Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
24 декабря 2007, 14:00 Распечатать

ДОКУМЕНТ: Круглый стол "Портала-Credo.Ru", посвященный итогам религиозно-общественной жизни в 2007 году. Часть первая


Участники:

- главный редактор "Портала-Credo.Ru" Александр Солдатов;

- исламский культуролог Сергей Джаннат Маркус;

- старший научный сотрудник Института Европы РАН, к.ф.н. Роман Лункин;

- церковный историк, кандидат богословия игумен Иннокентий Павлов;

- независимый публицист Михаил Ситников;

- ответственный редактор "Портала-Credo.Ru" Владимир Ойвин;

- сопредседатель Совета Института свободы совести к.и.н. Сергей Мозговой;

- сопредседатель Совета Института свободы совести Сергей Бурьянов.

АЛЕКСАНДР СОЛДАТОВ: Подводя итоги уходящего года, я бы поставил, вслед за Патриархом Алексием Вторым, на первое место кампанию по "воссоединению" Московского патриархата и РПЦЗ(Л) - одной из "ветвей" Зарубежной Церкви. Официально это было преподнесено как преодоление векового раскола со всей Зарубежной Церковью, несмотря на то, что преодолению этого раскола предшествовал ряд расколов внутри самой Зарубежной Церкви. После 17 мая, после дня подписания "Акта о каноническом единстве", мы получили, с моей точки зрения, новый заметный феномен в религиозно-общественной жизни России: так называемые "осколки РПЗЦ", которые входят в довольно своеобразные и сложные отношения друг с другом, ищут пути к единству. И, если эти пути будут найдены, такое явление, как "альтернативное православие", может только усилиться.

То есть, мы имеем дело с несколько парадоксальными последствиями этого исторического события, но мы пока не можем эти последствия не то что оценить во всей полноте, но даже спрогнозировать точно, поскольку процесс сближения и собирания "осколков" находится в начальной стадии.

Другим знаковым процессом уходящего года мне представляется перелом отношений Московской патриархии и стоящего за ней Кремля с Ватиканом. Мы с вами были свидетелями на протяжении 15 или даже больше лет - нарастания конфронтации между Московским патриархатом и Римско-Католической Церковью, вслед за чем последовало нарастание конфронтации между Кремлем и Ватиканом. И вдруг - одновременно с первым событием, может быть, во многом благодаря ему, этот процесс пошел несколько вспять. Были сделаны известные вам дружественные заявления, дружественные жесты, Патриарх, митрополит Кирилл, другие видные деятели Московской патриархии давали понять, что они отказываются от прежней агрессивной риторики и начинают поиск нового формата взаимодействия с Римско-Католической Церковью. Конечно, апофеозом этого процесса стала поездка Патриарха Алексия IIво Францию и служение молебна в Соборе Парижской Богоматери, что получило очень бурную реакцию со стороны консервативной общественности Московской патриархии.

И здесь впору вспомнить о процессе, который начался в январе уходящего года и продолжается до сих пор, вспыхивая, затухая, потом опять активизируясь. Я имею в виду появление такого персонажа, как епископ Диомид на церковно-политическом горизонте. Это, как вы знаете, правящий епископ Чукотской епархии Московского патриархата, который, оставаясь в статусе правящего архиерея, позволил себе выступить с настоящим обличением руководства Московского патриархата в канонических отступлениях, в политическом соглашательстве, конформизме, так что в начале года раздавались прогнозы о том, что может произойти чуть ли масштабный раскол Московского патриархата.

Разумеется, все эти события, связанные с "преодолением раскола" с Зарубежной Церковью, сближением с Ватиканом, только добавили масла в огонь, стали дополнительными импульсами, которые активизировали сторонников епископа Диомида, и мы вступаем в новый год с такой зоной напряжения внутри Церкви, внутри даже епископата Московской патриархии, которая еще неизвестно как разрешится в году наступающем. Наверное, эту тему нам тоже стоило бы обсудить, подумать, какие могут быть сценарии развития событий.

Здесь же появились уже в рамках предвыборной кампании, по крайней мере, в том медиа-поле, в котором освещалась предвыборная кампания и участие в ней религиозных организаций, так называемые "пензенские затворники". Сначала их называли "сектантами", потом выяснилось, что это все-таки православные христиане, верные чада Московского патриархата, только выступающие против глобализации, ИНН, - в общем, выступающие вполне в соответствии с программой епископа Диомида. К ним до сих пор приковано внимание, и это является одним из главных информационных поводов, привлекающих внимание светской аудитории к религиозной жизни в России.

Хотелось бы вспомнить о любопытном медиа-сюжете, медиа-провокации, которая едва не обернулась против нашего Портала, - это появление слухов о смерти Патриарха в конце апреля и дальнейшее развитие истерики вокруг этих слухов. Благодаря этой истории, можно сказать, впервые мы получили некоторые признаки того, что Порталом интересуется кремлевская администрация, интересуются определенные влиятельные лица, от которых может зависеть судьба нашего Портала.

Был еще один интересный сюжет в уходящем году - даже, пожалуй, два сюжета, связанных с "преемником". Первый - это реституция церковной собственности, о которой так громогласно объявили в апреле, когда Минэкономразвития стал готовить проект закона, и вот сейчас, в конце осени и в декабре, эта тема опять всплыла. Возможно, что деятельность господина Медведева будет каким-то образом, после того, как он станет президентом, направляться в эту сторону. Второй сюжет, с ним связанный, - это проблема ОПК. Здесь мы имеем дело с довольно странным явлением. С одной стороны, еще действующий президент Владимир Путин заявляет в Белгороде о том, что следует как-то притормозить распространение обязательного преподавания ОПК, что никого не следует принуждать к изучению этого предмета. С другой стороны, господин Медведев после визита в Московскую духовную академию говорит о том, что государство должно признать образовательный стандарт по теологии, должно сделать теологию ВАКовской дисциплиной - то есть государство должно признавать ученые степени по теологии. Не есть ли это какие-то разнонаправленные векторы? Не являются ли в этом отношении господа Путин и Медведев представителями разных групп, разных церковно-политических проектов?

Напомню еще и о том, что у нас происходило в других конфессиях. Произошел новый раскол в старообрядчестве, связанный с критикой предстоятеля Русской Православной Старообрядческой Церкви Митрополита Корнилия за его чрезмерное сближение и подчинение в каком-то смысле руководству из Московской патриархии. Это была некая реакция старообрядцев на мессадж, который был им послан 17 мая и после 17 мая. Мессадж, опять же, Кремля о том, что он хочет укрепить свою "репутацию собирателя русского православия", распространить этот тренд на старообрядчество.

В сентябре и в октябре мы с вами простились с митрополитом Тадеушем Кондрусевичем, и это событие примыкает к обозначенному мною выше вопросу об изменении отношений Москвы и Ватикана, о политике Московской патриархии на "католическом фронте". Возможно, что с отъездом митрополита Тадеуша позиционирование католицизма в церковно-политическом поле России некоторым образом изменится. Мы уже видим, что католицизм стал реже упоминаться в прессе, что новый архиепископ не очень охотно раздает интервью: не такая он публичная фигура, каким был митрополит Тадеуш Кондрусевич.

Два важных политических события вокруг Московской патриархии произошли. Были обнародованы два документа: "Русская доктрина", которую в августе торжественно презентовал митрополит Кирилл, взяв на себя роль некого "промоутера" этого весьма спорного документа. И примерно в это же время - в июле - в августе - появилось "Письмо академиков", которые предостерегали общество и власть от излишней клерикализации, предлагали какие-то меры, как этой клерикализации противодействовать. И вроде бы со стороны власти мы не встретили такой уж негативной реакции, какого-то отторжения этого письма. Наоборот, похоже, что некоторые аргументы, некоторые тезисы были восприняты, судя по дальнейшему развитию событий с теми же "Основами православной культуры".

Среди событий в исламе и иудаизме в России я бы выделил продолжение гонений на "Хизб-ут-Тахрир". Даже не столько гонений на эту партию, сколько продолжение кампании по выявлению скрытых адептов этой партии, попытки решать местные политические, а то и криминальные вопросы так называемых мусульманских регионов России, навешивая своим оппонентам ярлык "хизб-ут-тахрировцев", экстремистов, людей, которые принадлежат к этому движению. Надо сказать, что антиисламские настроения - у нас был круглый стол в феврале уходящего года, посвященный исламофобии, довольно обширный, - проявляются в самых разнообразных формах. Жертвами этих настроений стали достаточно безобидные последователи богослова Саида Нурси, которого - наоборот - можно было бы по идее использовать для развития толерантности и каких-то межконфессиональных добрых отношений. Но в результате судебных процессов его книга оказалась запрещенной, и сейчас мы знаем, что некоторых людей обвиняют чуть ли не уголовным образом за приверженность идеям Нурси, хотя это назвать экстремизмом уже совершенно язык не поворачивается.

Каких-то ярких событий в мире иудаизма я выделить не могу, разве что был некоторый всплеск споров о статусе Святой Земли, Иерусалима, Храмовой Горы... Опять реанимировались разговоры о возможности строительства Третьего храма. Неделю назад я присутствовал на вручении ежегодных премий Федерации еврейских общин России в Кремле. Меня несколько удивило, как господин Берл Лазар, выйдя на сцену Кремлевского дворца, торжественно провозгласил, что вот, все что мы делаем здесь, и премии эти вручаем ради того, чтобы нашими усилиями, еще при нашей жизни мы встретили Мошиаха и восстановили Третий храм. Идея Третьего храма витает в воздухе. То есть, "не все еще окончились бои", и ситуация вокруг Храмовой горы может сказаться и на отношениях последователей ислама и иудаизма у нас, в России, а не только на Ближнем Востоке.

Ну и конечно, отдельный, большой разговор, в который я не хочу сейчас углубляться,- это конфессиональный фактор на выборах - и - главным образом - предстоящих президентских выборах. Казалось бы, этот конфессиональный фактор уже все давно списали со счетов, особенно светские политологи, - и вдруг, когда уже результат выборов был абсолютно предрешен (выборы происходили не в конкурентной среде, не в условиях честной конкуренции, а в условиях монополии на информацию и пропаганду), мы наблюдаем неожиданную активизацию политических лидеров и партий на конфессиональном поприще. Тот же господин Медведев публично посещал Еврейский общинный центр в Марьиной роще, Московскую духовную академию. Господин Миронов, как мы помним, в начале своей избирательной кампании, демонстративно, принародно заручился благословением Патриарха, да еще цитировал несколько неконституционные слова Патриарха в адрес партии "Справедливая Россия". В рекламе - мы с Вами это наблюдали по телевидению, накануне выборов, - тоже были использованы некоторые религиозные атрибуты. Партия социальной справедливости особенно этим злоупотребляла. Да и правые партии, которые ни на что, казалось бы, не рассчитывали, тоже по-своему работали с православным электоратом. Именно во время этой избирательной кампании мы узнали, что господин Явлинский является активным христианином, ходит в церковь, участвует в таинствах церковных.

Итак, неожиданным образом, в условиях застоя политической конкуренции, религиозный фактор оказался востребованным во время избирательной кампании. Вроде бы он ничего особенного не решал, но проявился ярче, чем четыре года назад. Может быть, это инициатива самих конфессий - невольно закрадывается такой вопрос. Я думаю, что это должно быть предметом отдельного разговора на нашем круглом столе.

(продолжение следует)


    В сюжете:

25 января 2008, 15:20  
ДОКУМЕНТ: Круглый стол "Портала-Credo.Ru", посвященный итогам религиозно-общественной жизни в 2007 году. Часть девятая - Человек года, окончание
17 января 2008, 20:00  
ДОКУМЕНТ: Круглый стол "Портала-Credo.Ru", посвященный итогам религиозно-общественной жизни в 2007 году. Часть восьмая – Власть и переформатирование внутри российского православия
16 января 2008, 16:22  
МНЕНИЕ: "Священность" Российской державы – основной признак, влияющий на всю ее историю, в том числе и на государственно-церковные отношения" - пресс-секретарь Украинской Православной Церкви Киевского патриархата архимандрит ЕВСТРАТИЙ (ЗОРЯ)
15 января 2008, 19:00  
ДОКУМЕНТ: Круглый стол "Портала-Credo.Ru", посвященный итогам религиозно-общественной жизни в 2007 году. Часть седьмая - выборные коллизии, операция "Преемник"
11 января 2008, 21:05  
ДОКУМЕНТ: Круглый стол "Портала-Credo.Ru", посвященный итогам религиозно-общественной жизни в 2007 году. Часть шестая - Михаил Ситников, Владимир Ойвин
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования