Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
08 августа 2007, 20:05 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Раскол как состояние русской души. Размежевание в СПБ очищает движение "ревнителей о вере" в РПЦ МП от различной политической и коммерческой шелухи


Итак, процесс, который был запущен в далеких 1992-93 гг., процесс мягкого удушения "православно-патриотического движения" в нежных объятиях церковного официоза РПЦ МП, наконец завершился. Фактически родилось два Союза православных братств (СПБ - эта аббревиатура была более чем знаковой в начале 90-х) с разными руководителями.

Для того чтобы понять, какой из Союзов более православно-братский, надо вспомнить о том, что идея православных братств изначально была результатом движения свободной мысли и действия в условиях "аппаратной расслабленности". Ведь именно православные братства в польско-литовской Руси послужили оплотом защиты православной веры от епископов и панов, пошедших, как Поцей и Терлецкий, на фактический компромисс с властью в вопросах веры и на насаждение унии. А власти Польши и лично Сигизмунд для выстраивания твердой и единообразной системы требовали религиозного единства. И тогдашние братства, не согласившиеся с епископами-вероотступниками, были в некоторой степени образцом для движения, зародившегося в России в конце 1980-х гг.

Однако почти сразу же к движению ревнителей веры, которое поставило себе целями возрождение соборности, преодоление массы негативных последствий "советского порабощения Церкви", возвращение к идеалам Московской Руси, присоединились язычествующие националисты и политиканы, не всегда адекватные. Первые стали выступать с антисемитскими и националистическими лозунгами, проводить скандальные митинги с сожжениями портретов и книг, чуть ли ни вербовать наемников в помощь "братскому сербскому народу" и т.п. Затем уже оформилось и выделилось крыло политиканов, которое формировалось сперва как "Православное политическое совещание", а затем стало более аморфным (наследником совещания считает себя "Союз православных граждан" (СПГ), известный лишь благодаря гипоманиакальной деятельности его пресс-секретаря). Именно СПГ изначально был настроен на встраивание всего православно-патриотического движения в пул ОВЦС, однако до поры-до времени ОВЦС несколько смущался столь скандального союза. Став фактически опорой церковных пиарщиков в среде "профессиональных патриотов" и сделав себе скандальное имя на "украинском вопросе", фракция Фролова получила долгожданное расположение священноначалия (точнее - митрополита Кирилла), вошла в структуру патриархии и стала "подтягивать" к себе сербско-царебожническое крыло во главе с Л.Д. Симоновичем-Никшичем.

И вот этот процесс завершился в довольно банальную фазу. Сербистов-активистов Никшича, Агещева и прочих бывших радикалов вслед за Фроловым "сманила" пиар-компания ОВЦС МП, их одарили массой наград, грамот и грантов. Оказалось, что эти "радикал-патриоты" просто-напросто чувствовали себя не до конца востребованными священноначалием, и с идеей православных братств их роднила лишь сиюминутная прагматика и, так сказать, неприкаянность. А теперь патриотизм в чести, президент иной раз отмочит что-то похлеще хоругвеносцев, так что прагматика стала другая – и союз со старыми "братчиками"-ревнителями оказался излишним.

Нынешний раскол православно-патриотического движения очень сильно напоминает технологии, с помощью которых пиарщики в сфере политики приручают оппозицию и создают из нее свою верную гвардию. Иначе говоря, перед нами чисто политическая методология, рассчитанная на зачистку идейного и политического поля. Интересны тут особенно те пункты, по которым прошли разделения. Мы разумеем не формальные поводы, которые выставляют Куроптев и Агещев (от лица довольно долго болящего и недоступного для комментариев Симоновича), а действительные пункты разделения. Во-первых, это отношение к посланиям епископа Диомида, которых, очевидно, всерьез боятся в Даниловом монастыре и Чистом переулке; во-вторых, это "украинский вопрос", в-третьих – антиэкуменизм, в-четвертых - антиглобализм (особенно проблема ИНН), и наконец, это "старый обряд". По этим пунктам игумен Кирилл (Сахаров) и "берсеневцы" явно несовместимы с агещевско-фроловской группой (а в идеологическом плане г-н Агещев, который сейчас берет весь огонь на себя, намного слабее г-на Фролова, остающегося немного в тени).

Ответственный секретарь СПБ о. Кирилл (Сахаров) всегда выступал против экуменизма и именно по этой причине открыто поддержал Чукотского епископа Диомида (Дзюбана), что было тенденциозно трактовано альянсом "хоругвеносцев" и СПГ в юрисдикции ОВЦС МП как выпад против церковной вертикали, которую с оглядкой на государственных мужей выстраивает глава ОВЦС. Верность клановая пересилила верность идее братства. Именно за поддержку епископа Диомида на игумена Кирилла недавно в Паломническом центре набросился чуть ни с кулаками плохо контролирующий свои эмоции глава СПГ Фролов. Получается, что, борясь против экуменизма и поддерживая епископа Диомида, "братчики" нарушают присягу верности главе ОВЦС, которую принес Фролов? Но они-то, "братчики", никогда ее и не давали! Более того, именно митрополит Кирилл (Гундяев) за свою экуменическую деятельностью нередко был персонально критикуем со стороны СПБ. Но для того, чтобы больше понравиться начальству, "агещевцы" пытаются изгнать игумена Кирилла и его сторонников из СПБ. Оказалось, что сербисты-царебожники готовы принести в жертву по-ОВЦСовски выхолощенной "национальной идее" даже чистоту веры, о которой, впрочем, они всегда имели довольно поверхностное представление. А это уже совсем не "братский" подход.

Наконец, вопрос о "старом обряде", который неожиданно выплыл в череде обвинений со стороны Агещева. Игумен Кирилл никогда не скрывал своей любви к дониконовскому богослужебному чину. Но кажется, что именно за приверженностью к нему стоит иное историософское понимание и иные цели борьбы "братчиков", в том смысле, как они изначально понимались. За древнерусским обрядом стоит некое особое понимание причин того печального состояния, в котором оказалось православие.

В любом случае, размежевание между двумя группами (националистов-прагматиков и "идейных") есть выражение давно оформившихся противоречий, которые и должны были привести к взаимному осознанию несовместимости этих позиций. А такое размежевание может дать новый импульс развитию православной мысли и "священной борьбы" против накопившихся в Церкви "проказ", которые не успели отчистить в начале 90-х, из-за чего ныне они получили еще более активное развитие под временной косметической штукатуркой "всенародного благополучия" путинской России.

Сергей Таубе,
для "Портала-
Credo.Ru"


    В сюжете:

20 сентября 2007, 13:48  
Союз православных братств провел семинар по сельскому хозяйству
13 сентября 2007, 11:54  
Глава Синодального отдела РПЦ МП заявил о намерении разработать программу совместных мероприятий с Союзом православных братств (игумена Кирилла)
15 августа 2007, 15:32  
МЫСЛИ: Г.Н. Литвинов, председатель Днепропетровского отделения СПБ Украины. БРАТСТВА НИКОГДА НЕ ВЕРНУТСЯ ПОД ОВЦСОВСКИЕ ХОРУГВИ. Последние перемены в Союзе православных братств укрепят связи между православными России и Украины
14 августа 2007, 17:30  
Совет СПБ игумена Кирилла утверждает, что оппоненты из СПХ были приглашены на перевыборную конференцию "братчиков"
14 августа 2007, 11:50  
ИНТЕРВЬЮ: Сопредседатель Союза православных братств игумен КИРИЛЛ (Сахаров): «Только созидание и никакой деструкции»
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования