Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
08 мая 2007, 15:43 Распечатать

РЕПОРТАЖ: Религиоведы – это которые не сектоведы. Такой вывод подтвердила прошедшая в Перми очередная встреча российских исследователей религии


Четвертая по счёту конференция "Религия в изменяющейся России" прошла в Перми с 22 по 24 апреля 2007 г. Устроителями встречи с международным статусом выступили Экспертный совет при Уполномоченном по правам человека в РФ, Администрация региона, Российское объединение исследователей религии (РОИР), аппарат омбудсмена Пермского края, Общество "Знание" России и Пермский государственный технический университет. На сей раз в фокусе обсуждения оказались проблемы исследования религии в контексте защиты свободы совести. Круг участников – исследователи религии из разных регионов страны, участвующие в работе РОИР, и представители властных структур регионального уровня, работающие с религиозными организациями.

То, что такая встреча прошла в Перми, – тоже не случайность. На сегодня Пермь – один из немногих российских городов и центров административных (причём "русских") территорий, выгодно отличающийся от других подчёркнуто прагматичным отношением здешних властей как к феномену публично выражаемой поликонфессиональности, так и научному религиоведческому знанию и, соответственно, к возможностям экспертизы религиозно-общественных процессов со светских, а не конфессионально-сектоведческих позиций. Власти края, к примеру, организуют учёбу для представителей районных администраций по религиозно-юридической проблематике с приглашением ведущих отечественных религиоведов. И дело, думается, не в экономическом благополучии территории, способной на подобные траты (безоговорочная поддержка одной-единственной религиозной юрисдикции едва ли не ещё более затратное мероприятие). Существующее в Перми положение дел, есть, скорее, результат в хорошем смысле слова преемственности в политике. Примечательно, что выбранный властями региона ещё в 1990-х гг. курс в целом не поменялся, несмотря на смену нескольких губернаторов, мэров и даже полпредов в Приволжском Федеральном округе, а сама религиозная политика здесь не становилась предметом выяснения отношений между губернаторами и мэрами региональной столицы в периоды усиления политического и личностного противоборства.

К слову, одно из ярких и приятных воспоминаний от нынешней пермской встречи оставило общение с представителями местных религиозных общин – евангельских христиан-баптистов, иудеев, католиков, епархии РПЦ МП - на их "территории".

Непосредственным предметом обсуждения стали российские законы "О свободе совести и о религиозных объединениях" и "Об уполномоченном по правам человека в РФ". Такое совмещение вызвано хронологическими обстоятельствами: именно в нынешнем году исполняется 10-летие вступления в силу и того, и другого. Американские исследователи Элизабет Сэвелл и Коул Дурхэм из международного Центра изучения права религии Университета Бригэма Янга посвятили свои выступления процессу смены оценок российского закона образца 1997 года зарубежными аналитиками, глядя на положение религиозных обществ в России с "высоты" 2007-го.

Принятие правительством подзаконных актов во исполнение отсылочных положений религиозного закона вместе с рядом решений Конституционного суда позволили выправить ситуацию, признают исследователи на Западе. В ходе дискуссии кем-то даже было высказано мнение, что, собственно, компромиссным российский закон "О свободе совести..." 1997 года (как окрестили закон в момент принятия его в президентской редакции) стал лишь в результате подобной корректировки.

Известная британская исследовательница Новых религиозных движений (НРД) Айлин Баркер рассказала о трудностях методологического порядка, с которыми всё больше сталкиваются исследователи такого принципиально постмодернистского феномена, как новые религии. Чем-то изложенная А. Баркер ситуация напоминает открытия, сделанные в своё время в квантовой физике, медиевистике (находки "Школы Анналов") или критику возможностей применения метода включенного наблюдения в эмпирической социологии. Другой аспект доклада А. Баркер "Ответ культам, сектам и новым религиям в Западной Европе" был посвящён адаптивным возможностям НРД. Как подчеркнула исследователь, по этому показателю ныне существующие НРД (по сравнению с 60-70-ми гг. ХХ столетия) мало чем отличаются от других институционально-организованных религиозных, как и прочих субкультурных групп.

Директор московского информационно-аналитического Центра "Сова" Александр Верховский, как руководитель структуры, специализирующейся на правозащитной проблематике, своё выступление посвятил подмене понятия, которое получило широкое распространение в России в рамках дискуссии о свободе совести. Обычно обсуждение темы свободы совести сбивается на рассуждения о формах построения религиозно-государственных отношений.

Томас Крапф, долгие годы бывший консультантом ОБСЕ, остановился на деятельности РПЦ МП, по его словам, подрывающей основы принципа свободы совести путём систематических публичных заявлений о своём привилегированном положении. Вместе с тем, как признал сотрудник правозащитного подразделения международной структуры, "подобная политика широко распространена в станах бывшего СССР, особенно по отношению к религиозным сообществам, которых не было здесь до начала 1990-х гг." По мнению докладчика, вместо конфронтации по поводу привилегий куда более плодотворным для постсоветских обществ и интеграции разных его частей, могло бы стать полноправное участие разных групп в социальных проектах.

Особую озабоченность в наднациональных структурах, занимающихся проблемой прав человека и религиозных свобод, вызывает попытка РПЦ МП использовать международные институты для пропаганды неправовых воззрений. Г-н Крапф, в частности, упомянул предложение главы ОВЦС МП митрополита Кирилла (Гундяева) о создании Всемирного союза основных конфессий при ООН.

Особенностям становления национальной идентификации в Италии XIX-XX столетий в связке с расширением области религиозных свобод, синхронизированным по времени общественным процессам, посвятил свой доклад Александро Феррари – профессор из Милана. Гражданское общество Италии называет существующую модель взаимоотношений религии и социума "Крещёной лаисите". В терминологии клерикальных кругов – и, прежде всего, католических, - она именуется "мудрой секуляризацией". В итоге, по словам А. Феррари, все религиозные общины Италии стремятся к поддержанию существующего порядка.

Относительно изменений, назревших в сфере религиозного законодательства России, говорил Андрей Себенцов – представитель правительства РФ, ответственный за связи с религиозными организациями. Прежде всего, это связано с принятием новых законов, затрагивающих права и интересы религиозных обществ. Главную роль А. Себенцов отвёл ныне действующей версии закона о местном самоуправлении, реализация которого поставила в практическую плоскость множество вопросов, с которыми властные структуры прежде и не сталкивались. Существуют, как отметил представитель российского правительства, и недочёты в прежних указах президента и законодательных актах, которые также требуют исправления. В качестве иллюстрации докладчик сослался на указ президента Ельцина о передаче религиозным организациям имущества культового назначения на условиях безвозмездного пользования. Норма, содержащаяся в указе, как отметил А.Себенцов, носит лишь рекомендательный, но не императивный характер, в результате чего процедура передачи может затягиваться на долгие годы.

Любопытные цифры привела в своём сообщении, озаглавленном "Религиозная ситуация в России", при этом фактически представляющем попытку учёта конфессионального фактора, связанного с миграционными процессами, заместитель начальника отдела этноконфессионального прогнозирования департамента межнациональных отношений Минрегионразвития РФ Оксана Якуба. Основу выступления представителя общероссийского министерства составили сводки региональных миграционных служб. Это особенно интересный материал для тех, кто знаком с риторикой чиновников из тех же самых регионов, но из других ведомств (донесения с мест миграционной службы существенно сдержаннее). В контексте болезненного (если не сказать сильнее) восприятия и российским обществом, и властями миграционного фактора такой подход впечатляет новизной.

Отдельным аспектам изучения религиозных феноменов, состоянию религиоведения как научной дисциплины в современных российских условиях, опыту взаимодействия властных структур с религиозными объединениями, а также проблемам профессионального религиоведческого сообщества и преподавания религиоведческих курсов в высших учебных заведениях были посвящены выступления исследователей религии и представителей властных структур из Нижнего Новгорода, Омска, Кургана, Владивостока, Краснодара, Казани Кемерово, Иваново, Пензы.

Михаил Жеребятьев,
для "Портала–
Credo.Ru"


    В сюжете:

29 августа 2008, 15:18  
"Слезинка сектантов вряд ли важнее приоритетов национальной безопасности", - считает директор Правозащитного центра ВРНС Роман Силантьев
14 августа 2008, 18:01  
В Дзержинске Нижегородской области мэрия препятствует строительству «Свидетелями Иеговы» лектория на приобретенном в собственность участке
13 августа 2008, 17:18  
ДОКУМЕНТ: Федеральный список экстремистских материалов (Дополнения на 4 августа 2008 г.)
05 августа 2008, 18:39  
Российский союз ЕХБ успел провести конгресс в Подмосковье, несмотря на закрытие судом лагеря, где он проводился
04 августа 2008, 17:25  
ДОКУМЕНТ: Протестантка из Сыктывкара обжаловала решение Правительства об объявлении воскресенья 4 мая рабочим днем. Пресс-релиз Правозащитной комиссии "Мемориал" Коми
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования