Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
31 мая 2007, 10:36 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Бог един! Попытка объединить две ветви православия привела к очередному расколу


Этот май, несомненно, войдет в историю христианства как знаковый: 17 мая Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр подписали Акт о каноническом общении между Русской православной церковью (РПЦ) и Русской православной церковью за границей (РПЦЗ). Церемония состоялась в храме Христа Спасителя в присутствии Президента России Владимира Путина и многих известных российских политиков. После подписания исторического документа прошла первая совместная Божественная литургия, во время которой ведущие в алтарь Царские врата храма были открыты, чтобы все могли видеть, как иерархи причащаются от одной чаши, что прежде было немыслимо. Между тем большинство людей до сих пор не понимают причин почти векового раскола и трудностей объединения единой, по сути, православной церкви.

Действительно, практически РПЦ и РПЦЗ ничем не различаются в своих канонах и обрядах. Напомним, что РПЦЗ была образована после гражданской войны русским духовенством в эмиграции. Это произошло по указу патриарха Тихона, возглавлявшего в то время Русскую православную церковь. Тогда он разрешил отдельное существование "зарубежников" до того момента, пока "церковь в России не избавится от безбожной власти". С тех пор у священнослужителей этих двух ветвей единой синодальной церкви накопилась масса претензий друг к другу.

Претензии РПЦЗ: Провозглашенная митрополитом Сергием Старогородским в 1927 году лояльность Московского патриархата к советской власти превратила, по мнению эмигрантов, Московский патриархат в организацию, управляемую с Лубянки. "Зарубежники" же представляли себя хранителями истинного русского, политически не ангажированного православия. За границей были канонизированы многие мученики большевистского режима: в частности, царь Николай II и его семья, а также ряд расстрелянных священнослужителей. Московский патриархат до недавнего времени сделать этого не мог по вполне понятным причинам.

Другая ключевая претензия - экуменизм (от греческого слова "экумена" - обитаемый мир) отечественного православия. Экуменическое движение - это движение за лучшее взаимопонимание и сотрудничество христиан. Своего рода религиозная глобализация, поскольку в более широком значении экуменизм понимается как объединение всех ведущих мировых религий. Сразу после Второй мировой войны представители РПЦ приняли участие во Всемирном совете церквей. "Зарубежники", проповедующие глубокий консерватизм и замкнутость, отказались.

Претензии РПЦ: Самое страшное клеймо, которым Московский патриархат припечатал своих собратьев в эмиграции, - коллаборационисты. Дело в том, что во время войны зарубежная церковь выступила на стороне Германии. Ненависть к большевикам, а также тот факт, что на захваченных территориях немцы открывали заброшенные храмы, заставили иерархов РПЦЗ приветствовать фашистов как освободителей отчизны.

Часть эмигрантов ушла к маргиналам

В 1991 году развалилось Советское государство, ушла и тотальная зависимость церкви от административного аппарата, да и фашизм давно почил в бозе. Объединение РПЦ и РПЦЗ должно было положить конец затянувшемуся конфликту, разделившему народ на "красных" и "белых". Глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл выразился по этому поводу таю "Объединение наших церквей имеет огромное значение для нашей духовной жизни, для укрепления нашего национального самосознания. Современная Россия открывает возможности для примирения своих чад, преодоления последствий революции и Гражданской войны". Но, видимо, так уж устроен русский человек, что все его попытки сделать "как лучше" оканчиваются "как всегда": несомненно, здоровый факт объединения православных церквей вызвал очередной раскол, хотя официально его предпочитают не афишировать.

Еще в ноябре 2001 года, когда президент Путин пригласил в Россию архиепископа Лавра, только что ставшего митрополитом РПЦЗ, грядущее слияние церквей стало очевидным. Тогда часть непримиримых "зарубежников" запаниковала. Они отказались признавать митрополита Лавра законно избранным и, стало быть, имеющим полномочия на подписание судьбоносных актов. "Непримиримые" пошли еще дальше: ими был восстановлен в должности прежний митрополит Виталий. В зарубежной церкви, таким образом, появились два враждебных друг другу крыла - РПЦЗ(Л) и РПЦЗ(В). Сторонников Лавра вполне устраивают "Основы социальной концепции" РПЦ, принятые патриархом Алексием II. Так, в разделе "Церковь и государство" там сформулирована новая позиция в отношении государственной власти: "Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении".

А в конце 2006 года Алексию II в дар от бостонского Богоявленского храма были переданы посох и облачение покойного третьего Первоиерарха РПЦЗ митрополита Филарета - одного из самых последовательных сторонников воссоздания единой Православной церкви.

Сторонники Виталия, в свою очередь, убеждены, что "лисица слиняла, да нрав не сменяла" и Владимир Путин затеял объединение церквей для того, чтобы получить новый инструмент влияния на Запад, прежде всего на США, а параллельно обзавестись агентурой в эмигрантских кругах. На почве объединения раскол в зарубежной церкви углубился: заметная группа непримиримых священников и мирян собралась покинуть объединенную церковь и уйти к греческим староверам или в иные мелкие православные течения. То есть 17 мая и без того небольшая эмигрантская православная диаспора влилась в лоно матушки-церкви в сильно урезанном виде. Это, конечно, несколько умаляет значимость события.

Зарубежная церковь будет самоуправляемой

Согласно Акту о каноническом общении РПЦЗ становится неотъемлемой частью Поместной Русской православной церкви, сохраняя самостоятельность в административных, хозяйственных, имущественных и гражданских делах. Согласно документу зарубежная церковь сохранит свой Синод, то есть будет самоуправляемой. Лишь самые важные решения будут приниматься по согласованию с РПЦ МП. Между тем подробно не проговорено: как будут восстанавливаться разлаженные административные связи, кто кому будет подчиняться, кто кого назначать и утверждать в новой объединенной церкви. Решение этих "мелких" вопросов церковные иерархи благоразумно оставили на потом, но сложностей скорее всего не избежать.

Другая проблема: существенная часть приходов РПЦЗ в России управляется бывшими священниками РПЦ, по тем или иным причинам лишенными сана. Не все из них захотят вернуться в Московский патриархат, да и не всех примут обратно. Какое-то время оставшиеся священники РПЦЗ будут непосредственно подчиняться специальному викарному архиерею. Эта система очень усложнит отношения внутри объединенной церкви. Возможен даже некий мелкий религиозный саботаж. Как-то, например: согласно пункту 5 Акта о каноническом общении имя Предстоятеля Русской православной церкви патриарха Алексия II в обязательном порядке должно возноситься во всех зарубежных церквях прежде имени Первоиерарха РПЦЗ Лавра. Однако на праздник Вознесения Господня, когда уже было известно о подписании акта, многие иерархи РПЦЗ предпочли "забыть" об этом правиле. Еще одна "горячая точка": после принятия Акта о каноническом общении поднял "мятеж" один из самых уважаемых клириков РПЦЗ (Л), епископ Симферопольский и Таврический Агафангел. Объединенная церковь отреагировала незамедлительно - епископу "запретили в служении до раскаяния", однако на сайтах непримиримых "зарубежников" уже появились списки десятков имен священников, приходов, общин и монастырей, заявивших о своем переходе под управление Агафангела. Таким образом, зарубежная церковь обрела уже не два, а три враждующих между собой крыла, что противоречит не только законам аэродинамики, но и здравому смыслу. Вместо единой, охватывающей сетью приходов весь земной шар Православной церкви под управлением Московского патриархата получилась невразумительная то ли каша, то ли окрошка.

СПРАВКА

Русская православная церковь Московского патриархата объединяет православных на территории России, стран СНГ и Прибалтики, а также добровольно входящих в нее православных других стран. Сейчас РПЦ насчитывает 136 епархии, около 27,5 тысячи приходов и 708 монастырей. В дальнем зарубежье имеется 8 епархий. Кроме того, в состав Московского патриархата входят автономные Японская и Китайская церкви и самоуправляемые Латвийская, Эстонская и Молдавская церкви. Украинская православная церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии. В свою очередь, в состав Русской зарубежной церкви входят около 400 приходов в 40 странах (в том числе и в России), большинство из них - в Северной Америке, Европе, Австралии. Монастыри зарубежной церкви действуют в Иерусалиме.

Духовно-административный центр с 1950 года находится в городе Джорданвилле, близ Нью-Йорка. РПЦЗ объединяет свыше 500 тыс. верующих, а возглавляет ее первоиерарх в сане митрополита. Несмотря на относительную малочисленность, зарубежная православная диаспора отличается религиозной и общественной активностью а зарубежные приходы несравнимо богаче отечественных.

***

КСТАТИ

Все расколы в истории православия были вызваны не богоискательством, а неуемной энергией светских и религиозных политиков. Первый крупный раскол произошел в середине XVII века. Царь Алексей Михайлович, отец Петра Первого, был пленен идеей создания грандиозного панславянского государства с единой унифицированной церковью и столицей в Москве. Первым необходимым шагом в этом направлении ему представлялась модернизация богослужения в России по новогреческому, "европеизированному" образцу. Единомышленник царя патриарх Никон получил широкие полномочия и провел реформу быстро и жестко. "Раскольники" - так стали официально именоваться приверженцы прежних норм богослужения - десятками тысяч были казнены, бежали в глухие сибирские леса или дальше - в Монголию и Китай.

Еще большая неразбериха творилась в религиозной России в начале XX века. РПЦ и РПЦЗ хотя и самые крупные, но не единственные обломки дореволюционного церковного монолита В результате политических потрясений октября 1917-го появились тихоновцы, иосифляне, сергиане, обновленцы, живисты, карловарцы, григориане, андреевцы, катакомбники и другие религиозные группы. Кто-то сразу поддержал советскую власть, кто-то позже, другие называли ее властью антихристианской и были непримиримы. Однако все разделения и расколы внутри бывшей синодальной церкви в 20-30-е годы имели политическую окраску и не имели серьезных догматических и вероисповедальных различий. Большинство упомянутых течений на сегодняшний день либо исчезли, либо существуют в рудиментарном виде.

Сергей Плотников

"ВЕРСИЯ", 28 мая - 3 июня 2007 г.


    В сюжете:

23 января 2018, 14:22  
«Мемориал» признал политзаключенными троих обвиняемых по делу организации БАРС, являющихся также прихожанами РПЦЗ(В) в Калининграде
23 января 2018, 13:43  
Сербская ИПЦ рукоположила иеромонаха для приходов в Украине, разорвавших общение с Синодом РИПЦ
16 января 2018, 15:38  
Приход РПЦ МП в Псковской области выселил из дома его жильцов-пенсионерок, прихожанок одного из "осколков" РПЦЗ
29 сентября 2017, 17:03  
Архиерейский Собор РПЦЗ(В-Ф) принял официальное название Церкви, жестко осудил РПЦЗ(В-В) и "ересь имяславия"
29 сентября 2017, 13:15  
ДОКУМЕНТ: Плоды раскола. Доклад Архиепископа Владимира (Целищева) Архиерейскому Собору РПЦЗ(В-В) об отделении от этой юрисдикции РПЦЗ(В-Ф), сентябрь 2017 г.
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования