Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
13 августа 2007, 19:15 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Привычная рефлексия "православных граждан". Попытка развернуть пропагандистскую кампанию против строительства нового комплекса Московской мечети демонстрирует низкий уровень политической компетентности лидеров СПГ


Вообще-то организация, именующая себя "Союз православных граждан" (СПГ), отождествляемая в последнее время с единственным, но очень шумным активистом, специализируется на следующих направлениях: борьба с церковной и политической независимостью Украины, противостояние "мифу альтернативного православия" и стоящим за ним загадочным, но очень влиятельным "антицерковным лобби". На этом фоне выпады "православного гражданина" в отношении мусульман смотрятся очень "факультативно", но зато очень рельефно демонстрируют общий уровень религиозно-политической компетентности, прежде всего тех (того), кто выступает с медийными заявлениями от имени СПГ.

После того, как в конце июля была достигнута договоренность о продолжении строительства Московской соборной мечети, неугомонный глава Московского отделения СПГ Кирилл Фролов незамедлительно вывел из своей творческой конюшни изрядно застоявшегося конька - протест против строительства мечети. Использовал он его в последнее время, что называется, по полной программе. Помимо собственно протеста против строительства мечети, в последних заявлениях Фролова содержатся утверждения о том, что муфтий Равиль Гайнутдин заявил, будто русской нации не существует, а муфтий Нафигулла Аширов мало того, что покушался на установленную Конституцией государственную символику, так еще и строительства 30 мечетей требует. Кроме того, "православный гражданин" сообщил читающей прессу общественности, что новая мечеть обязательно будет центром экстремизма и ваххабизма. Вместе, видимо, с офисом Первого канала, у которого, по предлагаемому проекту, с мечетью будет общий гараж.

"Православный гражданин" против мечетей - как одной большой, так и предложенных Нафигуллой-хазратом 30 небольших. Но зато он обеими руками за 14 000 новых православных церквей в Москве (и это при проблемах с посещаемостью нынешних 660!), непременно в каждом микрорайоне. Для того, чтобы, по его словам, "православное большинство", упаси Боже, не молилось в тесноте и толчее. Элементарный подсчет показывает, что для полутора миллионов московских мусульман (а именно так оценивает их численность Фролов) даже новая мечеть на 4-6 тысяч человек не решит вопрос с теснотой. Но для г-на Фролова это не проблема - как-нибудь и в тесноте помолятся, граждане "второго сорта" все-таки.

Возникает вопрос – как подобного рода подходы, тем более публично озвучиваемые, соотносятся с принципом единства основополагающих "традиционных религий" России, православия и ислама, которого на официальном уровне РПЦ МП все-таки доныне придерживается. Кроме того, уровень религиозной практики у большинства "этнических" мусульман в целом повыше, нежели у "этнических" христиан, и мечеть для них играет, помимо культовой, еще и роль центра социального общения.

Несколько удивляет, почему г-н Фролов, обнаружив экстремизм и ваххабизм в еще не построенной, но только запроектированной мечети, не обнаружил такового в пяти активно сегодня действующих местах поклонения московских мусульман. А ведь найти экстремизм очень несложно, если прочитать учебное пособие по новейшей истории ислама в России для учащихся церковно-приходских школ (автор - к.п.н. Силантьев Р.А). Впрочем, если не увлекаться сказками-страшилками для церковно-приходских детей, а понаблюдать вблизи в течение ряда последних лет работу Совета муфтиев России, чем и занимался автор этого комментария, можно уверенно утверждать, что руководство Совета всегда жестко пресекало попытки любых сомнительных проповедей в московских мечетях.

Кирилла Фролова и "православных граждан" вроде бы пугает, что Соборная мечеть разрушит сформировавшийся облик Москвы как православного города. Обоснованное, наверное, опасение, только вот надо было его пораньше высказать. Тогда, когда культурно-историческая среда города была действительно разорвана америкоидными небоскребами, в результате "точечной застройки" исторического центра был изуродован его облик, а многие памятники архитектуры, в том числе и связанные с духовной историей страны, просто исчезли. Не тогда ли это происходило, когда, по версии иных официозных историков, царил "золотой век" русского православия, то есть сталинско-сергиевский конкордат? Но почему-то в тот момент праведного гнева "православных граждан" cлышно не было.

Что касается нынешнего здания Соборной мечети и места, где предстоит ее возвести в реконструированном виде, то оно находится посреди застройки сталинско-брежневских времен, в пустоватой низине между Мещанской слободой и Божедомкой с ее больницами на месте чумных кладбищ. Вряд ли строительство в таком "гиблом" месте, где неспроста еще дореволюционные московские власти разместили религиозное гетто для "татар-магометан", может привести к "болезненному разрыву архитектурной ткани города". Между прочим, и протестов немногочисленных местных жителей против строительства новой мечети неслышно (увы, "православных граждан" среди этих жителей нет). Кроме того, уже известен прецедент, относящийся к эпохе, обладающей непререкаемым авторитетом для порядочного православного гражданина-патриота. Именно тогда, в благословенные времена православного самодержавия, в тогдашней столице великой православной империи мечеть стала одной из архитектурных доминант российского города (речь идет о Санкт-Петербурге). И это обстоятельство было актом признания со стороны помазанника Божия того места и роли, которое занимали мусульмане в российском обществе. И обошлось тогда без "православных граждан".

В целом, суету вокруг еще не построенной мечети можно охарактеризовать как некую совершенно иррациональную рефлексию, цель которой - продемонстрировать: "Шумим, братцы, шумим", то есть работаем, не проедаем втуне президентские гранты. Хотя, по правде говоря, все-таки есть в этой кампании один рациональный момент, а именно: ее "подгадали" к подобной кампании в европейских мегаполисах – Лондоне, Кельне, Риме. Но дело в том, что тамошние кампании строятся также на иррациональной рефлексии – некоем подсознательном страхе, обоснованно возникшем в европейском обществе после серии терактов, а также на том обстоятельстве, что большинство европейских мусульман - это мигранты. В отличие от мусульман российских, являющихся традиционными, автохтонными жителями нашей страны, о чем неустанно их представители напоминают. Кроме того, в Европе эту рефлексию проявляет достаточно незначительная часть христианских и светских радикалов, а заметными их попытки выглядят лишь в контексте нескрываемых попыток Ватикана вернуть себе духовную монополию в Европе.

У рефлексии, кстати, есть одно свойство - она основывается на эмоциях при полном незнании реалий или отсутствии чувства таковых. А было бы неплохо знать, что мусульманский мэйнстрим как в Европе, так в значительной мере и в России, в целом озабоченный собственной адаптацией в ином социальном окружении, всегда дистанцируется от слишком радикальных форм выражения религиозности и политики. Это - установленный факт, который, возможно, не очень по душе многим, пассионарно настроенным мусульманам. Да и христианам тоже.

Единственным результатом всех этих крикливо-пропагандистских акций СПГ будет то, что мечеть, скорее всего, построят, причем быстрее, чем если бы этих акций не было. Уж слишком позиция оппонентов строительства уязвима, да и весовые категории неравные. Но, думается, "православные граждане" скучать не будут и быстро найдут себе новый объект для нападок. Люди они в этом смысле энергичные.

Валерий (Исмаил) Емельянов,
для "Портала-Credo.Ru"


    В сюжете:

07 сентября 2017, 11:22  
Власти Москвы отказались согласовать пикет у посольства Мьянмы с "исламскими активистами", те в ответ угрожают проведением несанкционированной акции
06 сентября 2017, 12:03  
МОНИТОРИНГ СМИ: Как Мьянма изменила Россию. Российские мусульмане становятся политической силой, возможно, более влиятельной, чем РПЦ МП
04 сентября 2017, 16:35  
МОНИТОРИНГ СМИ: Что протест против притеснения мусульман в Мьянме говорит о ситуации на Северном Кавказе. "Центр сделал ставку на лояльность, не утруждая себя выстраиванием грамотного соотношения светского и религиозного начала"
04 сентября 2017, 15:27  
Сотни мусульман устроили у посольства Мьянмы в Москве несанкционированный митинг в поддержку рохинджа, полиция не вмешивалась
04 сентября 2017, 14:28  
"Была бы возможность, я ударил бы ядерным оружием", - Кадыров заявил о готовности пойти против официального курса РФ ради мусульман в Мьянме
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования