Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
27 декабря 2006, 19:45 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Пока греки отдыхают, русские пробуждаются. В уходящем году активность русских истинно-православных групп превзошла традиционно энергичных греков. 2007 год обещает быть еще более интересным


События в истинно-православных Церквах в 2006 год развивались зеркально симметрично по отношению к 2005 году. В 2005 году наиболее яркие новости приходили из ИПЦ греческой традиции, а в русских ИПЦ лишь прогнозировались бурные события на ближайшее будущее (можно напомнить текст нашего комментария по итогам 2005 года). Теперь русские и греки поменялись местами: у греков все замерло в пусть и не равновесном, но стационарном состоянии, а у русских все пришло в движение, иногда вихреобразное. Впрочем, обо всем по порядку.

Ситуация в ИПЦ греческой традиции

2005 год оставил после себя две общезначимых проблемы: возглавление ИПЦ Кипра (находящейся в общении с "Матфеевским" Синодом) и статус церковной организации Митрополита Кирика, официально отделившейся в 2005 году от "Матфеевского" Синода и официально же давшей понять, что в ней считают возможным создание нового Синода через единоличную епископскую хиротонию.

Обе проблемы в течение всего 2006 года оставались в замороженном состоянии: никто ничего не делал, но и позиции своей не менял. Что это означает, и что в этом значимого?

Временная администрация ИПЦ Кипра, несмотря на недостаток церковно-политического влияния на афинский "Матфеевский" Синод, показала себя мудрой и дипломатичной. Она не допустила никакого обострения отношений между двумя Церквами, но и не пошла на уступки относительно своего статуса. Дело в том, что неформально статус ИПЦ Кипра едва ли не выше, чем статус ее "Церкви-сестры" в Греции. Греческие "матфеевцы" имеют (во многом, заслуженную) репутацию людей ригидных, малопригодных к миссии в греческой диаспоре и в Западном мире, и неслучайно, что многочисленные "матфеевские" приходы в Западной Европе, США и Австралии находятся, чаще всего, в подчинении Кипра. Кроме того, ИПЦ маленького острова-государства Кипр является единственной истинно-православной Церковью, которая, хотя и не имеет сейчас епископа, но имеет каноническую структуру поместной Церкви. Позволить афинскому "Матфеевскому" Синоду вмешиваться в свои внутренние дела означало бы для ИПЦ Кипра впустить в свою среду тот печальный опыт администрирования, который был свойственен "Матфеевскому" Синоду в течение последних 15 лет…

Ситуация с ИПЦ Кипра, одной из главных миссионерских Церквей истинного православия, где не могут избрать епископа, не является патовой, как это может показаться. Подобный статус кво можно сохранять достаточно долго, даже лет пять и более, а за это время подвернется случай, когда церковно-политическая конъюнктура изменится, и в афинском Синоде можно будет "продавить" нужное Кипру решение. Вероятно, и в Афинах надеются на то же самое, но в свою пользу. Однако, при их известных административных особенностях, с одной стороны, и при известной твердости позиции Кипра, с другой, прогноз нужно делать в пользу Кипра.

Кстати, о церковно-политической конъюнктуре вокруг "Матфеевского" Синода. Именно в ней может заключаться общезначимость нынешней группы Митрополита Кирика. Пока что ее можно считать бомбой, заложенной под "Матфеевский" Синод, но еще без включенного часового механизма. Включением часового механизма станут единоличные хиротонии, если они совершатся. Это бомба не такой мощности, чтобы вовсе разнести на куски "Матфеевский" Синод, но все же достаточная, чтобы причинить серьезные разрушения, после которых "Матфеевский" Синод станет еще более беззащитным по отношению к воздействиям извне.

Группа Митрополита Кирика смогла бы к себе привлечь (на должности архиереев) наиболее амбициозных и наиболее "ригидных" клириков нынешнего "Матфеевского" Синода (другие в нее не пойдут), тем самым "вымывая" из этого Синода наиболее радикальные элементы. Это сделает основную матфеевскую структуру более открытой или даже вовсе беззащитной перед влиянием флоринитов (Синода Митрополита Хризостома, воздействие которого совершенно отчетливо ощущалось во всех расколах матфеевцев с 1990-х годов).

В остальных греческих юрисдикциях формально "ничего не происходит". Это значит, что, если что и происходит, то неформально, то есть на глубинном уровне. На этом уровне особенно выделяется главный из флоринитских Синодов — ИПЦ Греции Архиепископа Афинского Хризостома. Когда-то очень энергичный предстоятель этой Церкви теперь по возрасту и здоровью фактически отошел от дел, и административные изменения в этой Церкви неумолимо надвигаются. Но тут рано делать конкретные прогнозы.

Пасьянс из "осколков": ситуация в ИПЦ русской традиции

1. РПЦЗ(Л)

Среди русских ИПЦ главным ньюсмейкером, бесспорно, была и остается та часть РПЦЗ(Л), которая категорически противится слиянию с РПЦ МП, которой не удалось сорвать РПЦЗ(Л) как созревший плод — ей оставили только брошенный на землю огрызок.

Категорически несогласных подчиниться новообретенной "матери-Церкви" в РПЦЗ(Л) достаточно много (эксперты-"лавровцы" называют даже цифру в 60 %), и это не только одиночные миряне, монашествующие и клирики, наличие или отсутствие которых никак не отразится на церковных структурах, но и целые объединения клириков и мирян, а также два епископа — пожилой и находящийся на покое епископ Даниил Ирийский и весьма активный епископ Агафангел Одесский.

Структурно эти силы организованы следующим образом:

На территории СНГ (Украина и в небольшой степени Беларусь и Молдова) — компактная епархия епископа Агафангела, где желающих соединиться с РПЦ МП нет вовсе. Это, в любом случае, основной (потому что организованный) бастион сопротивляющейся РПЦЗ(Л).

С остальными силами сопротивления в РПЦЗ(Л) дело обстоит настолько туманно, что точного положения здесь не знает никто. Можно заметить значительную активность мирян и духовенства в Северной Америке, но еще вопрос, насколько эта активность сможет вылиться в нечто конструктивное. Иными словами, смогут ли здесь создать костяк церковной организации, для которой можно будет посвятить новых епископов.

В Южной Америке и Австралии у сил сопротивления активности гораздо меньше, но зато именно в этих регионах приходы настроены наиболее последовательно против РПЦ МП. Там существенно меньше вероятность того, что приходы смогут самостоятельно объединиться в епархиальные структуры, но зато, как мы писали недавно, именно в этих регионах имеются перспективы для развития РИПЦ.

На территории России и в Западной Европе у РПЦЗ(Л) остается настолько мало приходов и прихожан, что их не может хватить ни для какого общезначимого "события". В этих регионах существование РПЦЗ(Л) в 2006 году окончательно завершилось, а почти все бывшие приходы и прихожане РПЦЗ перераспределились между другими ИПЦ. Существовавшая в Сибири епархия РПЦЗ(Л) во главе с епископом Ишимским Евтихием фактически развалилась. Символически этот процесс завершился переездом женского монастыря из Ишима под Одессу, в епархию епископа Агафангела, в сентябре 2006 года. Сам епископ Евтихий осудил "раскол", подал прошение Патриарху о приеме в РПЦ МП, но не был туда принят "сепаратно" и остался совершенно в дурацком положении, из которого вряд ли есть выход.

Несмотря на такую насыщенность событиями 2006 года, следующий 2007 год обещает быть для РПЦЗ(Л) не менее интересным.

Главная интрига 2007 года — удастся ли той части РПЦЗ(Л), которая не пойдет на соединение с РПЦ МП, создать собственную иерархию и провести Пятый Всезарубежный Собор. Пока что планы там именно такие, и нельзя сказать, будто существуют какие-нибудь законы природы, которые запрещали бы такое развитие событий. Но это теория. А на практике нужно смотреть на конкретные лица потенциальных деятелей — на их профессиональные навыки и на сложность задуманного. Такой взгляд особого оптимизма не внушает. Если у людей не хватило профессионализма даже для того, чтобы не довести ситуацию в РПЦЗ(Л) до ее нынешнего состояния (и они искренне уверены, будто ничего поделать было "нельзя"), то трудно всерьез надеяться на то, что те же самые люди смогут сейчас выполнить весьма сложную организационно-техническую работу. Возникает подозрение, что они планируют поручить непосредственно Богу такую долю работ, за которую Он, может быть, не возьмется.

Более вероятные прогнозы нужно связывать с распределением основной массы нынешних общин РПЦЗ(Л) между РИПЦ и (временно) епархией епископа Агафангела.

Будущее епархии епископа Агафангела представляет особенный интерес, так как оно, независимо от чьих-то личных желаний, окажется связанным с судьбой других Церквей Украины, в жизни которых, возможно, будут происходить значительные изменения. Повторим наше пожелание нынешней Одесской и Таврической епархии РПЦЗ(Л) - превратиться в самостоятельную Истинно-православную Церковь Украины — в общении с Истинно-православной Церковью России и вне всяких политических и национальных склок.

2. РИПЦ

В 2006 году РИПЦ (Русская Истинно-Православная Церковь — российская часть РПЦЗ(В), образовавшая собственный Синод в 2002 году) переживала свои лучшие времена, а на 2007 год можно прогнозировать для нее времена, так сказать, еще "более лучшие".

В 2005 году РИПЦ с успехом вышла из неизбежного кризиса, вызванного кончиной ее первоиерарха Архиепископа Лазаря, так что к началу 2006 года она вновь была живой и работоспособной церковной структурой. В отличие от почившего Архиепископа Лазаря, ее новый предстоятель, Архиепископ Тихон, оказался человеком вменяемым, дипломатичным и свободным от некоторых типичных для "старой" РИПЦ идеологических шор. Поэтому новая РИПЦ получилась миссионерской и активной, готовой к экспансии, естественным объектом которой должны были стать и стали на самом деле приходы РПЦЗ(Л).

Продолжение этой экспансии нужно прогнозировать до лета 2007 года. Успехи РИПЦ при этом будут существенно зависеть от ее физической активности и, главным образом, от активности ее первоиерарха лично. В течение первого полугодия 2007 года в РПЦЗ(Л) будет оставаться еще довольно много не определившихся общин, для которых вариант присоединения к РИПЦ является теоретически приемлемым. Но к осени 2007 года те из них, что не успеют к тому времени избрать РИПЦ, в большинстве случаев успеют для себя выбрать что-либо другое, и тогда уже предложения РИПЦ перестанут для них быть актуальными.

Поэтому в первом полугодии и летом 2007 года можно пожелать РИПЦ "ковать железо, пока горячо". И не забывать, что особенно много такого "железа" в Южной Америке и Австралии.

В случае заметных миссионерских успехов РИПЦ нужно будет прогнозировать также и некоторые изменения во внутренней жизни этой Церкви. Они будут связаны с уменьшением русского этнического компонента в ее идеологии и, тем самым, к преодолению "системного барьера", отделяющего ее от РПЦЗ(В) и РПАЦ.

3. РПЦЗ(В)

В этом "осколке" РПЦЗ изменения, которые принес 2006 год, оказались наиболее радикальными. Именно по этой Церкви непосредственно ударила "историческая" кончина Митрополита Виталия в сентябре 2006 года.

Еще при жизни Митрополита Виталия, летом 2006 года, РПЦЗ(В) раскололась на две части. Во главе одной из них, которая уже успела провести в ноябре 2006 года свой Собор, встал архиепископ (ныне - Митрополит) Антоний (Орлов), а другая впала в тяжкий организационный хаос.

Церковь Митрополита Антония (Орлова), официально принявшая название "Российская Православная Церковь" (РосПЦ), заявила о себе как о воплощении популярного в РПЦЗ лозунга Церкви "маленькой, но чистой, как кристалл". Действительно, из документов ноябрьского Собора этой Церкви можно сделать вывод, что особенной миссионерской работы среди мирян и рядовых клириков других юрисдикций она вести не планирует, и даже сама процедура перехода в нее из РПЦ МП довольно затруднена (через крещение). На фотографиях архиерейских хиротоний и Митрополичьей интронизации, совершенных осенью 2006 года в этой Церкви, бросается в глаза отсутствие каких-либо толп (или даже групп) верующих.

Тем не менее, первые же недели после ноябрьского Собора показали, что эта Церковь все же имеет определенный миссионерский потенциал. К ней присоединился бывший клирик РПЦЗ(Л) архимандрит Иоанн с пятью приходами, тотчас же рукоположенный во епископа Запорожского (каковым он когда-то был в Киевском патриархате, но РПЦЗ не признала тот сан). При его приеме архиереи РосПЦ проявили "икономию", нарушив требование заново крестить и рукополагать всех крещенных и рукоположенных еретиками, тем самым показав, что они, скорее, хозяева своего слова, нежели рабы. На уровне системном они показали другое: их Церковь готова принимать всех тех, кто придет в нее, что называется, не с пустыми руками. В частности, искатели архиерейских хиротоний должны приходить с готовыми епархиями.

Значительного роста новообразованной РосПЦ ожидать не приходится, так как в российских ИПЦ осталось мало структур, подобных Запорожской епархии епископа Иоанна. Возможно, в чуть более отдаленном будущем положение как-то изменится, но тут лучше ничего пока не прогнозировать, так как пока еще имеются обоснованные сомнения в прочности объединения даже наличных епископов РосПЦ. Следующим кандидатом на архиерейскую хиротонию в РосПЦ мог бы стать нынешний единственный активный клирик РПАЦ в Украине, архимандрит Иаков, которого летом 2006 года Митрополит Валентин обещал рукоположить в епископы, но в последний момент, уже после прибытия кандидата в Суздаль, почему-то не рукоположил. Архимандрит Иаков известен своей принципиальностью в борьбе с ИНН и тому подобными по уровню опасности "угрозами" истинному православию.

Оставшаяся ("жуковско-целищевская") часть РПЦЗ(В) запланировала свой организационный Собор на какую-то неопределенную дату "после святок 2007 года", но время святок уже близко, а о подготовке Собора ничего не слышно. Ни для кого не секрет, что этому Собору мешает неразрешимое противоречие между прежним неформальным, но властным лидером РПЦЗ(В) парижским протоиереем Вениамином Жуковым и главой единственной функционирующей в РПЦЗ(В) епархиальной структуры — епископом Владивостокским Анастасием (Суржиком). Протоиерей Жуков хочет сохранить свою власть, несмотря на то, что он больше не может действовать именем Митрополита Виталия. Формальными выразителями его власти являются два епископа — епископ без определенного места жительства Владимир (Целищев), пребывающий в США, и епископ Антоний (Рудей), имеющий небольшое число верующих в Молдове. (Четвертый епископ этой Церкви, Варфоломей (Воробьев), по возрасту и состоянию здоровья пребывает фактически на покое в канадском доме для престарелых).

В нынешней РПЦЗ(В) имеется, таким образом, небольшая группа приходов в Западной Европе, Северной Америке и Молдове, подчиненная протоиерею Жукову, и организованная епархия в Приморском крае России во главе с епископом Анастасием. Между этими полюсами разбросано небольшое количество российских общин, находящихся в состоянии большей или меньшей дезориентации и дезорганизации.

Очевидно, что для будущего восстановления поместной структуры Российской Церкви существенное значение имеет епархия РПЦЗ(В) в Приморском крае, а все ее остальные приходы не смогут сами объединиться в жизнеспособную церковную структуру. Протоиерей Жуков теперь, после смерти Митрополита Виталия, не может основывать свое управление на чем-либо ином, кроме собственного желания поуправлять и растерянности и безынициативности тех приходов, которые захотят ему подчиниться.

Возможно, епископ Анастасий еще будет совершать какие-то попытки найти компромисс с протоиереем Жуковым, но можно быть уверенным, что такие попытки могут иметь только один смысл: доказать колеблющимся приходам РПЦЗ(В) миролюбие епископа Анастасия. Будущего у Церкви с участием одновременно епископа Анастасия и протоиерея Жукова нет.

Очевидно, что для соответствующей части РПЦЗ(В) 2007 год обещает быть достаточно неспокойным.

4. РПАЦ

Для РПАЦ 2006 год принес относительную стабилизацию и первые признаки выхода из ее кризиса 2005 года, связанного с антиканоническими действиями Митрополита Валентина.

В составе РПАЦ была создана Инициативная группа клириков и мирян, которая выступила с разъяснением канонического положения этой Церкви. Было указано, что в РПАЦ так и не были сформированы канонические органы управления полномочным для этого органом, Архиерейским Собором, и поэтому даже группа епископом с постоянно меняющимся составом, именовавшаяся Синодом РПАЦ, существовала лишь как орган без самостоятельных полномочий при Митрополите Валентине. В случае возникновения по-настоящему спорных вопросов этот орган не имел канонического авторитета и легитимности, основанной на прозрачной и согласной с церковными правилами процедуре его формирования. Впрочем, к началу 2006 года даже в таком виде Синод РПАЦ прекратил свое фактическое существование. Вместо этого Митрополит Валентин стал издавать документы от имени "постоянных членов Архиерейского Синода", которыми он объявил себя и живущих в Суздале подчиненных ему архиепископа Феодора и епископа Иринарха. Со всеми остальными епископами РПАЦ у Суздаля не сохранилось рабочих отношений. Исключение составляет лишь рукоположенный в июне епископ Андрей, постоянно живущий в США и окормляющий приход родственников покойного епископа Григория (Граббе).

В настоящее время внутри РПАЦ четко выделено два центра власти, между которыми находятся все остальные приходы и епископы. Одним центром, более символическим, нежели фактическим, является Митрополит Валентин, чье влияние сильнее всего в Суздальском районе Владимирской области. Другим центром стала Инициативная группа духовенства и мирян, влияние которой однозначно преобладает в Санкт-Петербурге и на Урале, а также достаточно велико в Москве. Все остальные центры церковной жизни РПАЦ (их еще около пяти), так или иначе, балансируют между этими полюсами, сохраняя общение с обоими.

Инициативная группа видит свою текущую задачу не в восстановлении прежней РПАЦ, которая и была по своей сути лишь временной церковной организацией, а в вовлечении РПАЦ в интеграционный процесс с остальными "осколками" прежней РПЦЗ, а также в нормализации церковных отношений между ИПЦ России и ИПЦ греческой традиции.

В отличие от Инициативной группы, "суздальский" центр РПАЦ не ставит перед собой сколько-нибудь ясных задач, кроме сохранения, собственно, суздальской общины и ее храмов. Судя по Рождественскому посланию Митрополита Валентина, им овладели пессимистические настроения (послание призывает чад РПАЦ готовиться к скорому переходу в подполье и к сдаче храмов). Архиепископ Феодор, считавшийся преемником Митрополита, также стал проявлять признаки сильного недомогания и отходить от дел. В этом невозможно не видеть естественной реакции на дезорганизацию церковной жизни и, в частности, обстановку в суздальском архиерейском доме. Впрочем, в 2006 году в пределах своей епархии проявил активность третий и самый молодой "суздальский" епископ — епископ Тульский и Брянский Иринарх. В его епархии еще в 2005 году было организовано несколько новых приходов за счет общин, присоединившихся из РПЦ МП, и 2006 год стал для этих общин периодом становления и развития.

РПАЦ не имеет будущего как отдельная церковная организация, поскольку ее будущее — в объединительном процессе российских ИПЦ. При этом Инициативной группой будут, как и раньше, предприниматься усилия, чтобы в РПАЦ не произошло раскола.

Перспективы

Постараемся выделить главные тенденции, развития которых следует ожидать в 2007 году. Критерием важности для нас будет служить перспектива возрождения Поместной Российской Церкви.

1. Формирование ИПЦ Украины на основе нынешней епархии епископа Агафангела (РПЦЗ(Л)). Напомним, что возрождение Поместной Российской Церкви не обязательно должно быть в виде единой административной структуры. Вполне возможно и объединение нескольких автокефальных, но состоящих друг с другом в общении Церквей (например, России, Украины и Латвии).

2. Расширение и внутреннее преображение РИПЦ (переход от идеологии этнического православия и наивного политического монархизма к идеологии собственно истинно-православной Церкви).

3. Интеграционные тенденции между соответствующими центрами внутри РПЦЗ(В) и РПАЦ.

Игумен Григорий,
для "Портала–Credo.Ru"


    В сюжете:

10 января 2007, 12:01  
МОНИТОРИНГ СМИ: Итоги года. Между русским большинством и православным меньшинством
05 января 2007, 14:29  
МНЕНИЕ: "В нашей Церкви начинается обсуждение важнейших проблем в форме дискуссии. Этого не было с 1918 года!" - настоятель храма Трех Святителей на Кулишках протоиерей ВЛАДИСЛАВ СВЕШНИКОВ
05 января 2007, 13:20  
МЫСЛИ: Михаил Ситников. ДЕЙСТВИЕ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ. Активность противников свободы совести становится залогом их краха. Некоторые выводы по итогам 2006 года
04 января 2007, 15:36  
МНЕНИЕ: "Митрополит Кирилл - выдающаяся личность в Русской Православной Церкви" - прихожанка Западноевропейского Экзархата Московской патриархии, профессор ИРИНА КИРИЛЛОВА (Англия)
04 января 2007, 14:26  
МНЕНИЕ: «В 2006 году не высветилось новых значимых людей в религиозной жизни» - благочинный приходов Русской Православной старообрядческой Церкви в Санкт-Петербурге священноиерей ГЕННАДИЙ ЧУНИН
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования