Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
24 октября 2006, 19:15 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: От полиции до политики. Политичность как угроза существованию православия


Визит Вселенского Патриарха Варфоломея на Святую Гору Афон на этот раз подается в СМИ исключительно как "объединительно-изгоняющий". Речь идет, разумеется, об иноках Эсфигменского монастыря, которые отказываются поминать Патриарха из-за экуменических контактов и молений самого кир Варфоломея и его предшественников – Димитрия, Афинагора и Мелетия. Такие контакты и правда были, и молитвы совместные были и есть – в этом нет секрета. По традиции в Константинополе считают, что в борьбе с турками все средства хороши. Только в XIII-XV вв. это была борьба за выживание, а теперь – борьба за лучшие условия жизни Фанарской верхушки.

Речь Патриарха, обращенная к мятежным монахам, была выдержана в подчеркнуто миролюбивых тонах "придите в радость господина своего", "нельзя жить без епископа" и т. д. Справедливости ради надо сказать, что епископ у эсфигменитов все же есть, но не тот, которого признает Вселенский патриархат в Фанаре. Это – "альтернативный" (в терминологии официальной фанарской канцелярии – "раскольный" и "неканонический") старостильный Синод епископов. С точки зрения отвлеченно-социологической, епископ-старостильник – такой же епископ, что и фанарские иерархи. Но с точки зрения политической – это не так.

И истинный смысл визита Патриарха на Афон – разрешение затянувшегося кризиса, который может зародить подозрения в неспособности Фанара контролировать ситуацию, иначе говоря, - скорейшее изгнание иноков из обители. Они должны соответствовать тому месту, которое политико-религиозный истеблишмент определил для "православной альтернативы" – маргинальная ниша.

Заметим в скобках, что для Афонской горы наличие вполне приличных по иноческим меркам аскетичных иноков Эсфигмена – не большая проблема. Куда хуже обстояло дело во время "афонской мерзости", когда в XII-XIV вв. на Святую Гору приехали крестьяне с семьями, в обителях поселились мужики с бабами и светские нормы вытеснили былую строгость. При турках большинство монастырей перешло на полусветский режим существования (особножительный или идиоритм), многие монахи даже не ходили на общие службы. Упадок был огромный! В те времена даже и не стоял вопрос о поминании Патриарха… Тот упадок во многом был уврачеван русскими иноками, паломниками, буквально спасшими Афон в XV-XVII вв. Другой смутой стал "русский бунт" 1912 г., когда иноки-"имяславцы" (или, как называли их противники "имябожники") отказались подчиняться русскому Синоду и решениям халкинских (по сути фанарских) богословских комиссий. Дело кончилось полицейской акцией и выдворением диссидентов на специальном пароходе в Россию.

Видимо, к этому довольно постыдному прецеденту и отсылает кир Варфоломей, намекая инокам-зилотам на полицейские действия. Другое дело – что время нынче уже не то, что было в 1912 г. Греция – член НАТО и Евросоюза, Турция – практически тоже… В ответ на силовые действия последует реакция общественности, шум в прессе – Патриархату это совсем не нужно. Он существует в модусе, в пространстве, которое надо назвать "политикой".

Это значит, что решения Патриарха и его канцелярии определяются не вероучительными или каноническими, а политическими причинами: социальной целесообразностью, экономическими механизмами, волей мировых держав, спонсоров и, наконец, политической конъюнктурой. Сейчас вопрос противостояния со старостильными "альтернативщиками" в Греции и на Афоне уже не так остер. Их сравнительно немного, ведут они себя в политическом плане вполне нейтрально. Но патриархат должен продемонстрировать волю и силы, "поиграть мускулами" в преддверии выяснения отношений с РПЦ МП. Показав, что он контролирует Афон, кир Варфоломей покажет, что он сможет контролировать и другие территории, из-за которых разгорелись споры с РПЦ МП.

Что же касается старостильников, то их проблема – в их "альтернативности", в которой они замкнулись и не могут встроиться в политический контекст. Уходя от односторонности, можно назвать ее "неполитичностью" или "неконвенциональностью". С одной стороны, выключенность "неполитических православных" из политики создает для них возможность соблюдать худо-бедно разные каноны и догматы: не молиться с католиками, не принимать новый календарь, не принимать сомнительных клириков.

Но вместе с тем, маргинальность выключает эти группы из активной общественной жизни и способствует узости (когда все проклинают всех из-за того, например, как волосы у ангелов на иконах написаны – этот тип нам известен по мелким беспоповским толкам). Именно поэтому с ними сложно и просто невозможно вступить в диалог. В греческом православии немало (даже, наверное, большинство) людей сочувствующих идее старостилия, акривии, но отвращающихся от старостильников реальных из-за их замкнутости. Можно конечно сказать, что дело еще в том, что государственно-этническое православие изначально ориентировано на "широкий путь" и минимизацию канонов и догматов. Это будет верно. Но парадоксальным образом именно этот путь потихоньку становится реальной перспективой в России.

Если во времена христианских монархий политичность православию могла иногда и не вредить (в некоторые периоды Византии, например или в Древней Руси, где иерархи стояли к власти нередко в нравственной оппозиции), то в новое время она выходит на первые позиции в списке угроз существованию православия в его традиционной каноническо-догматической форме.

Любопытно, что недавнее заявление митрополита Кирилла о староверах укладывается именно в эту же плоскость. Говоря об отсутствии прорыва и практическом отсутствии диалога с теми православными, которых с легкой руки екатерининского ведомства стали именовать неудачным словом "старо-обрядцы", глава ОВЦС сказал, что русские "неполитические православные" - "достойная, но малозначительная" часть народа. Заметим, что он не сказал "малочисленная" – это было бы корректно – ведь староверов всех согласий в России никак не более миллиона (это еще по самым оптимистичным оценкам), разумеется, если учитывать только церковно-верующих, а не "староверов по рождению", не ходящих в церковь. Но митрополит Кирилл сказал "малозначительная", разумея "неполитическая", не оказывающая влияния на общественную жизнь. Отчасти правда и это, но тут необходимы коррективы.

Оказавшись в положении гонимых, староверы выработали у себя норму "неполитического бытия" как наиболее удобную форму хранения церковного предания (догматов и канонов) от нравственной ржавчины и посягательств государства. А в качестве консерванта применили народный уклад жизни, архаические нормы и бытовую строгость. Так можно сохранить от размывания догматико-каноническую основу христианской Церкви, которая неизбежно корродирует на открытом воздухе и превращается в "политический продукт", т.е. в то, что иногда именуют "мировым православием", да и просто "открытым христианством". Этничность и неполитичность никогда не была для староверов самоцелью – они была лишь средством сохранения "узкого пути". Христианству вообще, кажется, вредит открытость основы. Открытыми должны быть люди, исповедующие христианство, а догматико-канонической основе неизбежно грозит выветривание. От христианства остаются лишь остаточные породы.

По этой причине для большей эффективности христианского "мессиджа" в пост-православной среде не стоило бы загонять "неполитичекое православие" полицейскими или PR-методами в рамки политики с ее выветриванием и коррозией. Гораздо более верным будет правильный подбор консерванта. В современном обществе дуют слишком сильные ветра.

Алексей Муравьев,
для "Портала-
Credo.Ru"


    В сюжете:

30 января 2017, 19:22  
Греческий суд приговорил к длительным срокам тюремного заключения игумена и часть братии афонского монастыря Эсфигмену, прервавшего общение с Константинопольским Патриархом
24 мая 2016, 15:35  
Игумен истинно-православной братии афонского монастыря Эсфигмену прояснил некоторые вопросы, касающиеся его переговоров с властями
21 апреля 2016, 11:48  
РЕПОРТАЖ: ИПЦ без Эсфигмену? Афонский зилотский монастырь Эсфигмену решил восстановить евхаристическое общение со Вселенским патриархатом
28 ноября 2014, 18:41  
Власти Греции вручили монахам монастыря Эсфигмену на Афоне очередное уведомление о выселении
06 ноября 2014, 12:32  
50 вооруженных полицейских участвовали в захвате медицинского изолятора старостильного монастыря Эсфигмену в Фессалониках; арестован тяжело больной монах
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования