 2013, 21:17  
В Пскове убит священник Павел Адельгейм
29 мая 2012, 15:59  
ДОКУМЕНТ: «По правде суди ближнего твоего». Обращение клирика Псковской епархии РПЦ МП священника Павла Адельгейма к Патриарху Кириллу (Гундяеву)
03 мая 2012, 15:52  
МНЕНИЕ: «Объявляя прихожан псковского храма св. Жен-мироносиц должностными лицами, экспертная справка Московской патриархии не ссылается на закон или канон" - клирик Псковской епархии РПЦ МП, богослов, священник ПАВЕЛ АДЕЛЬГЕЙМ
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования