Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
09 августа 2007, 12:00 Распечатать

РЕПОРТАЖ: Атеисты миролюбиво побранились с "людьми в рясах". В Санкт-Петербурге прошел круглый стол "Дело" академика Гинзбурга: российские ученые против клерикалов"


Круглый стол "Дело" академика Гинзбурга: российские ученые против клерикалов" состоялся 8 августа в пресс-центре ИА "Росбалт" в Санкт-Петербурге. В его работе принял участие один из подписантов известного "письма академиков" Евгений Александров, физик, академик РАН, представители научных и общественных организаций. Выражать позицию РПЦ МП было доверено протоиерею Александру Сорокину, председателю издательского отдела Санкт-Петербургской епархии РПЦ МП. Корреспондент "Портала–Credo.Ru" внимательно следил за происходящим.

Позвонив накануне в "Росбалт" для аккредитации, я услышал от одной из сотрудниц беспечно брошенное: "Не волнуйтесь, всех пустим, все равно пока что человек пять зарегистрировалось". Тем не менее, после традиционного для Петербурга полуденного выстрела из пушки в особняке Кочубея на Конногвардейском бульваре, где агентство проводит свои публичные мероприятия, был полный аншлаг: около 30 журналистов, четыре телекамеры, три фотокорреспондента. Медиаобщественность живо заинтересовалась ростом клерикализма в обществе и общественной аллергией на эту тенденцию.

Наметанному "конфессиональному" взгляду было сразу ясно, что если пользоваться теми социологическими данными, которые обычно оглашают Патриарх Алексий II и митрополит Кирилл (Гундяев) и которые гласят, что в Российской Федерации 80-90% населения православные, в зале находились представители тех самых досадных 10% с приставкой "не". Благодаря рясе и кресту я смог найти место в первом ряду и практически сразу услышал обрывок разговора сзади: "… И если еще вспомнить костры инквизиции…" Стало понятно, что общество, в лице своих представителей, которых судьба делегировала в СМИ, жаждет сатисфакции.

"Мертвый сезон, новостей почти нет, – поделилась впечатлениями соседка из "Агентства новостей Северо-Запад", – вот народ и пришел".

Стоящий "покоем" стол, как на хорошей свадьбе, был плотно усажен спикерами. Главный фигурант брифинга, наживка, на которую активно клюнула пресса, академик Евгений Александров выглядел бодро и подтянуто, в то время как представитель клерикалов – протоиерей Александр Сорокин был похож на раскрасневшегося двоечника. Его страдания из всего зала были понятны только мне, ведь сидеть в черной и застегнутой спецодежде клерикалов в 30-ти градусную жару было непросто. Кроме этих представителей бинарных противоположностей, за столом сидели Марианна Шахнович –  профессор, зав. кафедрой философии религии и религиоведения Санкт-Петербургского государственного университета, Леонид Илюшин, представлявший комитет по образованию правительства СПб, правозащитник и юрист Аркадий Чаплыгин, Роман Могилевский – руководитель Агентства социальной информации (АСИ), Светлана Забеляева – представитель регионального отделения партии "Гражданская сила" -  и молодой человек Дмитрий Избицкий – представитель оппозиционного "Нашим" молодежного движения "Оборона".

Вместо "Царю Небесный", которым обычно начинают собрания православные клерикалы, был зачитан отрывок из интервью академика Виталия Гинзбурга ИА "Росбалт". Академик, видимо уже освоившийся в ситуации "войны", был заметно милитаризован. В интервью говорилось о "наступлении РПЦ на те сферы жизни, которые к ней не относятся", о "проникновении Церкви в вооруженные силы" и "освящении боевых кораблей с ядерным оружием на борту", о трудностях с опубликованием "письма", печатать которое отказались "Известия" и "Российская газета". "К сожалению, целый ряд православных организаций решил сделать из меня своего рода "козла отпущения", – сетовал нобелевский лауреат.

Словно для того, чтобы развеять мои социологические подозрения, первым слово было предоставлено господину Могилевскому, организация которого как раз и специализируется на социологических опросах. Все узнали, что 5 августа сего года, 501 житель северной столицы был опрощен на предмет отношения к "письму" и поднятом в нем проблемам. Вкратце ответы их были неутешительны для единственного представителя Московского патриархата, мучающегося от жары о. Александра, которому еще только предстояло "ответить за козла". Опрос показал, что только 10,7% жителей города глубоко верующие люди, 47,3% просто верующие, а 4,3%, 13,7% и 20% соответственно назвали себя атеистами, нерелигиозными и неопределившимися людьми. Средним по городу верующим оказалась женщина младше 34 или старше 55 лет, со средним образованием. Стоит отметить, что эти данные заметно расходятся с моими наблюдениями среди православных прихожан "старой" Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ) и современной Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ), где в питерских приходах явно доминируют люди с высшим образованием. Доли опрошенных граждан, которые поддерживают или не поддерживают "письмо академиков", оказались примерно равны: 39,3% – за и 37,7% – против. Затруднились с ответом 23%. Кроме того, 31% тех, кто поддерживает в споре академиков, верят в Бога.

На вопрос "Поддерживаете ли вы введение в средних школах курса "Основы религий" как обязательный предмет?", положительно ответили 27,7%, отрицательно 31,3%, факультативно согласны изучать такой предмет 39% респондентов. А когда их заставили выбирать между изучением "Основ религий" и "Основ православной культуры" (ОПК), 50% высказались за толерантную религиозность, 30% за ОПК и 20% не определились. Таким образом, подвел итог г-н Могилевский, люди в целом готовы изучать религию культурологически и - с небольшим перевесом - поддерживают академиков.

Далее слово было предоставлено г-ну Александрову. Академик посетовал на попытки со стороны СМИ блокировать огласку Письма и открыл присутствующим тайну, что подписать письмо готово были гораздо больше академиков. "Подписали те, кого нашли по телефону", - поделился он технологией сбора подписей. Маститый физик обиделся на диакона Андрея Кураева за то, что он обозвал авторов письма "технарями", ("ведь среди нас были физиолог, биолог и космофизик, которых нельзя назвать технарям"), охарактеризовал ответы со стороны представителей МП как "бранчливые" и сообщил, что президент Путин "очень набожный человек". При этом о. Александр как-то подбоченился и, кажется, стал более отважно переносить жару. Несмотря на то, что ученый не отказал социологии в звании науки, данные соцопроса все-таки были поставлены под сомнение:

"Так много верующих, потому что наши люди хорошо чувствуют, "что хочет начальство". Во времена СССР 95% членов АН были еще и членами КПСС, а теперь среди них много верующих. Но среди Отделения физических наук (которое возглавляет уважаемый ученый – А.Л.) мне верующие неизвестны", – сказал Евгений Александров.

Исцеляющим снадобьем от клерикализации общества академик назвал современный научный аппарат, который может противостоять религиозным мифам. Сия микстура представляет собой смесь из этологии, конфликтологии, психологии и социологии. Честно говоря, слушая рецепты от члена РАН, становилось жаль "религиозные мифы". Я вспомнил фразу из мультфильма про "Простоквашино": "Тебя мы знаем хорошо, а этого пса первый раз видим".

В этот момент мы обменялись с о. Александром ободрительными взглядами и ему (промыслительно или случайно, нужное подчеркнуть) предоставили слово.

Батюшка процитировал слова Патриарха Алексия II: "Церковь отделена от государства, но она не может быть отделена от общества". "Да, у РПЦ в последнее время очень благоприятная ситуация, – сказал он и, как мне показалось, в это время молитвенно вспомнил "очень набожного", выбранного всеобщим тайным и демократическим голосованием, президента. – И хорошо, что дискуссия носит культурный характер".

Батюшка старался, чтобы его позиция, следующая в четком фарватере последних выступлений священноначалия, понравилась бы как собеседникам круглого стола, так и журналистам.

"Смысл письма, – догадка осенила профессора библейской археологии СПб Духовной академии и семинарии, – в том, что общество испытывает новую волну интереса к Церкви. Так давайте будем жить дружно и работать на благо общества, как это успешно делают подписавшие письмо академики".

Позиция представителя ведомства народного просвещения сводилась к тому, что питерские чиновники от образования больше поддерживают Основы религиозной культуры (ОРК), а не ОПК, и в виде факультатива, а не обязательного пункта программы.

Однако следующий участник дискуссии юрист Аркадий Чаплыгин успешно подтвердил свое звание правозащитника, заявив, что ОПК даже в виде факультатива "ударит по кошельку неправославных налогоплательщиков". По залу разошелся вздох восхищения. Думаю, что многие разделили мою радость от того, что г-н Чаплыгин правозащитник, а не прокурор.

Светлана Забеляева, представитель партии "Гражданская сила", зачитала обращение-одобрямс партии по поводу "письма академиков". Но вопрос ведущей круглого стола: есть ли обращение в электронном виде? Был получен ответ: "Пока нет". Из чего я понял, что политическая партия "Гражданская сила" пока слабая.

Профессор Марианна Шахнович призвала спокойнее отнестись к появлению в научном обществе профессоров теологии, но не путем создания экспертных советов при ВАК, а путем введения "степеней конкретных университетов", например, "доктор философии Санкт-Петербургского университета", а не доктор "вообще". "36 ВУЗов страны, в том числе 21 государственный, сегодня выдают дипломы бакалавров и магистров теологии. Поэтому госаккредитацию должны получить и духовные учебные заведения. Научное сообщество от этого только выиграет", – сказала она. В то же время г-жа Шахнович активно выступила против создания ученых советов по теологии, потому что количество таких ученых советов должно было бы совпадать с количеством существующих конфессий.

К концу обмена мнениями атмосфера в зале заметно накалилась. Этому способствовало как появление дополнительных "людей в рясах", которые апеллировали к теологической традиции университетов Европы так и протесты ученой общественности. В частности, Леонид Боркин, зоолог, председатель правления С-Петербургского союза ученых, заявил, что учебник "Православная биология", который он обнаружил в Белгородской области антинаучен и невежественен.

Молодой человек Дмитрий Избицкий, как и можно было ожидать по его виду, намерения клерикальных кругов изобличил и рассказал об отторжении, которое вызывает навязывание и демонстрирование взаимодействия Православной Церкви и власти в многонациональной и мультиконфессиональной стране. Было понятно, что на "научный" круглый стол он приглашен не зря, ведь такой речи позавидует иной доцент, а то и профессор.

Протоиерей Александр Сорокин, которого студенты Санкт-Петербургских духовных школ характеризуют как очень мягкого и деликатного человека, старался выглядеть как можно более миролюбиво. Он признал недопустимость "православного" учебника по биологии, нежелательность слияния Церкви с государством и значительность заслуг авторов письма перед обществом.

Однако, на мой клерикальный взгляд, выглядело это неубедительно. Каждый человек, мало-мальски знакомый с жизнью в центре и на местах, является очевидцем того, как Московская патриархия всеми силами старается огосударствиться и играть возможно бóльшую общественную роль. Но парадокс заключается в том, что для Церкви всякая такая игра будет игрой на чужом поле. Созданная православными богословами Византии теория симфонии Церкви и Царства, когда Она стремится даровать своим чадам Царство Небесное, а Оно помогает Ей в этом земными средствами, не работает в демократическом постхристианском обществе. Современное государство вопросов о Царстве Небесном не ставит вообще. Я честно вчера прочитал отчет о социально-экономическом развитии России в первом полугодии 2007 года, подготовленном в ведомстве Германа Грефа, именуемом МЭРТ, и ничего там об этом не нашел.

Поэтому, когда из уст иерархов РПЦ МП течет елей разговоров об общественной пользе, патриотическом воспитании и моральном здоровье общества, меня начинает мучить сомнения в религиозности этой организации вообще. Иначе зачем РПЦ МП эти набившее оскомину ОПК? Ведь о Христе они там благовествовать не смогут, ибо не положено. А вот пополнить ряды обрядоверов – вполне. Нужно добавить: и неверов. Более всего ее деятельность напоминает одитинг (по мысли основателя саентологии Рона Хаббарда, техники одитинга позволяет восстановить и улучшить функции ума человека) одной печально известной "науки" – дианетики или саентологии, которая успешно рядится в религиозные одежды, занимаясь на деле бизнесом. Собственно проблематика бизнеса современному обществу понятна. Поэтому оно с удовольствием размещает социальный заказ на общественное здоровье и готово его оплачивать. Но при этом РПЦ МП, как поставщик услуги, должен нести ответственность перед заказчиком, что и демонстрирует накал дискуссии, вызванной "делом академика Гинзбурга".

При этом хорошо известно кто у нас в стране и обществе главный заказчик … "У нас все решается на уровне президента. Поэтому и письмо к нему", – сказал академик Евгений Александров.

Конечно, маститый физик прав. Только он забывает, что игры в симфонию в наши времена демократического светского государства популярны не только в Чистом переулке, но и на Старой площади. Именно поэтому тон комментариев на письмо от представителей РПЦ МП хотя и "бранчлив", но "миролюбив". Они ждут. Вот приедет барин, барин нас рассудит… И устроит одитинг … или орднунг (порядок - нем. Ред.).

Священник Алексий Лебедев (РПАЦ),
для "Портала–Credo.Ru",
Санкт-Петербург


    В сюжете:

11 ноября 2009, 19:00  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Человек и эпоха. Академик Виталий Гинзбург сказал всё, что хотел
11 ноября 2009, 14:35  
МОНИТОРИНГ СМИ: Памяти Виталия Гинзбурга. Он был одним из немногих критиков шарлатанства и мракобесия в современной России
11 ноября 2009, 13:10  
МОНИТОРИНГ СМИ: Последний атеист. Академик и Патриарх
11 ноября 2009, 10:00  
Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной академика Виталия Гинзбурга
10 ноября 2009, 17:57  
МОНИТОРИНГ СМИ: Протодиакон Андрей Кураев. На смерть Гинзбурга
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования