Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
01 марта 2007, 15:15 Распечатать

ИНТЕРВЬЮ: Настоятель храма свт. Николы на Берсеневке (Москва) игумен КИРИЛЛ (САХАРОВ): "Епископ Диомид сказал то, о чем многие говорят давно"


"Портал – Credo.Ru": Отец Кирилл, Вы знаете о появлении в электронных СМИ Обращения епископа Анадырского и Чукотского Диомида (Дзюбана), которое подписано не только им, но и рядом клириков его епархии. Вопросы, которые поднимает Владыка Диомид, близки Вам. Как бы Вы могли прокомментировать это Обращение? Знакомы ли Вы с епископом Диомидом?

Игумен Кирилл: Лично нет, хотя мы земляки – оба с Донбасса, с Луганской области. Я с Перевальского района, а Владыка из Стаханова (быв. Кадиевка). В Стаханове я бываю ежегодно. Когда в октябре прошлого года был на своей малой Родине на погребении отца, познакомился с отцом Владыки, пономарившим в больничном храме во имя св. вмч. Пантелеимона. Самого же епископа Диомида видел лишь однажды в Даниловом монастыре, незадолго до его епископской хиротонии. Тогда он обратил на себя внимание какой-то особой внутренней сосредоточенностью.

Сейчас многие говорят об этом Обращении. Как Вы думаете, чем это вызвано, ведь и раньше на эти темы были выступления?

– Это особый случай. Дело в том, что впервые за последние годы вот в таком виде, открыто, гласно появилось Обращение по важным вопросам церковной жизни за подписью правящего епископа, иерарха Московского патриархата, да еще и с группой клириков его епархии.

А что Вы думаете о самом содержании?

В принципе все то, о чем написано в этом Обращении, давно известно. Епископ Диомид сказал то, о чем многие говорят давно. Экуменизм никуда не ушел, совместные молитвы, пусть не так открыто и широко, как раньше, имеют место. О. Андрей Кураев, реагируя на Обращение еп. Диомида, говорит, что экуменическая активность снизилась. А как же быть, например, с участием представительной делегации Московского патриархата в большом экуменическом форуме в Бразилии? В середине 90-х годов я, как председатель Союза Православных Братств, был членом Богословской комиссии Московского патриархата. Недолго, правда, – принял участие только в одном заседании в этом качестве. На следующее заседание меня, как и некоторых других "засветившихся" неприязненным отношением к экуменизму, уже не пригласили, в новых списках мы себя уже не нашли. От того заседания у меня остался любопытный документ, подписанный несколькими участниками заседания, известными богословами, в т. ч. двумя епископами. В нем говорилось о желательности "постепенного эволюционирования" нашего участия во Всемирном Совете Церквей – от членства к статусу наблюдателя и о недопустимости совместных молитв с инославными. Увы, мы по-прежнему состоим в этой организации… Очень убедительно, на мой взгляд, в Обращении говорится о религиозном саммите. Мог бы еще посоветовать почитать статью преподавателя Московской духовной семинарии Ю. Максимова " Одному ли Богу поклоняются христиане и мусульмане?"

А что касается "молчаливого согласия вместо обличения антинародной политики существующей власти, приводящее к распаду государства, демографическому кризису и другим негативным последствиям?"

– Насчет обличения власть предержащих… Не знаю, мне трудно судить. Нам всем далеко до Патриарха Ермогена. Я не обличаю. То есть, конечно, я обращаю внимание на всякие аномалии в окружающей действительности – на памятник Ленину при входе на фабрику "Красный Октябрь", на обилие спиртного в соседнем магазине, на развал развращающей книжной продукции в киоске неподалеку, но делаю это аккуратно, дипломатично, чаще всего опосредованно, то есть через своих прихожан. Тем более, наверное, нужно осторожно поступать, когда это касается властей. Впрочем, может быть, я чрезмерно осторожничаю.

А что касается "антинародной политики существующей власти". Знаете, известно очень много шокирующих цифр. Только что слушал по "Народному радио" писателя Арцыбашева на темы сельского хозяйства – по соответствующему национальному проекту выделяется на его развитие 1 млрд. долларов, а потерь за 15 лет – на 300 млрд., коров было 19 млн., а сейчас – 4. На обслуживание 1га сельхозземли у нас выделяется средств в 40 раз меньше, чем на Западе и т. д. и т. п.

Но главное демография. Вот читаю в последнем номере газеты "Знание-власть": "Через 30 лет население России по оптимистическому(!) сценарию сократится на четверть, а в США возрастет на треть. Уровень рождаемости в России в два раза ниже простого воспроизводства". От кого же зависит изменение ситуации? От власти, конечно же, во многом.

Нам, действительно, необходимо покаяние во всех компромиссах, нарушающих канонические правила и достоинство Церкви, связанных с ее отношениями с государством, особенно, в ХХ веке, включая Декларацию митрополита Сергия 1927 г, где недопустимо отождествляется позиция Церкви с интересами безбожного государства, неправильно трактуются слова апостола Павла "несть власти, аще не от Бога"… и особенно в последние годы, когда мы наблюдаем соблазнительный тандем Церкви и государства по вопросу глобализации.

– А что по поводу глобализации?

– Очень правильно говорится в Обращении об ошибочном утверждении, что "принятие внешних знаков и символов, навязываемых новым временем, не может повредить душе без ее сознательного отречения от Бога". Я всегда привожу слова В. Филимонова, ученого из Петербурга: представьте себе схимника, у которого на одеянии вместо крестов расшитых будут везде три шестерки и который будет говорить – ничего, мол, страшного, внешнее внутреннему не вредит. Это же абсурд! На самом деле, между внутренним и внешним существует органическая связь. Внешний знак, символ, имеет либо положительный, либо отрицательный знак, несет определенную духовную нагрузку, которая напрямую воздействует на душу.

Особенно важно, что Владыка Диомид отметил неприемлемость присвоения ИНН храмам и монастырям. Вот мы еще как-то чудом держимся. А ведь немало пострадало в последние годы противников глобализации за непринятие таких вещей, так что случаи дискриминации и "неканонических мер наказания", о которых говорится в Обращении, были налицо.

Кстати, а как Ваше сейчас положение – единственного в Москве храма, не принявшего ИНН. Проводили ли Вы годовое собрание, сдали ли отчет?

– Собрание проводили и отчет сдали. Накануне, как и в прошлые годы, ездили помолиться на могилку старца Сампсона.

Как Вы думаете, чем все закончится, какова будет судьба епископа Диомида? Уберут с кафедры? Ну, дальше Чукотки вроде бы некуда посылать?

– Есть разные меры. Я не знаю, как в этой ситуации поступит Священноначалие. Делать вид, что ничего не произошло? – Маловероятно. Скорее всего пожурят на Синоде, призовут "одуматься", укажут на недопустимость таких широких обращений, "соблазняющих малых сих и не служащих ко благу Церкви". Могут перевести на другую кафедру в качестве викарного епископа – помощника правящего, могут в монастырь временно сослать.

Непонятно, в чем заключается криминал? Человек ведь озвучил то, что он думает.

– Криминал, видимо, с точки зрения Священноначалия, не в том, что он думает, а в том, что он вынес это, может быть даже не желая, на всеобщее обсуждение. Думай, что хочешь, но молчи!

Ну а где же тогда соборность? Вероятность озвучить то, о чем написано в Обращении, на Соборе, в обстановке, которая там иной раз царит, как рассказывал Владыка Ипполит, другой мой земляк из Донбасса, довольно небольшая.

Мне кажется, что сейчас обостряется дилемма – как быть дальше? Продолжить репрессии, навешивание ярлыков на несогласных, или, наконец, прислушаться к голосу тех, кто выражает тревогу в отношении апостасийных процессов в церковной жизни? Боюсь, что ко второму еще не готовы. Велик соблазн додавить, "держать и не пущать!"

В Обращении говорится о том, что существует необходимость созыва Поместного Собора РПЦ МП. Вы согласны с этим?

– Я считаю, что это очень актуально. Все объяснения, которые даются насчет того, почему Поместный Собор не собирается, неудовлетворительны. Я считаю, что это серьезное попрание принципа соборности, что причиной этому является боязнь голоса народа, боязнь, что будут озвучены какие-то неудобные вопросы, решения которых будут добиваться с участием народа. Возьмите пример старообрядцев. Там на Соборах в обсуждении важных церковных вопросов участвуют представители среднего духовенства, представители мирян. И это происходит довольно часто. И там есть критика в адрес церковных властей, но уровень соборности находится на более высокой ступени. Поэтому то, что отменили пункт Устава 1988 года касательно регулярно проводимого Поместного Собора и заменили в 2000 году Архиерейским Собором – по сути, это похоже на тихий переворот.

- Это ведь просто антиканоническое решение?

- Конечно, антиканоническое.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-
Credo.Ru"


    В сюжете:

20 сентября 2007, 13:48  
Союз православных братств провел семинар по сельскому хозяйству
13 сентября 2007, 11:54  
Глава Синодального отдела РПЦ МП заявил о намерении разработать программу совместных мероприятий с Союзом православных братств (игумена Кирилла)
15 августа 2007, 15:32  
МЫСЛИ: Г.Н. Литвинов, председатель Днепропетровского отделения СПБ Украины. БРАТСТВА НИКОГДА НЕ ВЕРНУТСЯ ПОД ОВЦСОВСКИЕ ХОРУГВИ. Последние перемены в Союзе православных братств укрепят связи между православными России и Украины
14 августа 2007, 17:30  
Совет СПБ игумена Кирилла утверждает, что оппоненты из СПХ были приглашены на перевыборную конференцию "братчиков"
14 августа 2007, 11:50  
ИНТЕРВЬЮ: Сопредседатель Союза православных братств игумен КИРИЛЛ (Сахаров): «Только созидание и никакой деструкции»
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования