Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
17 октября 2007, 20:00 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Одним ударом семерых. Старообрядцы определили свое отношение к экуменизму и Московской патриархии


Собор старообрядцев, проходящий в московской Рогожской слободе, наконец, принимает свои первые решения. Они оказываются, по сути, давно ожиданными. Их ожиданность в том, что старообядчество подтверждает свою приверженность догматическим принципам святоотеческой эпохи. Собор РПСЦ осуждает учение экуменизма и одновременно выносит свое суждение о статусе новообрядчества.

Старообрядцы уже несколько лет пытаются определить свое отношение к тем сообществам, которые остались за чертой Раскола XVII в. В течение истории старообрядчества высказывались различные оценки современного состояния "господствующего исповедания". Дело осложнялось теорией, которую выдвинули поморские беспоповцы. Эта теория о "духовном антихристе" состоит в том, что весь мир, и в том числе новообрядческий, есть область господства темных сил. Соответственно с этой теорией отпадала необходимость далее судить о состоянии отдельных упований новообрядцев с их патриархами, митрополитами, священными синодами и прочими атрибутами послераскольной церковности.

Старообрядцы-поповцы, к которым относится РПСЦ, на соборе 1832 года высказывали мнение о новообрядчестве как о ереси "второго чина". Под этим витиеватым выражением скрывалась оценка тех христиан, которые пошли вслед за Патриархом Никоном, как находящихся в еретическом сообществе. Из этого состояния их стало возможно принимать через специальный "чиноприем" - помазание святым мирром. В 1846 г. в Белой Кринице состоялся еще один Собор, который решал вопрос о приеме из Константинопольского патриархата митрополита Амвросия, ставшего главой Белокриницкой иерархии старообрядцев.

В течение ХХ в. никаких суждений о новообрядческой иерархии старообрядцы не произносили, что дало повод предполагать их отказ от прежней позиции и согласие с мягкой точкой зрения, которую воплотило "Окружное послание", принятое еще в ХIX веке. В нем было отвергнуто беспоповское понимание "полного конца" и, вместе с тем, был сделан де-факто осторожный шаг в сторону сближения с новообрядцами. Предполагалось, что этот курс продолжается в течение всего ХХ в. Иерархи старообрядцев стали встречаться с представителями РПЦ МП, и это общение приобрело систематический характер.

Но в ХХ столетии внутри самого новообрядчества произошли события, нарушившие всю ситуацию. РПЦ МП оказалась в силу своего плотного сотрудничества с властями втянутой в экуменическое движение. Одновременно разгорался конфликт ее с РПЦЗ. Одним из главных обвинений, выдвинутых зарубежными ревнителями против РПЦ МП, стало именно участие в экуменизме. Параллельно этим процессам шел конфликт между ревнителями-старостильниками в Греции, Румынии и некоторых других странах, которые, подобно РПЦЗ, отвергли экуменизм.

Но старообрядцы не интересовались этими спорами до недавнего времени, когда присоединение большей части РПЦЗ к РПЦ МП, а также все более отчетливые попытки представителей РПЦ МП и прессы воспринимать старообрядчество как следующего кандидата на роль "присоединяемого", стали менять отношение староверов к этим вопросам. Избранный в 2005 г. старообрядческий Митрополит Корнилий (Титов) стал вести активную политику встреч и контактов. Прозвучали слова о "сближении", о "едином корабле", в котором плывут к экуменическому единству старообрядцы и РПЦ МП… Это взорвало ситуацию. В старообрядческой среде, пережившей обновление свежими кадрами, многие из которых пришли в РПСЦ из РПЦ МП и были ревнителями, произошел процесс осознания опасности экуменизма.

Одновременно с этим менялось и отношение к РПЦ МП. Можно сказать, что именно вопрос об экуменизме сдвинул с места "новообрядческую проблему". Экуменизм стал осознаваться как большая опасность, которая находит конкретное воплощение именно в процессе "сближения" с РПЦ МП. Посыпались критические "Открытые письма" в адрес Митрополита, обвинения в "опасном сближении" следовали одно за другим.

На Соборе шла речь о том, что экуменизм есть часть "глобалистического процесса, который тащит в пропасть всех христиан". Перечислялись всевозможные практики экуменических смешений с еретиками и даже с нехристианами. В результате, насколько можно судить по  сообщениям о ходе очередного Освященного Собора, принятая анафема на экуменическое учение стала основой для определения отношения к РПЦ МП. Тот факт, что последняя является членом ВСЦ и активно участвует в других формах экуменизма, оказался для соборян решающим. Термин "никонианство", до этого бывший расплывчатым, обрел  видимые очертания.

Суждение о статусе РПЦ МП опирается на решения Пятого-Шестого Вселенского и старообрядческих Соборов. Оно означает повторение взгляда на РПЦ МП как на еретическое сообщество и продолжение работы по уточнению списка нарушений веры.

Впрочем, Собор не ставит точку в диалоге с новообрядчеством. Он предлагает перевести его на качественно иной уровень, на котором будут обсуждаться не только события 300-летней давности, но и события недавние. Изменится и форма диалога. Обсуждение перейдет в фазу диспута или полемики. Древние говорили: "В спорах рождается истина". Старообрядцы призвали РПЦ МП к спору.

Михаил Щеголев,
для "Портала-Credo.Ru"


    В сюжете:

23 сентября 2009, 14:37  
В ходе визита в Новосибирск предстоятель РПСЦ возглавил юбилейные торжества в соборе, епархиальное совещание, встретился с губернатором и мэром
22 сентября 2009, 17:27  
"ЛЕСТОВКА" (авторская рубрика Андрея Езерова): Просто смешные?.. Об уровне современного диалога РПЦ МП со старообрядчеством свидетельствуют курьезные высказывания архиепископа Илариона (Алфеева)
22 сентября 2009, 15:00  
Экс-наставник Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины, ставший священником РПЦ МП, выиграл в Европейском суде процесс против Латвии
22 сентября 2009, 12:36  
Русский раскол XVII века произошел "по причинам, которые сегодня могут показаться просто смешными", утверждает председатель ОВЦС МП
17 сентября 2009, 18:15  
ИНТЕРВЬЮ: Старший научный сотрудник института Всеобщей истории РАН, к.и.н. АЛЕКСЕЙ МУРАВЬЕВ о трудностях диалога старообрядчества и новообрядчества и перспективах "преодоления раскола"
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования