Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
06 августа 2007, 18:07 Распечатать

ИНТЕРВЬЮ: Главный редактор католического радио "Дар" в Москве ПЁТР САХАРОВ: "Кардинал Люстиже говорил об основной миссии современных христиан как о "ре-евангелизации"


Петр Сахаров – главный редактор католической радиостудии "Дар" в Москве, эксперт литургической комиссии Конференции католических епископов России, преподаватель литургики в Институте философии теологии и истории св. Фомы и в Свято-Филаретовском институте. В переводе П. Сахарова выходила книга кардинала Ж.-М.Люстиже "Месса" (М.: "Истина и Жизнь", 2001).

"Портал–Credo.Ru": В чем, на Ваш взгляд, значение личности почившего 5 августа кардинала Люстиже для современной Католической Церкви?

Пётр Сахаров: О личных достоинствах новопреставленного кардинала Люстиже можно было бы говорить много. Это был интеллектуал, человек колоссальной эрудиции. Его отличала необычайная энергичность. И если попытаться в двух словах определить главное направление его деятельности как пастыря и затем архипастыря, то это всегда был диалог с современным миром, который, как он был убежден, христиане должны понять и научиться разговаривать с ним о его проблемах на понятном ему языке, но в свете Благой Вести Христа. Именно поэтому окормлявшаяся им в течение более двух десятилетий поместная Церковь одного из самых значительных в мире городов – Парижа – не остается в стороне от проблем, стоящих перед современным французским обществом, будь то кризис семьи, отделение школы от религии, ислам, биоэтика, безработица, бедность, политические партии, экология и что угодно еще. Сам кардинал Люстиже говорил об основной миссии современных христиан как о "ре-евангелизации": так вслед за Иоанном Павлом II он называл новую евангелизацию личности и культуры в целом – вновь вводить христианский образ жизни в совершенно новое общество, во многом утратившее свою память.

Во все годы своего пастырского служения Люстиже уделял лично очень много внимания работе с самыми разными группами населения и особенно с молодежью. Он много общался с интеллигенцией, у него было немало друзей среди представителей науки, искусства, прессы.

Кстати, о прессе. В числе важных начинаний кардинала Люстиже было развитие в Парижской архиепархии церковных медиа: именно при нем в Париже появилось радио "Notre-Dame" и католический телеканал KTO, приобретшие популярность на всем франкофонном пространстве. Люстиже был вообще одним из самых "медийных" современных иерархов. Он часто появлялся и в светских СМИ. Не случайно, как выявили опросы, он является одним из немногих представителей высшей иерархии Католической Церкви, кого могут назвать представители, так сказать, широких слоев населения, включающие в себя и людей далеких от Церкви, – притом не только во Франции, но и в других странах.

Между прочим, я не ограничивал бы его значение только Католической Церковью. Люстиже внес немалый вклад в дело экуменического и межрелигиозного диалога. Когда в нашей стране только началось религиозное возрождение, он очень способствовал помощи Русской Православной Церкви Московского патриархата.

– Хотелось бы остановиться как раз на межрелигиозной проблеме. Не секрет, что после апостольских времен история знает совсем мало евреев, которые, приняв христианство, достигали бы таких иерархических высот.

– Да, это действительно так. Будущий кардинал родился в Париже в семье скромного коммерсанта из эмигрировавших во Францию польских евреев. Когда-то его фамилия произносилась "Люстигер". А имя, данное ему родителями, было Аарон. Во время режима Виши Аарон и его сестра Арлетта были для большей безопасности переданы во французскую семью Комб, где они оба в 1940 г. приняли католичество. В это время их родители продолжали ходить с желтыми звездами. Отец остался жив, а мать Аарона Жизель (Гизела) Люстиже была депортирована и погибла в Освенциме.

В крещении Аарон принял имя Жан-Мари и свое первое имя. Уже сегодня в некоторых новостях о кончине кардинала мне довелось читать, что он сменил имя Аарон на Жан-Мари. Но это не так. Он сохранял свое прежнее имя всю жизнь, лишь добавив к нему новое.

Кроме того, в некоторых изложениях его биографических данных говорится, что он принял христианство в целях личной безопасности. Так это или нет, но весь последующий жизненный путь Люстиже свидетельствует о том, чем обернулось для него принятие христианства, какое значение оно для него обрело. Господь избирает разные "зацепки", чтобы призывать "по Своему сердцу", если использовать слова пророка, людей для соработничества Ему. Важен результат.

Надо заметить, что решение стать священником Жан-Мари Люстиже принял уже тогда, когда такая карьера не давала ему во французском обществе никаких особых привилегий, скорее наоборот. Между прочим, один из сокурсников Люстиже по семинарии вспоминал, как тогда, в начале 50-х, кто-то из семинаристов сказал: "Вот представь, что ты когда-то станешь епископом..." На что Люстиже резко возразил: "Со мной такого никогда не произойдет". В те годы действительно трудно было представить, что обращенный еврей может стать французским католическим епископом. Но времена – и во Франции, и в Католической Церкви – изменились, и в начале 80-х крещеный еврей смог стать католическим епископом французской столицы.

– А действительно ли он был одним из кандидатов на Римский Престол на последнем конклаве?

– Об этом тоже сейчас пишут в некоторых сообщениях. Но, насколько мне известно, это не так. Кардинал Люстиже был тогда уже очень болен и как раз незадолго до этого ушел на покой с парижской кафедры.

Конечно, еще задолго до того многим представлялась интересной такая перспектива. Некоторые даже видели в этом что-то апокалиптическое: новый Римский епископ, который происходит из того же народа, что и первый! Но едва ли уместно обсуждать историю в сослагательном наклонении.

– Вы были с ним лично знакомы?

– Да, хотя можно было бы говорить о двух пластах моего личного знакомства с ним. Один – это встречи с кардиналом Люстиже, при которых мы могли с ним беседовать. Таких было совсем мало, и они были очень короткими. Другой пласт – это общение на большем расстоянии и при отсутствии прямого диалога. И вот такое с ним общение, как ни странно это может показаться, дало мне очень много – и как литургисту, и как просто верующему.

Еще когда я работал в редакции "Истины и Жизни", наш журнал публиковал "Первые шаги в молитве" кардинала Люстиже – книгу, представляющую серию его бесед на радио "Notre-Dame". После этого я сам захотел перевести его книгу "Месса", которая, между прочим, тоже была издана на основе его бесед на том же радио. В то время на русском языке практически не было книг, которые доходчиво объясняли бы католику римского обряда Божественную литургию, в которой он постоянно участвует. И мне показалось, что из известных мне книг эта – едва ли не лучшая. Именно поэтому я поспешил с ее переводом. Впоследствии он был опубликован в виде книги тем же издательством.

С середины 90-х в течение ряда лет мне доводилось довольно часто и подолгу бывать в Париже, где я сразу же полюбил богослужения собора Парижской Богоматери. Надо сказать, что в этом соборе – и, насколько мне известно, при Люстиже это стало проявляться особо ярко – удивительно гармоничным образом сочетаются традиция и современность, сокровищница ценностей прошлого и живое церковное творчество, литургический церемониал и живое участие народа. Последнее особенно достойно удивления, потому что обычно лишь незначительную часть молящихся составляют прихожане храма; большинство же участвующих в богослужении – люди пришлые, среди которых немало иностранных туристов, вообще не знающих французского языка, что не препятствует, однако, их самому живому включению в службу. В музыке богослужений Нотр-Дам де Пари органично перемежаются классические произведения, исполняемые профессиональными хорами, общее пение (в котором используются современные песнопения, не лишенные ни традиционных корней, ни эстетического вкуса), а также высококлассная органная импровизация, которая опирается на богатейшую традицию, продолжающую свое развитие и по сей день. Для любителей григорианского хорала по воскресеньям в определенное время есть Месса, на которой ничто другое не поется. Замечу, что именно кардинал Люстиже учредил ассоциацию "Церковная музыка в соборе Парижской Богоматери" (сайт: http://www.musique-sacree-notredamedeparis.fr), стараниями которой осуществлялось всё, о чем я сказал.

И особенно я полюбил те службы, на которых предстоятельствовал сам кардинал Люстиже. Он как никто другой оживлял богослужение, придавая ему при этом редкостную естественность. У него было одно качество, которое не часто приходится встречать у священнослужителей, и, в основном, это бывает свойственно уже пожилым священникам, поскольку, по-видимому, основывается на большом жизненном и духовном опыте: молитвенные тексты произносятся (даже когда нараспев) хоть и величественно, но совершенно естественно, как будто бы он сейчас эту молитву не читает по книге, а произносит от себя, как если бы это было то, что сейчас само собой у него душе родилось в обычной беседе.

А самыми восхитительными были богослужения Страстной недели и Пасхи. Насколько мне известно, именно Люстиже придал этим важнейшим дням литургического года такое особое значение в соборе. Он лично тщательно продумывал и подготавливал каждое из этих богослужений во всех деталях, предваряя каждый раздел небольшим собственным комментарием, который помогал участникам этих служб лучше их понять и глубже пережить.

Такое повышенное внимание кардинала к эстетике богослужения, на мой взгляд, было одним из похвальных его качеств, на фоне того литургического безразличия, которое, увы, становится обычным для многих клириков в современной Католической Церкви.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал–Credo.Ru"


    В сюжете:

10 августа 2007, 18:30  
"ЛЕСТОВКА" (авторская рубрика Андрея Езерова): Между модерном и постмодерном. О кардинале Люстиже и не только
10 августа 2007, 13:28  
Франция прощается с кардиналом Люстиже
09 августа 2007, 16:36  
МНЕНИЕ: "Кардинал Люстиже много сделал для мира и согласия и был любим не только своей христианской паствой, но и многими иудеями" - председатель КЕРООР раввин ЗИНОВИЙ КОГАН
08 августа 2007, 18:45  
На похоронах кардинала Люстиже прозвучит еврейская поминальная молитва - Кадиш
08 августа 2007, 17:45  
МЫСЛИ: Евгений Левин. КАРДИНАЛ ЛЮСТИЖЕ И ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС. "Феномен Люстиже" является ничем иным, как естественным следствием основных процессов, определяющих ход мировой и еврейской истории двух последних столетий"
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования