Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
22 марта 2007, 16:55 Распечатать

РЕПОРТАЖ: Об оскорблении "религиозных чувств" и нездоровой тяге к "дырочкам". Выставка "Запретное искусство" стала вызовом нашей общенациональной черте, которая называется нетерпимостью


"Портал-Credo.Ru": А дырочки сделать, чтобы через них смотреть, это чья идея?
Андрей Ерофеев: Моя идея.
"Портал-
Credo.Ru": Это подтекст?
Андрей Ерофеев: Да, подтекст. Показывать, но ... не показывать. То есть, это есть - документ, но это не выставка.

Разговоров об очередной экспозиции в выставочном зале Музея и Общественного центра им. Андрея Сахарова сегодня предостаточно. Причем в самых разных кругах, где скандальное шоу воспринимается весьма по-разному. После памятного безобразия, учиненного религиозными фанатиками на выставке "Осторожно. Религия!" и последовавшего далее показательного судебного процесса с абсурдным даже для современной России результатом, устроение нынешней культурной акции представляется вполне понятным. Ведь если после первого прецедента имело место признание судом вины потерпевших, а "суверенные православные" были поощрены церковной благодарностью за злостное хулиганство, то ответ на такой цинизм должен быть адекватен. Тем более, что художники – вовсе не та братия, которой подобает воспитывать в себе разумность смирения вместо осмысления реальности в силу личных возможностей каждого. Поэтому первое, что можно однозначно утверждать в отношении нынешней выставки, – это то, что она представляет собой гражданский протест, который следует считать реакцией на неправовую провокацию.

Впрочем, читателю наверняка интересно, как выглядит выставка, о которой идет речь. По всему периметру зала расположены белые щиты с просверленными на уровне роста среднего человека дырочками. И одна на всех маленькая стремянка, на которую надо взобраться, если желаешь увидеть то, что за щитами. Напротив каждой из дырочек вывешена работа того или иного художника, которую по тем или иными причинам где-то отказывались выставлять. Живопись, графика и фото достаточно специфичны во всех отношениях. Памятуя о том, что о вкусах не спорят, а авторы экспонатов – дипломированные художники, о художественном уровне представленных работ говорить, вероятно, не стоит. А вот о формальной стороне – сюжетах и "инструментарии", - конечно же стоит, потому что из-за нее-то и разгорелся весь сыр-бор.

Все картины откровенно непристойны в самом буквальном смысле этого слова. То есть, на одних с откровенной натуралистичностью изображены голые женщины или мужчины, на других инсталлирована неформальная русская лексика, на третьих с религиозной символикой соседствуют знаки современной мифологии – например, Микки Маус или орден Ленина. Проще говоря, представлены три наиболее "пикантных" сюжетных линии изобразительного искусства – обнаженность тела, скабрезность и религиозная символика. По словам организатора выставки, заведующего отделом новейшего искусства Третьяковской галереи на Крымском Валу Андрея Ерофеева, "это какая-то достаточно малая, маргинальная часть творчества художников, которые часто выставляются на других выставках. Но ведь и эта малая часть входит в их творческий опыт, поэтому говорить, что ее нет, нельзя". Мнение, высказанное искусствоведом, может показаться кому-то откровенно диким. Но хотим мы того или не хотим, любое искусство самых разных эпох и в самом деле содержит в себе, кроме прочего, массу элементов подобной "неформальности". Только на примере экспонатов одной лишь этой выставки можно наглядно проиллюстрировать, насколько по-разному воспринимались бы две разных "непристойности" двумя разными людьми. Это две работы Александра Савко из серии "Путешествие Микки Мауса по истории искусства" и фото группы "Синие носы" "Чеченская Мерилин", где две первых нисколько не заденут чувств мусульманского фанатика, но вызовут возмущение христианского - и наоборот.

"В Ватикане, – говорит Андрей Ерофеев, – обнаженной женской натурой, например, все буквально усыпано. То же самое и в Европе вообще, то же было до революции в России. В какой-то мере такая тенденция проявлялась после крушения советского режима. Но сейчас снова возвращается вульгарное пуританство, и очень часто по поводу "обнаженки" можно слышать от устроителей выставок категорическое "нет". В справедливости такого наблюдения нельзя усомниться. Особенно после приведенного Ерофеевым примера, когда в экспонировании, например, изображения "сладкой парочки" – политического деятеля с обнаженной женщиной, отказывали не из-за рискованного политического контекста, а по причине "голой тетки". А значит, причине чисто формальной, вызванной буквальным, культовым "табу" на некие номинальные знаки, совершенно естественные для реальной жизни. Это не говоря уже об искусстве, где ситуационный гротеск - один из самых распространенных приемов. Ведь разве станет кто-либо спорить с тем, что в отличие от бессмысленного эпатажа бездарей, эпатаж в искусстве – сам по себе, является универсальным инструментом, неожиданно обогащающим ассоциации. Наверное, против этого тоже нашлось бы такое, к примеру, возражение, что живопись мастеров Возрождения и участников выставки "Запретное искусство" – это не одно и то же. Однако о вкусах, повторяем, не спорят...

Судя по известной реакции определенной группы наших православных соотечественников или мусульманских фанатиков, громивших города Европы из-за возмутивших их карикатур, нынешнее обращение "православных патриотов" в прокуратуру с требованиями "посадить" за эту выставку ее организаторов не может считаться чем-то из ряда вон выходящим. Но вспомним, что приблизительно так же реагировали когда-то и на один лишь факт появления светской литературы на фоне общепринятой исключительно религиозной или на то, что "земля вертится". Так же возмущались в дореволюционной России использованием в карикатурном жанре церковного или государственного сюжета, а в советское время – ленинского у Дмитрия Моора. В советской России одно только упоминание о том, что Пушкин был патологическим развратником и сквернословом, а идеология марксизма-ленинизма – это убогое издевательство над разумом, можно было в первом случае испортить себе карьеру на всю жизнь, а во втором – просто сесть в тюрьму.

Кто-то скажет, что все эти явления слишком разнородны, чтобы усмотреть между ними связь. Однако это верно до строго наоборот. Потому что смысл абсолютно всего, что присутствует в нашей действительности, определяется, в итоге, нашим к этому отношением. И скажите на милость, как в таком случае могло бы оскорбить чувства действительно верующего человека то, что кто-то другой не верил бы и демонстрировал свое презрительное отношение к его вере и ее основам? Ведь максимум, что подобное вызвало бы у истинно верующего человека, - это сожаление о том, что ценности, составляющие смысл его жизни, понятны не всем.

Особенности отношения некоторых наших соотечественников к тому, что в окружающей нас действительности существует много с их позиции неприемлемого, в нашем контексте определяется типом их личной религиозности. И когда кто-то с негодованием бросается во все тяжкие, чтобы "защищать честь и достоинство" Бога, утверждая при этом, что он христианин, а не фетишист, то ему можно посочувствовать точно так же, как несведущему в вере кощуннику. Что меняет для религиозного человека такое обстоятельство, что сам Господь, а не религиозные символы, "вынужден" сосуществовать со многими низостями, которые творит в собственных картинах под названием "жизнь" множество людей? Ничего! Кроме как умудряет и укрепляет в вере.

Ну, а точки зрения этики? В этом смысле экспозиция "Запретное искусство" – это, несомненно, вызов. Причем вовсе не общественному мнению, потому что ему, откровенно говоря, при нашем общенациональном культурном уровне, по большому счету совершенно наплевать и на критерии искусства, и на нормы права, и на возмущения каких-то "православных" и "художественных" маргиналов. Эта выставка – вызов нашей общенациональной черте, которая называется нетерпимостью. Вызов неумению разрешать любые, даже самые значащие для кого-то, вопросы с помощью диалога или дискуссии, которые в цивилизованных условиях вытесняют экстремизм. Андрей Ерофеев говорит, что "мы постоянно приглашаем к любому всестороннему, пусть самому нелицеприятному, обсуждению уместности или неуместности, позволительности или непозволительности чего-то в искусстве. Но никто на это не откликается иначе как погромом или обращением в "органы" с требованием "наказать". Но ведь даже пресловутые "дырочки в щитах" можно рассматривать двояко: или "никто не заставляет, так и не смотри, если не хочешь", или "чтобы посмотреть в замочную скважину, что само по себе унизительно, ты еще к ней стремянку подвинь, да на ступеньку встань". Так что снова все заведомо упирается в отношение к тому каждого в отдельности. И странно ли, когда так неодолимо тянет кого-то к этим "дырочкам", чтобы пойти потом в прокуратуру?

В заключение стоит сказать, что автора репортажа выставка не возмутила, но и впечатления никакого не произвела. Потому что не в его вкусе.

Тоже отношение, понимаешь...

Михаил Ситников,
для "Портала-
Credo.Ru"


    В сюжете:

19 августа 2011, 18:45  
Калужский суд признал картину с Микки Маусом в роли Христа экстремистским материалом
21 декабря 2011, 14:27  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Процесс сильно напоминал инквизицию». Художник Александр Савко рассказал о суде над своей картиной «Нагорная проповедь», которую суд повторно признал «экстремистским материалом»
21 декабря 2011, 13:51  
Жуковский районный суд Калужской области признал картину художника Савко, на которой изображен Микки-Маус в окружении апостолов, экстремистской
16 декабря 2011, 13:17  
ДОКУМЕНТ: Для защиты Пермской государственной художественной галереи от РПЦ МП создана новая инициативная группа. Заявление Международного общественного комитета в поддержку ПГХГ
18 ноября 2011, 15:40  
МОНИТОРИНГ СМИ: Призраки гоев. Резиденцию пермского митрополита РПЦ МП разрисовали оскорбительными надписями
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования