Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
09 октября 2006, 16:26 Распечатать

ИНТЕРВЬЮ: «Хочется верить, что вероучительная исповедническая позиция РПЦЗ будет в полноте воспринята верующим русским народом». Джорданвилльский инок Всеволод (Филиппьев) рассказал «Порталу-Credo.Ru» о своих книгах, о мире и Церкви


В США начинается работа над фильмом по книге "Начальник тишины". Ее автор - наш соотечественник, инок Всеволод Филиппьев, живущий в Свято-Троицком монастыре РПЦЗ(Л) в Джорданвилле. В семинарии при монастыре он преподает гомилетику и патрологию, а также редактирует издания РПЦЗ "Православную Русь" и "Православную жизнь". Его роман был впервые опубликован в США, где имел большой успех. Вскоре книга вышла в Европе и в России. Несмотря на то, что на родине автора роман вышел 40-тысячным (!) тиражом, сегодня "Начальника тишины" можно найти разве что в библиотеке. Значительная часть тиража разошлась "в местах не столь отдаленных" – в тюрьмах и на зонах. Сегодня отец Всеволод работает над продолжением "Начальника тишины" - книгой "Ангелы приходят всегда".

Портал-Credo.Ru: Как найти и прочитать Вашу первую книгу, "Начальник тишины", которую ищут сегодня очень многие?

Инок Всеволод: Сейчас готовится ее новое издание, так что в скором времени роман станет более доступным.

- Пока этого не произошло, скажите вкратце - о чем книга "Начальники тишины"?

- Я ставлю вопрос и перед самим собой и перед читателем: "Что было бы, если бы Спаситель пришел сегодня?". Как встретили бы Его люди, появись Он на улицах Москвы или Нью-Йорка? Для многих из нас исторический Христос отделен двумя тысячелетиями, а ведь это неверно. Он - жив, и встреча с Ним возможна для каждого человека... Говоря шире - книга о пути человека к Богу. В чем-то она автобиографична. Действие происходит в 90-е годы в Москве и в Санкт-Петербурге, в Нью-Йорке и в абхазской пустыне…

- А Ваша новая книга?..

- Я пишу ее по зову сердца, а не потому, что меня просили непременно продолжить "Начальника тишины". И здесь разговор идет уже о прямо противоположном - о потере веры в Бога. Ведь и такое бывает – вспомним 1917-й год, когда народ–богоносец отступил от Бога, стал разрушать церкви… И, увы, подобное несчастье - потеря веры - может случится с каждым из нас в любой момент. Возможно ли всегда хранить огонек веры в своем сердце, и если да, то как это сделать - вот какие вопросы пытаются решить герои моей новой книги.

- Сегодня ситуация все-таки иная, церкви не только не разрушают, а возвращают, восстанавливают, но многие ли приходят в Церковь всерьез?..

- Мне кажется, что более оптимистической в этом смысле была атмосфера эпохи перестройки и время сразу после нее. Собственно, это был и период моего обращения к вере. Тогда я пришел в московский храм в Тушине, где служил отец Федор Соколов – знаменитый был приход в годы перестройки. А в 1992 году, когда мне было 22 года, я уже оказался трудником на Валааме. Тогда состояние обители было очень тяжелым. Как известно, там прежде жили ссыльные, в том числе и уголовники, и им совсем не нравилось, что теперь их помещения, их жилье, отданы монастырю – им попросту стало негде жить. Но постепенно все по милости Божьей устроилось.

- Но что заставило Вас, молодого человека, уйти в монастырь?

- Это, конечно, весьма личный вопрос - были определенные, весьма драматические события в моей жизни, о которых не хотелось бы рассказывать, тем более, что главное все же заключается в том, что Господь Сам приходит к нам, а не мы к Нему. Вообще в ту пору очень многие обращались к вере. Тогда происходил, можно сказать, настоящий духовный подъем, многие пошли в монастыри. На Валааме был тогда, например, известный рок-музыкант Павел Смеян, знаменитый по спектаклю "Юнона и Авось" в Ленкоме - да и не он один. Валаам начинал свою новую жизнь с самого строгого устава, когда службы по праздникам происходили в час ночи, а по будням – в три часа утра. Был в этом, конечно же, определенный максимализм, свойственный сознанию неофитов. А потом все же монастырю пришлось вернуться к обиходному уставу - просто не выдержали.

- Сколько лет вы провели в монастыре на Валааме?

- Три года.

- Сегодня по прошествии уже большого промежутка времени, что вы думаете о неофитах, каковым вы были сами, тогда - на Валааме?

- Конечно, лучше всего следовать срединным – "царским" – путем, об этом говорил и отец Серафим Роуз, большой подвижник минувшего века. Неофиты имеют горячность, часто перегибают палку, бывает, что и впадают в прелесть на своем пути, а кроме того порой их обращения имеют всего лишь временный характер – потом становится трудно и попросту скучно постоянно поддерживать столь высокий накал… Горячность – это, может быть, и хорошо, но она должна сочетаться с трезвением, с рассуждением, которые свойственны более тем, кто рожден в вере, кому она знакома с детства.

- С 1995 года вы живете в США и являетесь членом РПЦЗ, которая находится на пути сближения с РПЦ МП. Как вы к этому относитесь?

- У нас, православных, два крыла - это стояние в истине и стремление к единству во Христе. Вся мудрость в том, чтобы не отступать от чистоты Православия и в то же время сохранять единство православных. Разделение всегда ослабляет. Начиная с самого первого - трагического - разделения внутри русской православной Церкви в 17-ом веке, я имею в виду ревнителей "старой веры".

- …Иные из современных старообрядцев решаются критиковать даже святого Серафима Саровского. И критиковать - это мягко сказано. Они утверждают, что подвижник был чуть ли не одержим бесом…

- Но, ведь, это лишь еще больше свидетельствует только о том, что они стремятся всемерно оправдать СВОЙ исторический путь. Но они – лишь ветвь единой русской православной Церкви. Подлинное государственное и общественное единство русского народа невозможно при его духовной разобщенности. Поэтому стремление к единству всех частей русского Православия - благое стремление. Такое единство должно быть естественным, оно должно основываться на Христе и не быть вымученным и автоматическим. По-моему, разумеется, субъективному мнению, и РПЦ МП и РПЦЗ были всегда частями единого русского Православия. Они в известном смысле оставались всегда таковыми, ибо дело, если смотреть в корень, не в границах юрисдикций, а в чистоте Православия. Ведь даже на Святом Афоне мы можем попасть к монахам-отшельникам, ведущим чрезвычайно строгий образ жизни, живущим напротив друг друга - каждый в своей келье - но никогда не бывающим один у другого. Оба против экуменизма, оба не поддерживают новый стиль. Но общения между ними нет, хотя каждый верен Православию. В то же время - оба искренни. И это – главное. Поэтому я считаю, по преподобному Максиму Исповеднику, что критерием принадлежности к истинной Церкви Христовой является всежизненное исповедание Православия во всей его чистоте. А внутрицерковная жизнь никогда не была простой и к ней нельзя подходить со скальпелем мирской логики. Здесь все намного сложнее, и я бы сказал - таинственнее.

- Ну да, надлежит быть и разномыслиям…

- Конечно…

- Но как же быть в таком случаем "малым сим"?.. Ведь они могут так и вовсе разочароваться?..

- Малым сим надо научиться возрастать. Надо научиться не быть очарованными. Не хочешь разочаровываться, не нужно, стало быть, и очаровываться. Опять-таки вспомним святого Максима Исповедника, который будучи простым монахом, в конце своего жизненного пути, не относился ни к какой юрисдикции (так как в то время официальные представители всех патриархатов впали в неправоверие), не был под началом ни у одного из патриархов, не оставил после себя преемников. Но он был великим подвижником и учителем Церкви. И в конце концов его исповедание было утверждено Вселенским Собором, хотя это и случилось уже после его кончины. Конечно, существуют основополагающие вопросы, которые должны быть разрешены в случае объединения РПЦЗ и РПЦ МП – антиэкуменизм, антимодернизм, верность традиции, неподчинение безбожной власти - все это в идеале должно утвердиться в МП, как вероучительные принципы. Предстоит еще большая борьба за чистоту Православия внутри РПЦ МП. Я бы сказал, что с установлением канонических отношений между РПЦЗ и РПЦ МП борьба за чистоту Православия не завершится, а наоборот начнется с новой силой. Здоровая часть РПЦ МП уже давно ждет возможности опереться на архипастырей РПЦЗ. Хочется верить, что вероучительная исповедническая позиция РПЦЗ будет в полноте воспринята верующим русским народом. Но должен подчеркнуть, что в рамках нашей беседы последовательно и всесторонне излагать экклезиологическую концепцию все же затруднительно. В моих книгах "Охранительство", "Святорусское откровение миру" и особенно в новой книге "Путь святых отцов" этой теме уделено достаточно много страниц. Рекомендую желающим их прочесть.

- И все же, Вы полагаете, что сегодня спорные вопросы в отношениях между РПЦ МП и РПЦЗ преодолены?

- Верю, что с Божией помощью они будут преодолеваться постепенно - и экуменизм со стороны РПЦ МП - вспомним хотя бы недавно прошедший в Москве саммит религиозных лидеров – и, налет самодостаточности, а, быть может, даже и дух фарисейства, свойственный некоторым представителям РПЦЗ.

- Экуменизм – один из главных камней преткновения на пути объединения РПЦ МП и РПЦЗ. Почему так?

- Потому что диалог, то есть общение двух сторон, возможен лишь между исповедниками одной веры. Иначе нельзя. А "православные экуменисты" пока еще продолжают ошибочно считать, что диалог Православия и инославия возможен. Но мы видим из истории Церкви, что для нее свойственна миссия, а не бесконечный и ни к чему не ведущий академический диалог...

- Но и христиане, и иудеи, и мусульмане исповедуют единобожие.

- Да, но у нас не один и тот же Бог. Ни мусульмане, ни иудеи не верят во Христа, как в Бога, и те, и другие отрицают догмат Бога–Троицы.

- И соответственно миллиард мусульман не спасется?..

- Мы не можем этого сказать. Конечно, не исповедующие Христа - суть язычники. А значит, можно говорить об их спасении лишь судя по делам их совести. Хотя не забудем, конечно, и о том, что каждая душа по природе своей христианка. И каждая душа устремлена к Богу. В этом смысле все люди - несознательные единобожники или христиане, весь вопрос в том, чтобы в течение жизни прийти к осознания факта своего внутреннего врожденного христианства.

- Но в таком случае мы все же вполне можем говорить о спасении братьев-католиков?..

- Святой Варсонофий Оптинский говорит примерно так: "Спасутся ли католики - я не знаю, но если я пойду к католикам - то не спасусь, ибо уже имею полноту православной веры".

- Но вот и вы принадлежите к РПЦЗ, но являетесь духовным чадом иеросхимонаха Рафаила (Берестова) (брата отца Анатолия Берестова, создавшего и окормляющего в Москве центр по реабилитации наркоманов), находящегося за штатом, но в РПЦ МП…

- Да, это так. Все ключевые вехи моей жизни благословлены моим старцем отцом Рафаилом. Но еще на свое поэтическое творчество, а также на борьбу с экуменизмом до конца, я получил благословение от ныне покойного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), у которого я три раза бывал в Санкт-Петербурге. И один раз, кстати, вместе с отцом Рафаилом, о котором вы упомянули, и который вот уже многие годы спасается в абхазских горах.

- Если об отце Рафаиле, которого чаще называют старцем, многие говорят вообще как о полулегендарной личности, то о владыке Иоанне говорят зачастую совсем по-другому – вокруг него всегда было немало крайних националистов, даже фашистов…

- Если они как-то и были рядом с ним, то после кончины владыки Иоанна стало очевидно, что все они пошли своим путем, и я бы не сказал, что это тот духовный путь, который исповедовал митрополит. Что же касается отца Рафаила, то он действительно большой подвижник.

Но Абхазия и ее насельники – это вообще особый разговор, особенная тема. На самом деле об абхазских монастырях, об абхазских отшельниках, спасающихся в одиночку, знают так мало… Правда, часто потому, что сами пустынники не хотят, чтобы о них знали, потому что и по сей день на них все еще возможны гонения. Хотя, конечно, и не в такой степени, как это было при Советской власти, когда приходилось подвизаться в чрезвычайно трудных условиях. Ведь многие жгли свои советские серпасто-молоткастые паспорта, как сегодня многие отказываются от ИНН.

- Кстати, а каково ваше отношение к ИНН?

- Это вопрос, который должен каждый решать по совести, посоветовавшись со своим духовником. Я же могу сказать, что в радикализме поведения тех, кто в советское время отказывался от паспортов, был явлен не политический протест против безбожной власти, а проявление личного подвига, здесь есть момент юродства Христа ради. Ведь если юродивый живет без документов - это "нормально", это подвиг, но важно чтобы от других не требовалось такого же подвига, ведь они могут не быть к нему и готовы. Примечательно, что "по-катакомбному" жили не только в удаленной и труднодоступной Абхазии, но и даже совсем рядом с Москвой. Женская монашеская община подвизалась при Иосифо-Волоцком монастыре, который окормлялся покойным митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом. Его игуменьей была матушка Антония – келейница знаменитого катакомбного владыки Антония Голынского. Ей после его кончины вместе с сестрами предстояло выбрать - уйти в катакомбы, в лоно МП или в РПЦЗ. Владыка Антоний благословил каждому выбрать по своей совести и его чада разошлись в разные юрисдикции. Матушка Антония выбрала МП, так как связи с РПЦЗ тогда не было, а в "катакомбах" царила каноническая путаница. И вот владыка Питирим позволил ей и сестрам спасаться при его монастыре, практически нелегально, а это в ту пору было небезопасно. Теперь я уже могу сказать, что мать Антония - это прототип упомянутой в "Начальнике тишины" игумении Антонии из N-cкого монастыря.

Но все же наиболее тяжело – если мерить мирскими мерками - было конечно тем, кто подвизался в Абхазии, вдали от всего мира, когда помогали лишь совсем редкие тогда паломники, приносившие продукты, чтобы насельники не умерли, голодая. Им – во глубине абхазских гор, где я побывал впервые в 1995 году – весьма непросто и сегодня. А если еще добавить к этому и весьма суровый устав, по которому они живут… Так, в монастыре в котором примерно 60 (!) сестер у матушки Херувимы – пост по Типикону, исповедание помыслов… Это цемент всей монастырской жизни… Недавно, когда я был в Москве, матушка Херувима вместе с несколькими насельницами была на моем вечере в Библиотеке-Фонде "Русское зарубежье", что стало для меня настоящим подарком! Но все же в основе жизни в этих обителях, которые являются подлинными выразителями древней иноческой традиции, лежит не следование букве, а взаимная любовь.

- Но как можно сегодня практически выжить, не общаясь с миром? И есть ли с ним хоть какая-то связь у абхазских пустынножителей?

- Конечно, есть свое хозяйство - сады, огороды, ульи, есть и помощь со стороны паломников, хотя, конечно, особенно трудно в зимнюю пору, когда кельи заносит снегом… Ну а связь с миром – мобильные телефоны, но не везде в горах они работают. Пользуются ими редко… Но, ведь, благодатна сама земля Абхазии. Само слово Абхазия в переводе - "Страна души", и собственно это и есть сердце Иверии. Иверия, как известно, досталась Богородице по жребию для проповеди. Но из-за бури корабль, на котором Она находилась, пристал к Афону. А Абхазию вместо Богородицы обратил в Христианство святой апостол Симон Кананит. Здесь покоятся его святые мощи, здесь было второе обретение главы святого Иоанна Крестителя, здесь в ссылке почил Иоанн Златоуст со словами "Слава Богу за все", здесь был убит святой мученик Василиск…

- Известный церковный писатель Лев Регельсон в своей книге "Земля Адама" и вовсе высказал гипотезу о начале жизни именно на абхазской земле.

- Об этом мне трудно говорить, я не специалист по церковной археологии, хотя, разумеется, знаю, что существует немало гипотез о местах начала жизни Адама и Евы. В то же время ныне существует пророчество о возрождении монашеской жизни именно в этих краях. И в Ново-Афонском монастыре – доступном сегодня для всех - действительно сейчас возрождается монашеская жизнь. Люди тянутся к обители. А абхазские горы заселяются подвижниками.

- Но ведь юрисдикционный статус абхазской Церкви остается неясным…

- Да, увы политическая ситуация в Грузии привела к тому, что теперь абхазская Церковь тяготеет к МП, но МП в то же время не хочет портить отношения с Грузинской Патриархией, а потому не присылает в Сухуми своего архиерея, хотя за богослужением в Абхазии поминают патриарха Алексия Второго, а не Илию. Но и сам Грузинский Патриархат тоже не может окормлять абхазскую паству. Пролилась кровь. Так что положение очень сложное. Абхазы в начале девяностых даже обращались к РПЦЗ, прося прислать им епископа…

- В таком случае положение абхазской Церкви, и уж тем паче горных – заштатных - монастырей, с каноничной стороны весьма сомнительно…

- Это очень трудный вопрос. Ведь даже и в древней истории разобраться до конца в каноничности существования иных обителей было весьма непросто.

- Позвольте задать щекотливый вопрос: сегодня то и дело появляются свидетельства гомосексуализма в закрытой монастырской среде. Что вы об этом думаете?

- Лично я напрямую не сталкивался с таким крайними формами. Но если бы и столкнулся – то разве может это как-то оттолкнуть от Церкви, поколебать в вере. Или мы не знаем, забыли о том, что сама природа пала после падения Адама. И это подлинная трагедия мира. Но все же более важно для нас то, что мы можем подняться, можем встать и снова идти ко Христу. Слава Богу, у нас есть спасительное покаяние. Есть всегда. Если же говорить конкретно, то мне известны примеры, когда люди восставали даже после таких, весьма тяжелых падений.

- Говоря о современных подвижниках, вы все же называли имена, которые знают немногие… В то время как более известны имена митрополита Антония Сурожского, отца Иоанна (Крестьянкина), почившего в этом году, новопреставленного митрополита Виталия (Устинова)…

- Владыку Антония Сурожского я, к сожалению, не знал, и мое общение с ним, как сказали бы сегодня, было виртуально-визуальным – через видеозаписи, но по ним я могу сказать, что он очень напоминал архиереев РПЦЗ, хотя и принадлежал к МП – напоминал своей, скажем, неотмирностью, своей совершенно исключительной простотой и какой-то явной бедностью… Что касается отца Иоанна (Крестьянкина) и моего отношения к нему, как к старцу… Видите ли, у всех дары разные… У отца Иоанна был свой дар. Но наличие того или иного дара не делает человека во всем безгрешным и неошибающимся. У отца Иоанна, например, было свое субъективное отношение, скажем, к митрополиту Сергию (Старгородскому), которое не разделяли те, кто считает, что сергианство – это грех не одного человека, не одного иерарха, но всех, кто в нем участвовал… Но я абсолютно уверен в то же время, что старец Иоанн (Крестьянкин) жил по совести. Так же как жил и владыка Виталий (Устинов) – большой молитвенник, человек, с которым была связана, можно сказать, целая эпоха – время минувшего века, знаменитый также и своими проповедями на тему исихазма.

- Но то, что произошло недавно в Мансонвилле, и что, возможно, и приблизило уход владыки Виталия из жизни, трудно не назвать расколом. Это не менее одиозно, чем поведение владыки Каннского Варнавы…

- Я бы воздержался в данном случае от комментариев, тем более что владыку Варнаву я встречал лишь один раз на приеме в Нью-Йорке, когда он очень вдохновенно рассказывал о розах в своем саду.

- …А в мае года пришел на премьеру фильма "Код да Винчи" в Каннах…

- Если вам интересно, то я могу сказать лишь, что я сам думаю на тему нашумевшего фильма. Мне думается, что "Код да Винчи" появился как осознанная или неосознанная реакция на картину Мэла Гибсона "Страсти Христовы". Разве не удивительно, что в наше время, секулярное время, появился такой фильм, как "Страсти Христовы"?.. Мне кажется, что это было совершенно неожиданно. Взгляд людей вдруг обратился в ту сторону, в которую он, так скажем, давно не обращался. Это - фильм исповеднический, фильм апокалиптический, фильм подлинно христианский. Известно, что многие после премьеры этого фильма обратились к вере, а иные и вообще пересмотрели свою жизнь. И вот как ответный антихристианский удар - книга и фильм "Код да Винчи". Реакция людей соответствующая - сомнения в вере, а один настоятель католического монастыря даже покончил жизнь самоубийством после знакомства с этим "произведением искусства". И вот, ведь, что еще интересно, как раз с точки зрения искусства разница между "Страстями Христовыми" и "Кодом да Винчи" очевидная! Ведь, фильм Гибсона - это и настоящее произведение искусства. Это признают и неверующие критики и искусствоведы. А что же было сказано после того, как был явлен urbi et orbi "Код да Винчи"?.. Как вы знаете, пресса полностью раскритиковала этот фильм. И, невзирая на это, он имел немалый успех и собрал большую кассу. Так что же это говорит о современном состоянии людей?.. Увы, это так красноречиво свидетельствует о вкусах современного среднего зрителя. Если бездарное произведение имеет такой успех - это прискорбно.

- Возвращаясь к фильму Мэла Гибсона, мне кажется, что экранизировать библейские, евангельские события невозможно, ибо сыграть…Христа, сыграть Бога – нельзя. Да и предельный натурализм этого фильма…

- Что касается натурализма – тут уже все зависит от человека, от его устройства. Так, знаете, митрополиту Антонию (Храповицкому), который был сильным и волевым человеком, был более всего по душе именно Достоевский. А, ведь, многие откладывают его произведения уже не первых же страницах, просто не могут читать. Безусловно, я согласен с вами в том, что не стоит играть Богочеловека. И были же фильмы, в которых не было Христа в кадре, но Его присутствие ощущалось. Но в то же время в данном случае я говорил прежде всего не об экранном воплощении Спасителя, а о пафосе фильма, который заставил задуматься и о нас самих, и о чуткости наших сердец. Фильм заставил подумать и о нашем будущем, задуматься даже и о глобализации, которая захватила сегодня весь мир и угрожает установлением мирового порядка.

- Вы имеете в виду некое международное правительство, всемирный заговор?..

- Не совсем. Я лишь говорю о том, что уже две тысячи лет тому назад было высказано в Апокалипсисе Иоанна Богослова. Я говорю о том, что стоит внимательно всматриваться в то, что происходит вокруг. Опасна не сама по себе глобализация, она лишь инструмент, но опасно ее будущее использование антихристом, который, как мы знаем из Апокалипсиса, станет всемирным правителем.

- Но, кажется, что сегодня мир все же весьма многополярен и, увы, мусульманское сообщество отчаянно противостоит христианскому. Так на какой же почве они могут объединиться?..

- В данном случае вы рассуждаете как политолог, но стоит посмотреть на проблему и с эсхатологической стороны. А это совсем другой взгляд. Ведь все что происходит в политике - это лишь внешняя сторона скрытых процессов, прежде всего духовных процессов. А все, что мы знаем о политических событиях из СМИ, - зачастую рассчитано лишь на формирование массового сознания обывателя, но далеко не передает подлинной сути событий.

- Мне хотелось бы также спросить Вас о событии, которое поистине можно назвать подлинным чудом нашего времени и свидетелем которого Вы, насколько мне известно, были. Я говорю об обретении честных останков митрополита Филарета.

- Да, Бог привел и мне отчасти быть свидетелем этого чуда. Это случилось в 1999 году в Джорданвилле, когда честные останки почившего в 1984 году первоиерарха РПЦЗ было решено перенести из склепа кладбищенской церкви в крипту за алтарем Свято-Троицкого кафедрального собора. И когда гроб был вскрыт, то все вокруг были совершенно поражены тем, что открылось взорам. Как вы, наверное, знаете, мощи бывают двух видов – бывают просто кости, а бывает целиком сохранившееся тело, которое лишь приобретает цвет, напоминающий шоколадный. Именно таково было тело владыки Филарета спустя 15 лет после его блаженной кончины. Оно имело такой же вид, какой имеют мощи свв. Иова Почаевского и Иоанна Шанхайского. По милости Божьей я был приглашен митрополитом Лавром присутствовать на последней панихиде и даже на переоблачении владыки Филарета перед его погребением. Честные останки уже в закрытом гробу были на службе в храме, совершалось несколько панихид, а затем они были положены в крипте - в специально приготовленном месте, закрытом бетонной плитой, которую в надлежащее время можно будет в короткое время снять. Над местом упокоения установлена рака.

- Но почему в таком случае сразу не произошло прославления митрополита Филарета?

- Потому что прошло еще совсем мало времени с момента кончины Владыки. Уверен, что рано или поздно его прославление в РПЦЗ состоится. Для канонизации требуется и изучение материалов и специальная подготовка. Но мы можем молиться и уповать на то, что это случиться. Конечно, это событие осталось незабываемым, неизгладимым моментом в моей памяти. Подробнее я описал мое личное восприятие обретения нетленных мощей митрополита Филарета в своей книге "Охранительство".

- Благодарю Вас за интервью. Где все же можно приобрести Ваши книги?

- И Вас взаимно благодарю за беседу. А книги Можно заказать по телефону в Москве 949-77-65 или по электронному адресу : [email protected].

Беседовал Алексей Феоктистов,
для "Портала-Credo.Ru"


    В сюжете:

03 августа 2017, 17:33  
МОНИТОРИНГ СМИ: Материалы к прославлению [в РПЦЗ(В-А)] Святителей Антония, Анастасия, Филарета и Виталия, Первоиерархов Русской Православной Церкви Заграницей. Часть 3
02 августа 2017, 13:11  
Ежегодная богословская конференция "Пути РПЦЗ в современном мире" состоится в августе в резиденции первоиерарха РПЦЗ(А) в Одессе (Украина)
02 августа 2017, 12:43  
МОНИТОРИНГ СМИ: Материалы к прославлению [в РПЦЗ(В-А)] Святителей Антония, Анастасия, Филарета и Виталия, Первоиерархов Русской Православной Церкви Заграницей. Часть 2
01 августа 2017, 13:31  
МОНИТОРИНГ СМИ: Материалы к прославлению [в РПЦЗ(В-А)] Святителей Антония, Анастасия, Филарета и Виталия, Первоиерархов Русской Православной Церкви Заграницей. Часть 1
28 июля 2017, 08:40  
МОНИТОРИНГ СМИ: О положении в Церкви. "Как в древности, так и в наше время заблуждения в Церкви наиболее исходят от иерархии, а не от простого народа", - епископ Андрей (Эрастов)
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования