Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
07 сентября 2007, 19:15 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: В тени большой политики. Перспективы церковной жизни в открывающемся политическом сезоне


Весна 2007 года была настолько насыщенной событиями церковной жизни, что их инерции хватило даже на то, чтобы и прошедшее лето не стало мертвым сезоном. Но теперь, осенью, все, как водится, ожидают всеобщего оживления и активизации. И она, конечно же, будет.

1. Проблемы РПЦ МП с федеральной властью в России

Главные интриги начинающегося сезона должны быть связаны с "большой политикой" — во-первых, на территории России, а, во-вторых, на территории Украины. И там, и там, хотя и по разным причинам, государственная религиозная политика никак не может прийти в состояние устойчивого равновесия. В России весной этого года особо недальновидным экспертам казалось, что оное равновесие счастливо обретено — президент Путин дает "зеленый свет" своей любимой РПЦ МП. Но очень скоро дискуссия по проблемам клерикализации российского общества дала понять , что позиция президента вовсе не такова, какой желают ее видеть в РПЦ МП и в тех политических кругах, которым РПЦ МП понадобилась для укрепления вертикали собственной власти.

Можно даже утверждать, что президент "мягко, но твердо" дал понять лично уважаемому им главе РПЦ МП бесполезность претензий этой организации на статус новой коммунистической партии при будущей неокоммунистической диктатуре. В нашей стране немало политиков, для которых подобная диктатура представляет собой желанную цель и которые надеются по итогам президентских выборов 2008 года создать в России именно такой политический строй, но к числу таких политиков никоим образом не относится действующий президент РФ. У него, как можно видеть, другие планы относительно политического будущего России, и в этом будущем для новой КПСС никаких вакансий не предвидится.

В РПЦ МП пока не находится церковных политиков, способных вести с государством диалог в ином ключе, нежели идеологическое обслуживание диктаторского режима. Но вот незадача: диктаторский режим в России все не удается достроить, и на одобренную недавно ведомством митрополита Кирилла "Русскую национальную доктрину" пока что позарилась только политическая мелочь. Конечно, в регионах способности к серьезному диалогу от РПЦ МП и не требуется, так как там куда более актуальными представляются темы экономические или, прямо сказать, коррупционные. Но на уровне федеральном власть никак не может обрести в лице РПЦ МП вменяемого собеседника.

Чем большего успеха в диалоге с РПЦ МП достигают отдельные политики (а это, напомним, именно те политики, у которых вертикаль власти встала в качестве единственной политической идеи), тем более РПЦ МП вытесняется на обочину политических процессов в России. И тем меньше взаимопонимания у нее с реальной политической властью.

Вероятно, с этим связана пробуксовка важнейшего церковно-политического закона, о принципиальной готовности которого было объявлено еще весной, — закона о "реституции" церковной собственности. Этот закон до сих пор не принят, и пока неясно, когда и в каком виде может осуществиться его принятие.

Предполагается, что, согласно этому закону, государство откажется от собственности на бывшее (до революции) имущество религиозных организаций в пользу самих этих организаций, причем в спорных случаях чиновники сами будут решать, которой из организаций будет принадлежать собственность. Излишне говорить, что такой закон создаст массу проблем, основная часть которых будет иметь характер экономических: структуры РПЦ МП будут стремиться получать в собственность те объекты, которые будет выгодно сдавать в аренду, а вовсе не использовать по прямому религиозному назначению. Но с такой задачей лучше справится государство. Огромной проблемой является также и сохранность памятников архитектуры, попадающих даже не в собственность, а хотя бы в пользование РПЦ МП: с этим была связана целая серия скандалов в Великом Новгороде, Санкт-Петербурге, Рязани, Валдайском монастыре (последний по времени скандал был именно в этом монастыре этим летом, когда монастырские "реставраторы" сознательно уничтожили новооткрытую фреску XVII века; по факту возбуждено уголовное дело)… У правоохранительных органов складывается четкое убеждение, что там, где реставрация ведется церковными силами, нужно ждать подвоха — то есть разрушения памятников архитектуры и культурного наследия и, соответственно, нарушения законодательства об охране памятников. Наконец, в ряде случаев при "дележе" государственной собственности между РПЦ МП и церквами так называемого "альтернативного православия" возможны ситуации, когда именно государство, а не РПЦ МП окажется в неловком положении: ему будет трудновато пойти на передачу архитектурных памятников в собственность подобных конфессий, даже если эти конфессии используют оные памятники по многу лет, но и отнять у этих конфессий храмы будет нельзя без серьезной порчи собственного имиджа и создания очагов социальной напряженности. Едва ли это кому-то захочется делать в период предвыборных кампаний.

Все перечисленное и приводит к тому, что в лице РПЦ МП у федеральной власти не оказывается вменяемого визави, то есть собеседника, облеченного достаточной властью внутри РПЦ МП, но при этом понимающего государственные задачи и соответствующее им место Церкви в государстве. С мая по август в государственной власти могли надеяться на какое-то изменение к лучшему посредством кадровых перестановок в Синоде РПЦ МП, но лето прошло, а перестановок не случилось. Это неизбежно активизирует процесс — пусть пока что и неформальный — создания при Администрации президента особого органа по управлению делами религиозных конфессий.

Если в итоге попыток участия РПЦ МП в социальной жизни страны придется признать, что сама она не способна к адекватному управлению, то ей придется назначить внешнего управляющего. Но, впрочем, это тоже, скорее, после всех выборов.

2. Как поделить епископа Агафангела, или Наследство РПЦЗ(Л)

Судьба "верного остатка" РПЦЗ(Л), то есть той части исторической Зарубежной Церкви, которая признавала Митрополита Лавра до самого 17 мая 2007 года, а после его присоединения к РПЦ МП образовала самостоятельное церковное управление, становится для внешних наблюдателей все менее и менее интересной. Такое отношение по-человечески понятно, но церковно-политически неверно.

Да, теперь можно констатировать, что никакого бурного развития свободной от "предателей" РПЦЗ не произошло. Греческие старостильники Митрополита Киприана вовсе не горят желанием бескорыстно рукоположить для епископа Агафангела второго архиерея и тем самым положить начало полноценному бытию новой самостоятельной церковной организации. В политике, даже церковной, бывает только одна цель, к которой можно стремиться бескорыстно: достижение собственных политических целей. Хорошо, если эти цели хороши. Но в политике, даже церковной, они бывают чаще разными, чем хорошими.

Мы уже писали о том "Романе в письмах", который вынужден был начать епископ Агафангел с РИПЦ по настоянию Синода Митрополита Киприана. Роман продолжается до сих пор (последний обмен письмами между главой РИПЦ Архиепископом Тихоном и епископом Агафангелом состоялся в самом конце августа), но по-старому.

Дело в том, что на переговорах с РИПЦ епископ Агафангел не может сформулировать вообще никаких условий. Подходящих для него вариантов объединения с РИПЦ нет даже теоретически. Действительно, в случае административного объединения он превращается из главы ИПЦ Украины (каковым он себя считает; в РИПЦ, разумеется, считают иначе) в рядового епископа довольно большой церковной организации. Да и самое главное: внутри РИПЦ епископ Агафангел больше не сможет позиционировать свою Церковь как украинскую, а не русскую, а это лишит его всех серьезных перспектив в Украине.

Спрашивается, зачем же Синод Митрополита Киприана ставит епископа Агафангела в такое неудобное положение? Зачем они так настаивают на переговорах с РИПЦ? — Затем, что есть такой метод ведения переговоров с не очень понятливым собеседником: создать человеку трудности, а потом самим же его от них освободить — не вполне, разумеется, бескорыстно. Очень знакомо по экономической жизни России начала 90-х.

Синоду Митрополита Киприана вовсе не нужен епископ Агафангел в составе РИПЦ. Но ему ровно так же не нужен епископ Агафангел в качестве главы церковной организации, обладающей реальной, а не только формальной самостоятельностью. Поэтому пока что епископ Агафангел подлежит некоторой механической и термической обработке, и только потом его можно будет подать на стол "Синоду Противостоящих" Митрополита Киприана.

Но, собственно, что это за блюдо, для которого так уж нужен подобный компонент? — Вот здесь начинается "большая политика", причем, шире масштабов Украины.

Начавшееся в Эстонии и продолжившееся в Великобритании перераспределение территорий между сферами влияния Московского патриархата и Вселенского (Константинопольского) входит в такую фазу, которая неизбежно начнет отражаться на состоянии не только Церквей "мирового православия", но и истинно-православных Церквей, отвергающих ересь экуменизма. Именно такие последствия будут иметь результаты противостояния Москвы и Константинополя на главном театре военных действий, которым является Украина.

В первом полугодии 2007 года определилось изменение вектора церковной политики Константинополя. Инвариантом этой политики по-прежнему остается создание в Константинопольской зоне влияния автокефальной Церкви на территории Украины. Создание такой Церкви будет означать переход во Вселенский патриархат той самой критической массы приходов, которые обеспечат ему количественный перевес над Москвой в масштабах всего официального "мирового православия".

Изменилась не стратегия, но тактика создания украинской автокефалии под эгидой Константинополя. Теперь за основу ее берется не Украинский патриархат Патриарха Филарета, а Украинская Церковь Московского патриархата (с присоединяющейся к ней в этом случае УАПЦ — Украинской Автономной Православной Церкви, объединяющей, в основном, крайних националистов), в которой сепаратистские настроения уже достигли достаточного для этого уровня. Уже стал более-менее прозрачен и конкретный сценарий объявления украинской автокефалии, хотя до "момента Ч" технические детали планов могут еще неоднократно измениться.

Но, как бы то ни было, огромная, особенно по масштабам "альтернативных" истинно-православных Церквей, УПЦ КП Патриарха Филарета остается "не у дел". То есть не вообще "не у дел", а только лишь не у дел "мирового православия". И это развязывает ей руки для серьезных переговоров с истинно-православными Церквами. Степень серьезности их нельзя преуменьшать, так как УПЦ КП является лидером целого ряда непризнанных национальных Церквей, появившихся на руинах бывшего социалистического содружества.

Из всех номинальных ИПЦ только у "Синода Противостоящих" имеется опыт создания национальной Церкви, пусть и очень маленькой, — в Южной Осетии. Только в этом синоде имеется "политический вкус" к подобной работе, и поэтому пройти мимо Украины он не может. Если так, то ему нужен епископ Агафангел, но не в качестве самостоятельного лидера, а лишь в качестве полномочного представителя греческого "центра".

У этого плана хорошие шансы на успех, так как отдельно взятый епископ Агафангел в масштабах Украины не очень заметен и не особо привлекателен, а вот в качестве представителя целой семьи "Церквей-сестер" он может обратить на себя благосклонное внимание. Тем не менее, план этот долгий, а за время его развития могут быть открыты и какие-либо конкурирующие проекты, не исключая даже таких, где может найтись место и для епископа Агафангела…

Может быть, и не нужно об этом говорить за достаточной очевидностью, но все же оговоримся, что второй, американский центр власти внутри созданного епископом Агафангелом ВВЦУ РПЦЗ, в ближайшие месяцы никакого самостоятельного значения иметь не будет. У него есть только один рычаг воздействия на епископа Агафангела — перейти от него под омофор "киприанитского" епископа в США Хризостома. Но это пока что себе дороже. Но тогда "американцам" (то есть всей зарубежной части этой церковной организации) придется сидеть тихо и смиряться с любыми решениями епископа Агафангела.

3. "И терпентин на что-нибудь полезен"

Пока в одних юрисдикциях спорят за территории и придумывают хитроумные планы по захвату власти, в других юрисдикциях — по крайней мере, в одной из них, — этой властью щедро делятся. Одна из юрисдикций ИПЦ, образовавшаяся только летом в результате раскола самого острого "осколка" РПЦЗ (РПЦЗ(ВА) Митрополита Антония Орлова) в составе двух епископов и полутора десятка клириков, недавним рукоположением основной части своего священства в сан епископа стала мировым лидером по количеству епископов на душу верующего населения. Большинство остальных клириков, в количестве 7 человек, по тем или иным причинам не получившие сана епископа, были представлены к церковным наградам. Остальные человек пять-шесть, как можно надеяться, ждут и дождутся своей очереди за наградами. Глава этой юрисдикции получил титул Митрополита Московского — исторический титул главы Российской Церкви, когда у нее не было Патриарха. Теперь это Российская поместная Церковь, единственная истинная, и поэтому им нет дела до того, как они смотрятся со стороны.

А мы должны понимать и уважать их выбор. Это необходимая составляющая в процессе объединения "осколков" исторической РПЦЗ. Кто-то приходит в Церковь для того, чтобы найти, наконец, место, где он единственный и неповторимый и где его, наконец, перестанут травмировать сложные перипетии мирской жизни. Пусть будут и такие. Никто не имеет права тревожить их покой.

А без них всем оставшимся будет договариваться проще.

Для всех оставшихся сезон 2007—2008 годов обещает стать сезоном переговоров, а не решительных действий. Действий и так уже было более чем достаточно. Пора осмыслить, где мы теперь оказались, и куда нам теперь идти. Но уже прояснилась объединяющая почти все русские ИПЦ главная идея: идти нужно будет вместе.

Игумен Григорий,
для "Портала–Credo.Ru"


    В сюжете:

23 января 2018, 14:22  
«Мемориал» признал политзаключенными троих обвиняемых по делу организации БАРС, являющихся также прихожанами РПЦЗ(В) в Калининграде
23 января 2018, 13:43  
Сербская ИПЦ рукоположила иеромонаха для приходов в Украине, разорвавших общение с Синодом РИПЦ
16 января 2018, 15:38  
Приход РПЦ МП в Псковской области выселил из дома его жильцов-пенсионерок, прихожанок одного из "осколков" РПЦЗ
29 сентября 2017, 17:03  
Архиерейский Собор РПЦЗ(В-Ф) принял официальное название Церкви, жестко осудил РПЦЗ(В-В) и "ересь имяславия"
29 сентября 2017, 13:15  
ДОКУМЕНТ: Плоды раскола. Доклад Архиепископа Владимира (Целищева) Архиерейскому Собору РПЦЗ(В-В) об отделении от этой юрисдикции РПЦЗ(В-Ф), сентябрь 2017 г.
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-22 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования